Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 389

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– Соберите пословицы, объясните их смысл.

 Москва – всем городам мать.

 Кто в Москве не бывал – красоты не видал.

 В Москве сорок сороков церквей.

Учащиеся читают стихотворения о Москве.

– Выполните тест о Москве:

1. Столица нашей Родины:

а) Санкт-Петербург;

б) Москва;

в) Псков.

2. Основатель Москвы:

а) Пётр I;

б) Александр Невский;

в) Юрий Долгорукий.

3. «Сердце» Москвы:

а) Третьяковская галерея;

б) Памятник А. С. Пушкину;

в) Кремль.

4. Собор, построенный в честь взятия Казани:

а) храм Христа Спасителя;

б) Успенский;

в) Покровский собор (собор Василия Блаженного).

5. На гербе Москвы изображён:

а) орёл;

б) медведь;

в) всадник.

IV. Итог урока.

– Назовите исторические памятники Москвы.

– Чем знаменит Санкт-Петербург?

– Назовите исторические памятники Санкт-Петербурга.

Урок 59
Тема: Российские города

Цели: познакомить с крупнейшими и наиболее старинными городами России; учить сравнивать гербы российских городов; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, к героическому прошлому Отечества, любовь к родному краю.

Оборудование: карточки с представленным текстом; физическая карта России, карта области; альбом с видами Москвы; изображения животных, растений области; гербарий; фотографии с изображением исторических памятников российских городов.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

«Милая светлая Родина! Вся наша безграничная любовь – тебе, все наши помыслы – с тобой», – сказал М. Шолохов.

– Как называется наша Родина? Назовите ее столицу.

II. Работа по учебнику.

– Рассмотрите в учебнике фотографии российских городов.

– Прочитайте текст. Какой город стоит на реке Ангаре?

– Назовите город на Дальнем Востоке, который стоит на берегах великой реки Амур.

– Какие города построены на берегах реки Волги?

– Какой памятник есть и в Москве, и в Нижнем Новгороде?

– Как вы думаете, почему в старину города строили чаще всего по берегам рек?

– Почему кремли обычно ставили на холме?

– Назовите города-герои.

Звучит фонограмма песни Г. Пономаренко «Течет Волга…».

– Издавна на Руси народ называл Волгу матушкой. С давних пор Волга была главным водным путем России. Вниз по течению и вверх плыли по ней большие и малые корабли с разными грузами. Вот и сегодня мы совершим путешествие по Волге, по нашему родному краю. В этом нам помогут географические карты. Откройте атласы. Найдите наш город на физической карте. Его географическое положение таково: юг России, низовье Волги. Ниже по течению расположена только Астрахань, где Волга впадает в Каспийское море.


Раньше, плывя вниз по Волге, можно было добраться только до Каспийского моря. А теперь благодаря каналам, которые соединяют одну реку с другой, можно доплыть и до Азовского, Черного, а плывя вверх – до Балтийского, Белого морей. Много городов поднялось на берегах Волги. Какие вы знаете?

Это карта нашей области, она тоже будет помогать в нашем путешествии. (Показ карты области.)

а) Полезные ископаемые края.

– Давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми богат наш край.

Дети работают с атласами и картой, а все полезные ископаемые выписываются на доске и в тетрадях.

Калийная соль – в быту и как удобрение.

Поваренная соль – в пищу. (Озеро Баскунчак.)

Природный газ, нефть – топливо.

б) Животные и растения края.

– Богат наш край животными и растениями. Назовите животных области. (Степной орёл, дрофа, жаворонок, степная лисица, сайгак, гадюка, ужи.)

– Назовите растения нашего края. (Ковыль, тюльпан степной, адонис и др.)

– Волга – река, которая находится под особой охраной. В нашей области специально высаживают леса для защиты почвы от размывания и развеивания ветром, так как степной климат – неблагоприятный для почв. Животные и растения тоже охраняются, для чего созданы заказники.

Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где под особой охраной находятся растения.

На территории Волгоградской области растут очень редкие растения, которые занесены в Красную книгу: росянка – растение-хищник, кувшинка белая, ландыш и др. Обитают редкие насекомые, животные и птицы: жук-олень, жук-носорог, дрофа, журавль-красавка, выхухоль и др.

Учитель показывает изображения.

в) История нашего края.

– Интересна и знаменательна история нашего края. И об этом тоже может рассказать карта. (Показывает знак .)

Такой знак говорит о том, что здесь жили древние люди (каменный век – примерно 50–100 тысяч лет назад).

– Найдите, где на территории Волгоградской области были поселения древних людей. (Пичуга, Безымянка (Фроловский район), Чернышковский район, ст. Староаннинская.)

– А вот еще один знак на карте –

(памятники погибшим героям). Как вы думаете, о чем он говорит? Да, это памятники героям, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Эти знаки встречаются почти на всей территории нашей области, а это значит, что в нашей области нет такого места, где бы не было сражений, где бы не погибли люди.

