Файл: 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


79. Правоохранительные органы в период НЭПа

Среди первых в числе правоохранительных органов можно выделить прокуратуру, деятельность которой регулировалась Положением «О прокурорском надзоре», утвержденным ПВС СССР 28 мая 1922 г.

Статус прокуратуры: отдел наркомата юстиции, прокуратура не была независимой, местные прокуроры были подотчетны местным исполкомам.

Собственно прокуратура СССР была образована 17 декабря 1933 г. по Положению «О Прокуратуре СССР». Положение утвердило систему прокуратуры СССР и союзных республик:

1) прокурор СССР, его заместители – высшее должностное лицо прокуратуры, ему подотчетны все иные прокуроры, назначался ЦИК СССР;

2) прокуроры республик – высшие должностные лица прокуратуры республики, наркомы юстиции;

3) местные прокуроры (городов, районов) – подчинены прокурору республики, назначались на должность также прокурором республики.

Компетенция прокуратуры:

1) надзор за законностью действий всех органов власти, организаций и частных лиц (общий надзор);

2) надзор за органами дознания, следствия, ГПУ;

3) поддержание обвинения в суде;

4) надзор за местами лишения свободы.

Полномочия прокуроров:

1) внесение представления об отмене незаконных актов;

2) внесение протестов в вышестоящие органы на незаконные действия органов власти и незаконные приговоры судов в кассационном м надзорном порядке;

3) возбуждение уголовных дел;

4) давать указания и разъяснения органам дознания и следствия;

5) утверждение обвинительных заключений;

6) освобождение незаконно содержащихся под стражей.

Положение «Об Объединенном государственном политическом управлении» Президиума ЦИК 15 ноября 1923 г. – основа образования СОГПУ. На местах формировались местные органы СОГПУ.

ОГПУ – конституционный орган на правах народного комиссариата.

Компетенция ОГПУ: борьба с контрреволюционными выступлениями, вредительскими организациями, бандитизмом.

Полномочия ОГПУ:

1) оперативно-розыскная деятельность;

2) расследование уголовных дел в пределах своей компетенции;

3) применение репрессий.

ОГПУ было одним из судебных органов (Судебная коллегия), не являющихся судами.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. ликвидировало народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик. Теперь (25 мая 1931 г.) действовало Положение «О рабоче-крестьянской милиции».


Милиция была административно-исполнительным органом советской власти.

Основной задачей милиции являлась охрана революционного порядка и общественной безопасности.

Компетенция милиции:

1) проведение в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти в пределах своей компетенции;

2) борьба с преступностью и расследование уголовных дел;

3) защита и охрана государственного и общественного имущества;

4) обеспечение личной безопасности и имущества граждан.

Система рабоче-крестьянской милиции:

1) главные управления милиции союзных республик – главные органы милиции (они формировались при СНК республик);

2) управления милиции: краевые, областные, автономных республик, районные и городские – местные органы. При милиции формировались добровольные общества, которыми руководила милиция.

В зависимости от компетенции органы милиции подразделялись на: общие; ведомственные.

80. Конституция СССР 1924 г

Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.

Планы союзного объединения:

1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к конфедерации;

2) Сталин напротив: союзу будет проще противостоять врагам, если государство будет унитарным.

Конституция 1924 г. констатировала факт создания нового союзного Советского государства и включала 2 раздела:

1) Декларация об образовании СССР;

2) Договор об образовании СССР, подписанный вначале РФ, Украиной, Белоруссией, Закавказской республикой, а позднее к нему присоединились Узбекистан и Туркменистан.

Принципы объединения советских республик в единое государство (по Декларации):

1) добровольность;

2) равноправие;

3) сохранение суверенности республик и право их свободного выхода из СССР; право республик на обязательное их согласие в случае изменения их территорий.

Договор содержал основные положения организации власти и устройства СССР, образующие 11 глав: о предметах ведения верховной власти органов власти СССР, о съезде Советов, о Центральном исполнительном комитете, о Верховном Суде СССР и др.

Система высших органов власти по Договору:

1) высший орган власти СССР – съезд Советов СССР (временный; в период между его съездами высший орган власти СССР – ЦИК);



2) ЦИК СССР (формировался из Союзного Совета, избранного съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, формируемого из представителей союзных и автономных республик и представителей автономных областей; Президиум ЦИК в период между съездами обладал полномочиями высшего законодательного и исполнительного органа власти СССР);

3) Совет Народных Комиссаров СССР – исполнительный и распорядительный орган ЦИК СССР (формировался ЦИК СССР, в его состав входили Председатель СНК, его заместители и 10 наркомов; в структуре СНК формировались наркоматы, которые осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями государственного управления);

4) наркоматы (5 из них – общесоюзные: иностранных дел, военных, морских, внешней торговли, путей сообщения, почты и телеграфов; и 5 – объединенные: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ).

Предметы исключительного ведения СССР по Договору об образовании СССР:

1) международные отношения и внешняя торговля;

2) решение вопросов войны и мира;

3) руководство вооруженными силами;

4) общее руководство и планирование экономики и бюджета;

5) разработка основ законодательства для всех республик.

