Файл: 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
который ограничил избирательные права трудящихся, нерусских народов и др.

Население в России по-прежнему делилось на сословия: дворянство; духовенство; городские обыватели (среди них выделялась группа почетных граждан); сельские обыватели.

Сохранялись сословные привилегии, например, духовенства и дворянства.

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)

До 1861 г. на рассмотрение Госсовета было представлено 14 законопроектов по изменению существовавшей судебной системы. В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в которых были сформулированы принципы бессословности суда, отмены системы формальных доказательств и определения об «оставлении в подозрении».

В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Помимо этого, в это же время было введено разделение судов на общие и специальные. Существовал также и низший мировой суд.

Существовали мировые округа, которые делились на участки. Для участков на земском собрании выбирался мировой судья, добавочные и «почетные» мировые судьи (учитывая весьма высокий имущественный ценз).

Мировой суд становился первой инстанцией по уголовным и гражданским делам. Принимали решения по делам, принадлежавшим их участкам. Он имел право налагать штрафы до 300 руб., рассматривать иски до 500 руб. Дела рассматривались по принципам гласности, бессословности и выборности суда.

Мировой округ включал, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела о «преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений
, совершенных на закрепленных за ними участках.

Апелляции подавались в уездный съезд мировых судей, который заседал два раза в год по нескольку дней. Надо было подать апелляцию именно в этот срок. Обжаловать решение съезда можно было только в высшей инстанции (в кассационном порядке).

Институт суда присяжных был введен только в окружных судах. Апелляция на решения присяжных была разрешена только в кассационном порядке и только в судебную палату.

Высшая судебная инстанция – Сенат (департаменты и особые присутствия). Особые присутствия создавались для решения чрезвычайно важных, особых дел.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре вступивших в законную силу приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, дела о должностных преступлениях (в особом порядке судопроизводства).

По общему мнению, судебная реформа 1864 г. была наиболее целостной из всей серии «Великих Реформ», началом которых явилась отмена крепостного права в России. Введение в стране по-настоящему цивилизованной судебной системы не могло не оказать благотворного влияния на развитие российского общества в целом. Эта реформа заложила предпосылки к дальнейшей (возможной) демократизации русского общества.

56. Столыпинская аграрная реформа

Можно считать, что реформа началась еще в 1905 г., когда Манифестом 3 ноября «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения» было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину и их отмене с 1 января 1907 г. Манифест обещал и расширение льготного кредитования Крестьянским банком сделок по купле-продаже.


Столыпинская аграрная реформа явилась важным событием в экономической и социальной жизни страны в первую очередь деревни. Столыпин был известен не только проводимыми им репрессиями. Он не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из недостатков он считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ от 9 ноября 1906 г., подготовленный Столыпиным.

Согласно концепции Столыпина модернизация страны могла быть осуществлена при выполнении трех условий: во-первых, необходимо было сделать крестьян полновластными собственниками; во-вторых, необходимо осуществить всеобщее начальное обучение грамоте в обязательной для всех четырехлетней начальной школе; и наконец – добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия – кулачества.

Согласно Указу от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» любой крестьянин имел право выйти из общины и потребовать в свою единоличную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования кулацких хозяйств. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию буржуазных отношений, правда, произошло, и в этом состояло прогрессивное значение реформы. Принятый 14 июня 1910 г. Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» развивал основные положения вышеназванного указа: например, во всех общинах, где не было земельных переделов, земля объявлялась личной собственностью.

Важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую собой взрывоопасную силу. Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило его результаты.


Крестьянская реформа 1861 г., освободив крестьян, все же не решила всех проблем, связанных с аграрным сектором. Основными узлами противоречий оставалось сохранение:

1) крупного помещичьего землевладения при малоземелье основной массы населения;

2) выкупных платежей (за надельную землю по реформе 1861 г.);

3) двух видов крестьянского землевладения: общинного (на праве общей совместной собственности) и подворного (на праве единоличной частной собственности).

57. Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени

Основные причины Первой мировой войны: изменения в экономике и политике великих держав; активизация колониальной экспансии великих держав; стремление к разделу и переделу мира; стремление к созданию обширных имперских владений.

Россия стремилась к решению вопроса о черноморских проливах и Константинополе, к устранению опасности установления гегемонии Германии в Европе, уменьшению ее военно-политического могущества. Накануне Первой мировой войны Россия имела одну из самых крупных кадровых армий стран, вступивших в войну.

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Тройственного союза.

Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. С введением военного положения управление губернией сосредоточивалось в руках военного командования. Командующий армией наделялся широкими полномочиями, в том числе и правом принимать для охраны государственного порядка или успеха ведения войны любые меры, не предусмотренные законом.

Буржуазия стремилась использовать земства и органы городского самоуправления. В 1914 г. был создан Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. Позднее (в 1915 г.) оба союза создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Помимо этого, в 1915 г. были созданы военно-промышленные комитеты. Юридически они являлись общественными организациями и имели право предъявлять иски в суде и отвечать по ним.


Попыткой усиления мобилизации экономики страны было учреждение Особых совещаний, председателем которых являлся военный министр.

Во время войны продолжала действовать Государственная Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного закона от 3 июня 1907 г.

На заседании 26 июля 1914 г. лидеры фракций выступили с призывом сплотиться вокруг царя. Но ожидавшиеся в ответ на это изменения курса внутренней политики правительства не произошли. Начало Первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 г. звучала критика действий правительства и выдвигалось требование создать Правительство общественного доверия, ответственное перед Думой. В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер-министров. В августе 1915 г. император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилев.

На совещаниях членов Государственной Думы и Государственного совета было положено начало созданию так называемого прогрессивного блока. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти ее депутатов. Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии, прекращения всякой религиозной дискриминации, подготовки закона об автономии Польши и т. д. В течение 1916 г. легальная оппозиция умножила атаки против самодержавия. В январе 1916 г. председателя Совета министров И. Л. Горемыкина сменил Б. В. Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменил А. Ф. Трепов, Тренева – Н. Д. Голицын. Оппозиция потребовала ухода в отставку и этого правительства.

58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г

Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.

1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в глупости и измене. Его речь стала сигналом к антиправительственному подъему. Великие князья Николай Михайлович и Николай Николаевич предложили царю создать министерство, ответственное перед Думой. Этого же требовали земские собрания и съезды. Ситуация осложнялась.