ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наличие в городах зеленых насаждений является одним из наиболее благоприятных экологических факторов. Зеленые насаждения активно очищают атмосферу, кондиционируют воздух, снижают уровень шумов, препятствуют возникновению неблагоприятных ветровых режимов. Кроме того, зелень в городах благотворно действует на эмоциональное состояние человека.
Для уменьшения отрицательного влияния промышленных свалок на экологические условия города мусор сортируют по степени вредности. Наиболее вредные отходы вывозят далеко за пределы города и там хранят в бетонированных мусоросборниках. Многие ядовитые отходы с развитием технологии могут стать сырьем для дальнейшей химической переработки. Бытовой мусор и часть отходов химических предприятий поступают на мусороперерабатывающие заводы.
IV. Итог урока.
– Что означает слово «экология»? Назовите главную проблему современного города. Как решается эта проблема? Чем вы можете помочь?
Урок 62
Тема: Проблемы современного города
Цели: познакомить с проблемой транспорта в современном городе; учить решать экологические задачи.
Оборудование: рисунки с изображением транспорта; схема «Виды наземного транспорта».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Прочитайте слова на доске:
автобус автомобиль поезд трамвай
– Что их объединяет? (Это транспорт.)
II. Работа по учебнику.
– Прочитайте текст учебника. Какие двигатели изобрёл человек? (Паровой, бензиновый, электрический.) Назовите машины специального назначения.
– Какой вид транспорта чаще всего встречается в городе?
– Каким транспортом пользуетесь вы?
– Каким одним словом называют разные машины?
– Что означает слово «транспорт»?
Транспорт – отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов.
– Какие виды наземного транспорта вы знаете?
– Какое слово следует добавить к слову «транспорт», если перевозят только людей или только груз?
– Какие машины подают специальные сигналы?
– Что должны делать водители других машин в таких случаях? (Уступить дорогу.)
– Чем различаются дороги, по которым ходят автобусы и трамваи? (Для трамвая необходимы рельсы.)
– Сравните троллейбус и автобус. Чем они похожи? Чем различаются? (Троллейбус работает на электрическом двигателе, а автобус – на бензиновом.)
– Как называют человека, который управляет транспортным средством? (Водитель.)
– Как называют человека, который управляет поездом, электричкой, метропоездом? (Машинист.) Автобусом? (Шофер.)
– Какой вид наземного транспорта меньше всего загрязняет городской воздух?
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 10.
– Разгадайте ключевое слово.
| | | | | | т | | | | | | | |
| | | | 1 | т | р | а | м | в | а | й | | |
| | | | 2 | с | а | м | о | л | ё | т | | |
| | | | 3 | с | н | е | г | о | х | о | д | |
| 4 | в | е | л | о | с | и | п | е | д | | | |
| | | | | 5 | п | а | р | о | в | о | з | |
| | | 6 | т | р | о | л | л | е | й | б | у | с |
7 | э | л | е | к | т | р | и | ч | к | а | | | |
| | | | | | т | | | | | | | |
– Можно ли назвать одним словом эти виды транспорта?
– Какой из них является лишним? (Снегоход.)
– Какие виды транспорта есть в вашем городе?
Задание 12.
– Разгадайте ключевое слово.
| | | | | | | | 5 |
| | | | | | | | л |
1 | | | | | | | | у |
т | 2 | 3 | | | | | | н |
р | к | т | | | | | | о |
а | а | р | | | | | | х |
м | р | о | | | | 4 | | о |
в | е | л | о | с | и | п | е | д |
а | т | л | | | | а | | |
й | а | е | | | | р | | |
| | й | | | | о | | |
| | б | | | | в | | |
| | у | | | | о | | |
| | с | | | | з | | |
Задание 13.
– Дополните схему:
IV. Фронтальная работа.
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 600 млн штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5–4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. При использовании этилированного (с добавлением свинца) бензина этот высокотоксичный элемент попадает в выхлопы. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы составляет сегодня в большинстве регионов России не менее 30 %. Автомобили используют кислород атмосферы, для них ежегодно строят новые дороги с твердым покрытием, которые густой сетью опутывают планету. Содержание таких дорог требует очень больших затрат энергии. В автомобильных катастрофах на дорогах гибнет много людей.
Все изменения, которые происходят на Земле, не проходят бесследно для нашего организма. Наше варварское отношение к Земле сделало её агрессивной для нас. Экологическая трагедия Земли перешла в физическую и моральную трагедию человека.
Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса – в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания.
V. Итог урока.
– Что такое транспорт? Назовите виды наземного городского транспорта.
Урок 63
Тема: Проблемы современного города
Цели: познакомить с видами водного и воздушного транспорта; развивать логическое мышление и внимание; продолжить экологическое воспитание.
Оборудование: рисунки с изображением водного и воздушного транспорта; схемы.
Ход урока
I. Работа по учебнику.
– Где чаще всего люди селились в старину? (На берегах рек, озёр.)
– На берегах какой реки находится наш город?
– На каком транспорте люди плавают по воде?
– Прочитайте текст в учебнике. Есть ли в нашем городе водный транспорт? На чём вам приходилось плавать?
– Рассмотрите картинки в учебнике. Какие виды водного транспорта изображены на них? Чем они различаются?
– Назовите отличительные признаки каждой группы.
– Но не только водное пространство освоил человек. Небо всегда манило людей. Прочитайте в учебнике текст о воздушном транспорте.
– Чем наполняли воздушные шары? (Тёплым воздухом или лёгким газом.)
– Когда создали самолёты? (Сто лет назад.)
– Какой вред приносят аэропорты? Есть ли в нашем городе аэропорт?
– Летали ли вы на самолёте?
– Видели ли вы с высоты неба свой город? Каким он вам показался?
– На какие группы можно разделить летательные аппараты? Какие проблемы возникают при использовании воздушного транспорта?
II. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 14.
– Рассмотрите рисунки. Подпишите названия видов водного транспорта.
Задание 15.
– Разгадайте загадки и нарисуйте отгадки. (1. Вёсла. 2. Якорь.)
Задание 16.
– Разгадайте ключевое слово.
| | | | | | 4 |
| | | | | | в |
| | | | | | е |
1 | | 2 | | 3 | | р |
п | а | р | а | ш | ю | т |
л | | а | | а | | о |
а | | к | | р | | л |
н | | е | | | | ё |
е | | т | | | | т |
р | | а | | | | |