Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


III. Итог урока.

– В давние времена жила одна удивительно дружная семья. Огромная семья – 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это всё правда, он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».

Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было 100 раз написано одно и то же слово. Что это за слово, как вы думаете? («Понимание».)

– Так почему эту семью мы называем дружной, от чего это зависит? Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения?

– Вот это большое сердце (демонстрирует вырезанное из бумаги сердечко) – символ дружной семьи. И состоит оно из маленьких сердечек, в которых должны царить дружба, доверие, счастье, уважение, понимание.

Урок 55
Тема: Твоя Родина

Цели: ввести понятие «родина», развивать внимание, память; воспитывать патриотизм.

Ход урока

I. Работа по учебнику.

– Где вы родились? Где живёте сейчас? Что вы называете своей малой родиной? Что является Родиной для всех жителей нашей страны? (Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней испокон веку жили наши отцы и деды.)

«Родиной мы зовем её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережет от всяких врагов... Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». (К. Д. Ушинский.)

– Прочитайте текст учебника. Люди каких национальностей живут в нашем крае? Чем отличаются разные народы? Знаете ли вы сказки, песни, национальные одежды народов России?

– Прочитайте пословицы о родине, объясните их смысл.

 Родина любимая – что мать родная.

 Человек без родины, что соловей без песни.

 На чужой стороне и весна не красна.

 Жить – родине служить.

– Любили всегда русские люди свою родину и храбро защищали ее от врагов. Знали, что отстоять ее можно, если «все за одного, один за всех». Да... Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. Врагов себе не искали, а друзьями дорожили. Берегли родную землю русские люди, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях.


II. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 1.

– Разгадайте ключевое слово и составьте к нему вопрос.

Выполнение задания.

III. Фронтальная работа.

– С чего начинается родина?

Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом – родина. Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Ее населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 39 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.

Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости – это национальная гордость. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее».

IV. Итог урока.

– Как называется наша страна? Как называются люди, живущие в нашей стране?

– Какой город является столицей России?

– Какие символы государства вы знаете?

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Нет на свете Родины дороже.

Надо всё нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

Всюду всё в её раздольях – наше,

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

А. Прокофьев

Урок 56
Тема: Наше государство

Цель: сформировать понятия «государство», «конституция»; закрепить знание символов России: флага, герба, гимна; воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям разных народов.



Оборудование: карточки с представленным текстом; флаг, герб и гимн России; карта полушарий; политическая карта России.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Вдумайтесь в мудрые слова, которые я вам сейчас прочту. «Для каждого из нас, – писал В. А. Сухомлинский, – Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного; в жизнь каждого из нас навсегда, до последнего дыхания, входит что-то единственное и незаменимое, как грудь матери, как ее ласковое прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества».

II. Фронтальная работа.

– Как называется то место, где вы родились и выросли?

– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

К государственным символам любой страны относятся: государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. Поднимите руки те, кто видел Государственный герб России и Государственный флаг России. А кто может описать их?

Учитель читает стихотворения о гербе и флаге России.

У России величавой на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.

* * *

Белый цвет – берёзка, синий – неба цвет.

Красная полоска – солнечный рассвет.

– Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые в недавнем прошлом казались малозначащими и не вызывали особого интереса не только в общественной, но и в научной среде. С официальным восстановлением в начале 1990-х гг. герба и флага Российского государства интерес к национальной символике значительно вырос, и не только у профессиональных историков, но и среди самых широких масс населения.


Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета – главные отличительные признаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.

Символы государства – это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Они нужны как воплощение истории страны и отражение ее настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и для обозначения на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Эти символы несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально-политическую нагрузку. Любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к ее государственным символам. При звуках родного гимна у нас взволнованно бьется сердце. При подъеме национального флага в знак победы на международных спортивных состязаниях у победителей нередко наворачиваются слезы на глаза, а болельщики решительно раскрашивают лица в цвета государственного флага. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

Современная символика России получила официальное утверждение 25 декабря 2000 г., когда Президент РФ В. В. Путин подписал три федеральных конституционных закона: «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации».

Изображения государственного герба мы можем увидеть на фасадах зданий, где работают руководители нашего государства, на официальных документах, на пограничных столбах.

– Где еще встречается изображение Государственного герба России? Когда был принят Государственный герб Российской Федерации?

– Опишите современный герб России.

– Где можно увидеть изображения герба нашей страны?

Государственный флаг поднимают во время официальных церемоний и торжественных мероприятий. Ежедневно он поднимается на месте постоянного пребывания российских воинских частей. В дни всенародного траура флаг приспускают или же прикрепляют к верхней части древка черную ленту, что свидетельствует о скорби всего государства, всего народа.

– Когда был принят новый Государственный флаг Российской Федерации? Каким должно быть отношение граждан России к своему флагу? Почему? Опишите Государственный флаг России.


Государственный гимн РФ звучит в особо торжественных случаях: при вступлении в должность Президента России и руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной думы, во время воинских ритуалов и т. д. Исполнение гимна сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

– Расскажите о современном российском гимне.

– Каковы правила поведения граждан при исполнении Государственного гимна России?

III. Работа по учебнику.

Задание 1.

– Прочитайте тексты и проверьте свои знания.

– Почему наша страна называется Российской Федерацией?

– Найдите на карте свою «малую родину». В состав какой республики, края или области она входит?

– Где и когда поднимают Государственный флаг России?

– Флаги каких государств поместил ученик на доске? (Япония, Америка, Китай.) Граничат ли они с Россией? Сухопутные или морские эти границы?

Задание 2.

– Прочитайте гимн России. Что в нём говорится о нашей Родине?

– Как вы понимаете слова «братских народов союз вековой»?

IV. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 2.

– Подпишите под рисунками названия государственных праздников. (Новый год, 8 Марта, День Победы.)

Задание 3 (раскрашивание Государственного флага России).

– Напишите названия столиц государств мира. (Россия – Москва, Германия – Берлин, Франция – Париж, Япония – Токио, Китай – Пекин, Великобритания – Лондон.) Укажите цифрами их флаги.

V. Итог урока.

– Назовите государственные символы.

Урок 57