Среди погибших за наш край есть и те, кому присвоено звание Героя Советского Союза. Им установлены памятники. (Показываетфотографии с изображением памятников.)

– Какие еще условные обозначения вы видите на карте? (Показывает знак – места, где родились, жили и работали замечательные люди.)

– Найдите эти населенные пункты и узнайте, какие выдающиеся люди жили и работали здесь.

Задание 1.

– Найдите на карте России города, о которых упоминалось в тексте учебника. Рассмотрите гербы российских городов. Чем они похожи? Чем различаются?

III. Фронтальная работа.

– Как вы думаете, почему к Москве у нас какое-то особое отношение? (К Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины.)

– Кроме Москвы, в нашей стране есть много городов, которыми мы по праву гордимся, – это города с богатой историей, с памятниками архитектуры, посмотреть которые едут не только россияне, но и люди из других стран.

– Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня, то в Петропавловске-Камчатском наступает полночь. Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашей страны – её зеленый наряд – леса.

IV. Итог урока.

– Назовите крупные города России.

Урок 60

Тема: Горожане и селяне

Цели: выделить отличие между городом и селом; учить рассказывать о малой родине; развивать логическое мышление.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Прочитайте ребусы:



II. Работа по учебнику.

– В городской или сельской местности находится ваш дом? Какой он? Чем различаются условия жизни селянина и горожанина? Какие постройки, кроме жилых домов, есть в городе? А в селе?

– Прочитайте текст в учебнике. Чем город отличается от села?

– Почему в городе строят многоэтажные дома?

– Кто проектирует здания в городе? Какие зоны есть в каждом городе?

– Рассмотрите в учебнике схему города. Сколько всего условных знаков на ней изображено? Расшифруйте эти знаки.

– Опишите маршрут мальчика. Сколько ему встретится дорожных знаков в пути?

– Что они обозначают? Сколько видов транспорта сменит мальчик, пока доберётся до парка?

III. Работа в тетради на печатной основе.

– Прочитайте, что написал о своём городе ваш сверстник.

– Напишите свой рассказ.

Задание 8.

– Прочитайте текст. Как вы думаете, когда он был написан?

– Чем современный город отличается от старинного?

– Какие слова в тексте вам не знакомы? Узнайте их значение в толковом словаре. (Тёс – тонкие доски; тротуар – пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов; дрожки – вид старинного транспорта; ремесло – профессиональное занятие.)

Задание 9.

– Подпишите, где изображены бульвар, площадь, проспект.

– Наклейте вывески над зданиями.

IV. Итог урока.

– Чем город отличается от села?

Урок 61
Тема: Проблемы современного города

Цели: познакомить с проблемами современного города, с понятием «чистота улиц»; учить решать экологические задачи.

Оборудование: ребус; магнит; предметы металлические, деревянные, пластиковые; фотографии с изображением городских свалок.

Ход урока


I. Сообщение темы урока.

– Прочитайте ребус:



(Отходы.)

II. Работа по учебнику.

– Кто проектирует город? Какие зоны есть в городах? Что в них находится? Где вы любите бывать?

– Какие специальные службы есть в городском хозяйстве?

– Чем они важны?

– Прочитайте текст учебника. Что называют отходами? Какие их виды могут быть у ученика?

– Какие отходы у городского жителя? у заводов и фабрик?

– Как городские службы решают проблему отходов?

– Что такое свалка? Почему нельзя находиться рядом со свалкой?

Учитель демонстрирует «модель свалки», составленную из различных предметов.

– С помощью магнита разделите предметы на группы.

– Каких отходов появляется больше всего в вашем доме?

– Стоят ли во дворе ваших домов контейнеры для сбора разных отходов: бумажных, металлических, пластиковых, стеклянных?

– Приходилось ли вам наблюдать, как около загородного шоссе появляются стихийные свалки отходов, оставленных горожанами, которые отдыхали на природе? Правильно ли поступают эти люди? Чем вы можете помочь в решении этой проблемы?

III. Фронтальная работа.

– Что означает слово «экология»?

Слово «экология» происходит от греческих слов olikos – «дом, жилище» и logos – мы уже знаем, что это слово означает «наука». Таким образом, экология – это наука о взаимодействии живых организмов с нашим общим домом – природой. Если выражаться научным языком, экология – это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Объектом изучения экологии могут стать, к примеру, организмы почвы, сама почва, вода, человек и т. д. Отдельный, заслуживающий особого внимания, раздел экологии занимается изучением и контролем воздействия человека на природу.

Глобальными проблемами называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов. Одной из них является загрязнение воздуха отходами промышленных предприятий. В наибольшей степени загрязнение атмосферы сказывается на здоровье городского населения. Об этом свидетельствуют, в частности, существенные различия в заболеваемости населения в разных городах и даже в отдельных районах одного и того же города.