Файл: 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян путем продажи, закладывания, дарения и пр. К концу XVII в. помещики стали открыто продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 г. это было запрещено.
Закрепощение крестьян осуществлялось двумя путями:
1) внешнеэкономическим;
2) экономическим (кабальным).
В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы.
Крестьяне-старожильцы – основное население феодальных вотчин или государственных земель, противопоставляемое »новоприходцам», крестьянам, вновь призванным феодалами в свои имения из других княжеств. Старожильцы – это крестьяне, издавна живущие на земле своего феодала и выполняющие в его пользу определенные феодальные повинности. Старожильцев называют людьми «искони вечными» и «пошлыми», т. е. старинными. Вместе с ликвидацией удельных княжеств исчезает возможность «перезываний» крестьян из княжества в княжество.
Помимо этого, по форме зависимости крестьянин мог быть:
1) половником – крестьяне-общинники, передававшие феодалам свои участки земли. За право пользоваться землей феодала половники были обязаны отдавать половину своего урожая. Половники имели право по истечении срока договора уйти от землевладельца, погасив задолженность. В Пскове половники делились на изорников-пахарей, огородников и кочетников, т. е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на своей земле, а в селе «государя». Закон устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью и при условии выплаты всех долгов;
2) серебрянником (работать на проценты).
Внешнеэкономическая зависимость проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времени Русской Правды: ограничиваются источники холопства, учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.
32. Общая характеристика соборного уложения 1649 г
16 июля 1648 г. царь и Дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой и свести в один кодекс все источники действовавшего права и дополнить их новыми постановлениями.
Проект кодекса составляла комиссия из бояр: князя Одоевского, князя Семена Прозоровского, окольничего князя Волконского и дъякова Гаврилы Леонтьева и Федора Грибоедова. В это же время решено было собрать для рассмотрения и утверждения этого проекта Земской собор к 1 сентября. В конечном итоге обсуждение Уложения закончено в 1649 г. Подлинный свиток Уложения, отысканный по приказу Екатерины II Миллером, в настоящее время хранится в Москве. Уложение является первым из русских законов, напечатанных тотчас же по его утверждению. В 1-й раз Уложение печаталось 7 апреля—20 мая 1649 г. Затем в том же, 1649 г. (26 августа—21 декабря). Когда было сделано третье издание при Алексее Михайловиче, до сих пор неизвестно. С тех пор печатание законов входит необходимым условием в состав публикации законов.
Значение Соборного Уложения 1649 г. велико, поскольку данный акт является не только сводом законов, но и реформой, давшей чрезвычайно добросовестный ответ на нужды и запросы того времени.
Соборное Уложение 1649 г. является одним из важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного Собора и выборных от населения. Данный источник законодательства представляет собой свиток длиной 230 м, состоящей из 25 глав, разделенных на 959 рукописных столбцов, напечатанный весной 1649 г. огромным для своего времени тиражом – 2400 экземпляров.
Условно все главы можно объединить в 5 групп (или разделов), соответствующих главным отраслям права: гл. 1–9 содержат государственное право; гл. 10–15 – устав судопроизводства и судоустройства; гл. 16–20 – вещное право; гл. 21–22 – уголовное Уложение; гл. 22–25 – добавочные статьи о стрельцах, о казаках, о корчмах.
Источниками при составлении Уложения были:
1) «Правила святых Апостолов» и «Правила святых Отцов»;
2) византийское законодательство (насколько оно было известно на Руси по кормчим и другим церковно-гражданским юридическим сборникам);
3) старые судебники и уставы прежних государей российских;
4) Стоглав;
5) узаконения царя Михаила Федоровича;
6) боярские приговоры;
7) Литовский статут 1588 г.
Соборное Уложение 1649 г. впервые определяет статус главы государства – самодержавного и наследного царя. Прикрепление крестьян к земле, посадская реформа, которая изменила положение «белых слобод», перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях, регламентация работы органов местного самоуправления, режим въезда и выезда – составили основу административно-полицейских преобразований.