Компетенция союзных республик:

1) внутренние дела;

2) сельское хозяйство;

3) образование;

4) юстиция;

5) социальное обеспечение и здравоохранение.

Выделяются 2 редакции декларации и договора:

1) СССР – конфедеративное государство;

2) СССР – федеративное государство.

СССР – федерация суверенных равноправных республик (формально). (Реально) СССР – унитарное государство с центром в Москве.

Сталин внес изменения в Договор об образовании СССР:

1) сохранилось право выхода союзных республик, но согласия других республик теперь не требовалось, т. е. был уничтожен механизм выхода;

2) вопрос о расширении СССР был передан в ведение СССР.

81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

1930-е гг. – период окончания НЭПа. Эти годы ознаменовались коренным изменением хозяйственной политики в СССР, проводилась политика коллективизации и индустриализации – это и стало причиной внесения изменений в государственный аппарат управления народным хозяйством.


Главный принцип хозяйства СССР – Госплан.

Система органов управления экономикой страны.

В 1931 г. при СНК СССР образовалась специальная комиссия, которая была наделена правами наркомата и занималась разработкой планов на ближайшие «пятилетки».

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. был преобразован Высший совет народного хозяйства СССР (ВСНХ СССР) в общесоюзный Наркомат тяжелой промышленности.

Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. были объединены Наркомат труда Союза ССР с ВЦСПС.

Ликвидировались коллегии наркоматов, которые позднее были восстановлены. При народных комиссариатах формировались специальные советы в количестве 40–70 человек, в их полномочия входило решение текущих вопросов организаций и предприятий (это временные органы).

В связи с изменением хозяйственной политики страны в 1930–1931 гг. была проведена кредитная реформа.

Cущность кредитной реформы: возросла роль Государственного банка как кредитного, расчетного, кассового и эмиссионного центра страны. Практически только ему принадлежало право кредитования и получения вкладов от населения. Хозяйственные органы и учреждения не могли осуществлять взаимное кредитование, это было исключительным правом Государственного банка. В его полномочия входил контроль рублем за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий и организаций.

В 1930-е гг. наметилась общая тенденция к полному контролю государства за экономической сферой страны. XVII съезд ВКП(б) выступил с предложением ликвидировать функциональную систему управления, что и последовало в форме постановления ЦИК и СНК СССР от 15 марта 1934 г.

Вводилась новая производственная и производственно-территориальная система управления. С этого момента в хозяйственной среде запрещались объединения, тресты, все более расширялась связь центральных хозяйственных органов с крупнейшими подчиненными им предприятиями.

Промышленность СССР расширялась, получала большую специализацию. Руководство этой сферой осуществляли специально сформированные новые комиссариаты.

Промышленность работала в рамках государственных планов всеобщей индустриализации.

Аграрная сфера экономики также претерпела изменения, но сохранился ряд общих принципов социалистической модели общества:

1) собственность на землю, недра, воды и леса могла быть только государственная;

2) запрещение всех видов сделок с землей, кроме «трудовой аренды» земли, т. е. для возделывания ее собственным трудом;


3) запрещение использования наемного труда для обработки земли;

4) виды землепользования: общинный, участковый и товарищеский.

В аграрном хозяйстве страны главное место занимала политика коллективизации. Формировались колхозы повсеместно. 1 марта 1930 г. СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР был утвержден первый «Примерный устав сельскохозяйственной артели», определяющий деятельность колхозов.

82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг

Основная цель уголовного права в 1930-е гг. – борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую собственность, дезорганизующих нормальную работу промышленности и подрывающих трудовую дисциплину в СССР и т. д.

Принципы уголовного процесса:

1) неприкосновенность личности;

2) гласность;

3) участие защитника и представителей общественности в судебном разбирательстве (только на стадии судебного разбирательства);

4) всестороннее и объективное исследование обстоятельств по делу;

5) свободная оценка судом доказательств.

Стадии уголовного процесса:

1) возбуждение уголовного дела;

2) дознание и предварительное следствие;

3) предание суду;

4) судебное разбирательство;

5) вынесение приговора;

6) кассационное рассмотрение;

7) исполнение приговора.

Основания прекращения уголовного дела:

1) смерть обвиняемого;

2) примирение сторон (только по частным делам);

3) истечение срока давности.

Особенность уголовно-процессуального законодательства в 1930-е гг. – возможность заочного рассмотрения уголовных дел. В 1930-е гг. действовал УК СССР, принятый 1 июня 1922 г.

Преступление (по УК 1922 г.) – это всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку.

Формы вины: умысел и неосторожность.

Цели уголовного наказания:

1) приспособление нарушителей к условиям социалистического общежития;

2) предупреждение новых преступлений (общая и частная превенция);

3) лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

Уголовное наказание могло быть назначено не только судом (приговор), но и иными судебными органами. Условием освобождения от наказания являлась необходимая оборона. К уголовной ответственности не привлекались лица, не достигшие 14 лет.