Файл: 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды наказаний:

1) изгнание за пределы РСФСР (на определенный срок или бессрочно);

2) лишение свободы (со строгой изоляцией от общества или без таковой);

3) принудительные работы без содержания под стражей;

4) условное осуждение;

5) конфискация имущества (полная или частичная);

6) штраф;

7) увольнение от должности;

8) общественное порицание и возложение обязанности загладить вред;

9) высшая мера наказания – расстрел.

Первое место среди преступлений занимали государственные. К ним относились: контрреволюционные преступления; вооруженные восстания; вторжение на территорию страны; шпионаж; террористические акты и др.

Помимо этого, упоминались также преступления:

1) против порядка управления;

2) должностные, хозяйственные, имущественные;

3) против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан;

4) воинские;

5) против публичного порядка и общественной безопасности.

Уголовные наказания в 1930-е гг. исполнялись в соответствии с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1924 г., который регулировал деятельность мест лишения свободы и организацию принудительных работ, устанавливал виды мест заключения, учреждений для применения мер социальной защиты:

1) исправительного характера;

2) медико-педагогического характера;

3) медицинского характера.

83. Конституция СССР 1936 г

Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.


Предпосылки создания Конституции 1936 г.:

1) СССР все более превращался в мощную промышленную державу, утрачивались черты аграрно-индустриального государства;

2) капиталистические черты экономики были заменены социалистическими;

3) социалистическая собственность на орудия и средства производства окончательно утвердилась;

4) исчезли эскплуататорские классы;

5) образовалось колхозное крестьянство;

6) наметилась дальнейшая демократизация избирательной системы.

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

1) это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;

2) нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:

а) высший орган власти – Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);

б) Совет народных Комиссаров (СНК – высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету);

в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий – 3 года);

3) в общественном устройстве устанавливалось наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян;

4) закреплялась политическая основа СССР – советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая политическая идеология;

5) экономической основой Конституция называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);



6) хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану;

7) труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;

8) принципы государственного устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;

9) центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:

а) представительство страны в международных отношениях;

б) решение вопросов войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;

10) статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.

84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г

Условия Великой Отечественной войны требовали мгновенной мобилизации всех военных и экономических ресурсов – это основная причина реформирования всего права России в этот период.

На военную службу привлекалось все здоровое мужское население, за исключением несовершеннолетних и престарелых. Граждане, уклоняющиеся от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

Все остальное население обязано было трудиться. Указ ПВС СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве»

ввел уголовную ответственность лиц, уклоняющихся от мобилизации для работы на производстве и строительстве. Наказание за это преступление – принудительные работы на производстве и строительстве по месту жительства на срок до 1 года.

Все уголовное законодательство пополнилось новыми составами преступлений и ужесточилось.

Указ ПВС СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну», установил
уголовную ответственность в виде лишения свободы до 10 лет для должностных лиц и до 3 – лет для частных лиц.

Смертная казнь назначалась для фашистских преступников и их пособников – предателей советской Родины.

Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц, проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие.

Спекуляция получила значительное расширение в определении состава преступления. Ответственность за нее возросла.

В экономических отношениях реже стало применяться договорное право, возросла роль административных актов.

Указом ПВС СССР от 1 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» расширялся круг наследников по закону, к ним были причислены усыновленные дети. В остальном наследование сохранило свои основные требования. Допускалось наследование по завещанию.

Трудовое право в целом тоже ужесточилось. Указ ПВС СССР от 26 июня 1941 г. предоставил директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР для рабочих и служащих предприятий обязательные сверхурочные работы продолжительностью 1–3 ч в день, отменил отпуска, заменив их денежной компенсацией.

Семейно-брачное право в период Великой Отечественной войны изменилось, Указ ПВС СССР 1943 г. «Об усыновлении» установил, что усыновляемому по просьбе усыновителя могут быть присвоены фамилия и отчество по имени усыновителя. Усыновление лиц, достигших 10 лет, присвоение им фамилии и отчества по имени усыновителя, а также запись усыновителей в качестве родителей без согласия усыновляемых не допускались.

Законный брак – зарегистрированный. Право обращения матери, не состоявшей в браке с предполагаемым отцом, в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка было отменено. Изменился порядок развода, он производился публично, через суд, допускались закрытые слушания по просьбе супругов. Порядок развода был затруднен в целях укрепления семей.

85. Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. Красная армия в годы Великой Отечественной войны

Закон «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. ознаменовал начало реформы в Вооруженных силах Советского государства. Он был принят Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г.


Ранее существовавшая система Вооруженных сил характеризовалась следующими признаками:

1) немногочисленностью (в 1923 г. состав Красной армии насчитывал 600 тыс. человек, составляющих 46 территориальных и 31 кадровую дивизию) и преобладанием доли коммунистов в армии;

2) формирование Красной армии по смешанной системе, в ее составе создавались территориально-милиционные и кадровые части.

Причины реформы Красной армии в 1939 г.:

1) обострение международной обстановки;

2) увеличение сложности военной техники, находившейся на вооружении Красной армии;

3) сокращение численности Красной армии в результате массовых репрессий в 1937–1938 гг.

Основным результатом реформ стало изменение порядка формирования войск. Теперь Вооруженные силы Советского государства формировались только по кадровой системе, территориально-милиционная же система утратила свою актуальность и была ликвидирована.

Реформирование затронуло организационную структуру Вооруженных сил СССР. Местный военный аппарат включал в себя:

1) военные советы (они возглавляли военные округа, число которых значительно возросло);

2) военные комиссариаты (их система также стала более обширной; военные комиссариаты формировались в автономных республиках, областях и городах, тем самым обеспечивался наилучший учет военнообязанных и облегчался призыв в армию).

Законом «О всеобщей воинской обязанности» были увеличены сроки службы. Теперь по призыву в сухопутных частях служили 3 года, а во флоте – 5 лет. Возраст призывников по новому Закону составлял – 19 лет и более, а для окончивших среднюю школу – до 18 лет.

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый текст военной присяги. Военную присягу принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. После этого военнослужащие обязаны были подтвердить присягу собственноручной подписью.

С началом Великой Отечественной войны Указом ПВС СССР «О военном положении» было разрешено введение военного положения в отдельных местностях или по всей территории СССР в интересах обороны государства, для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. На таких территориях власть переходила в руки военных советов фронтов, армий, военных округов, либо – высшему командованию войсковых соединений.