Помимо понятия «лихое дело» в значении «преступление», Соборное Уложение 1649 г. вводит такие понятия, как «воровство» (соответственно, преступник назывался «вором»), «вина». Под виной понималось определенное отношение преступника к содеянному.
В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы: преступления против церкви; государственные преступления; преступления против порядка управления; преступления против благочиния; должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности; военные преступления.
33. Формы землевладения по соборному уложению 1649 г
В первую очередь в Соборном Уложении 1649 г. получило закрепление право феодальной собственности на землю. Законодатель выделил в отдельные главы вопрос о поместных и вотчинных землях. Помещики имели только правомочия владения и пользования в отношении своих поместий.
Вотчины по праву XVI–XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с:
1) характером субъекта: дворцовые, государственные, церковные, частновладельческие.
2) способом приобретения: родовые, выслуженные и вотчинные. Причем статус родовых и выслуженных вотчин отличался от статуса купленных. Так, после смерти вотчинника родовые и выслуженные вотчины наследовались его сыновьями, дочерьми и родственниками, жена же покойного получала на прожиток только из купленных вотчин, лишь за неимением их ей назначалась часть их родовых и выслуженных в пожизненное владение или пока вдова не выйдет замуж. Для выкупа проданной, выменянной или заложенной родовой вотчины устанавливалось право родового выкупа, которое действовало в течение 40 лет (на купленные вотчины оно не распространялось). Уложение запрещало продавать, закладывать или отдавать на помин души вотчины монастырям и церкви. Помимо этого, если вотчинник уходил сам в монастырь, он должен был перед этим продать или передать свои вотчины родственникам.
Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, от имени рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи. Особое внимание уделялось регламентации круга лиц, допускавшихся к выкупу проданной или заложенной вотчины: отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке.
Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчин приобретался супругами совместно на их общие средства. Следствием являлся переход вотчины после смерти одного из супругов к пережившему его. Однако после смерти владевшей купленной вотчиной вдовы право на вотчину переходило не в род умершей, а в род мужа, что указывало на принадлежность этой формы землевладения не отдельному супругу, а именно супружеской паре.
Первоначальным условием пользования поместьем являлась реальная служба, которая начиналась для дворян с пятнадцати лет. По отношению к уже сложившемуся поместью складывалась презумпция, согласно которой наделенный землей должен был относиться к ней как к собственной, с чем связывались и его ориентации в сферах эксплуатации и распоряжения поместьем. Отметим, что в системе хозяйственных отношений поместье ничем не выделялось из ряда других хозяйственно-правовых форм, что являлось тенденцией к их сближению.
Уложению известен институт сервитутов – юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого или других. Законодатель выделял:
1) личные сервитуты – ограничение в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе (например, потрава лугов ратниками, находящимися на службе, право на их въезд в лесные угодья, принадлежащие частному лицу);
2) вещные сервитуты – ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов (например, возможность возводить печь у стены соседского дома или строить дом на межи соседского участка).
34. Публичное и уголовное право по соборному уложению 1649 г
Публичное право по Уложению предусматривало:
1) гл. 1 Уложения – царская власть брала под защиту христианское вероучение;
2) гл. 2 «О государской чести и как его государево здоровье оберегать» подразделяется на 2 части – против государственной чести и против здоровья (умысел на здоровье, различные виды измены царю и государству, заговор против царя и воевод на местах). Государственные преступления – любые действия, направленные против личности государя или его семьи (измена, заговоры, сношения с врагом). По таким преступлениям ответственность предусматривалась не только в отношении лица, его совершившего, но и в отношении его родственников и близких;
3) гл. 3 «О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакого бесчинства и брани не было»;
4) гл. 4 «О подпищеках и которые печати подделывают»;
5) гл. 5 «О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги»;
6) гл. 6 «О проезжих грамотах в иные государства»;
7) гл. 7 «О службе всяких ратных людей Московского государства»;
8) гл. 8 «О искуплении военнопленных»;
9) гл. 9 «О мытах, и о перевозах, и о мостах».
Соборное уложение не предусматривало определений понятия преступления, т. е. противоправность деяния не была четко определена. Однако под преступлением понималось нарушение царской воли и закона.