Файл: Конституционные характеристики Российского государства.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Демократическое государство
1.1 Понятие, типы и виды демократии
1.2 Принципы демократического государства
Глава 2. Федеративное государство
Понятие и признаки федеративного государства
2.2 Принципы федерального устройства РФ
3.1 Понятие, принципы и признаки правового государства
3.2 Функции правового государства
Глава 4. Социальное государство
4.1 Понятие и концепция социального государства
4.2 Функции и цели социального государства
5.1 Понятие и характеристики светского государства
Глава 6. Республиканская форма правления
6.1 Основное положение республиканской формы правления
Под функцией правового государства следует понимать меры и средства, которые использует государственная власть для решения поставленных перед ней задач.
Наиболее общим перечнем функций, по мнению большинства исследователей в области государства и права, является следующий их перечень:
Политическая функция призвана обеспечить равные условия при участии граждан в государственных и социальных проблемах страны. Данная функция гарантирует права граждан в политической сфере жизни общества, а так же предполагает формирование многопартийной системы, создание и развитие органов местного самоуправления. Следует отметить, что органы местного самоуправления, зачастую, имеют независимый от федеральной власти характер[12].
Экономическая функция призвана обеспечить государственное регулирование рыночных отношений, отталкиваясь от основ плюрализма.
Плюрализм предполагает наличие честной конкуренции и многоукладности экономической системы. Государственное регулирование в данной сфере призвано по максимуму оградить граждан от негативного влияния рыночной экономики, создать высокие стандарты для определения качества жизни.
Социальная функция в рамках правового государства состоит в формировании/развитии среднего класса, как основы стабильности в обществе. Она призвана обеспечить безопасность жизнедеятельности отдельных граждан и всего социума, а так же сделать доступными здравоохранение и образование.
Правоохранительная функция заключается в гарантии и охране тех прав и свобод, которые закреплены законодательно. У государства также существуют свои обязанности перед гражданами. Например: правоохранительная функция реализуется через защиту прав людей. Социальная функция выполняется в обеспечении государством достойной жизни граждан[13].
Экологическая функция выражается в стремлении государства к сохранению окружающей среды. В правовом государстве не только граждане несут ответственность, но и государство, в лице должностных лиц, несёт ответственность за свою работу перед гражданами. Это говорит о взаимной ответственности человека и государства.
Культурную и духовную функция, чаще всего, объединяют, так как они предусматривают создание для всех субъектов права равных условий, а так же свободного доступа к духовным ценностям, основываясь на реализации принципов самоопределения, плюрализма мнений и критического отношения к окружающей действительности. На государственном уровне должна проводиться политика по пресечению пропаганды насилия, экстремизма, фанатизма, расового, культурного или иного превосходства.
Глава 4. Социальное государство
4.1 Понятие и концепция социального государства
Одним из приоритетов развития современного российского государства является идея социальной государственности, провозглашенная в ст.7 Конституции Российской Федерации и неразрывно связанная с социальными обязательствами государства, которые, как отмечено Президентом В.В. Путиным в Послании к Федеральному Собранию 15 января 2020 г. «должны исполняться в любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны»[14]. Несмотря на то, что с момента принятия Основного закона нашей страны, закрепившего положение о социальном государстве, прошло уже более двадцати пяти лет, споры и дискуссии относительно данного термина продолжаются вплоть до настоящего времени, что находит отражение в существовании различных подходов к трактовке понятия «социальное государство». Принято считать, что рассматриваемое понятие было введение в научный оборот немецким исследователем Лоренцем фон Штейном (1850), считавшего необходимым для государства оказывать содействие экономическому и социальному развитию всех своих граждан, что предусматривает соответствующие усилия, направленные на поддержание правового и социального равенства представителей различных общественных классов[15].
В современной западной науке понятие «социальное государство» рассматривается в широком и узком смыслах: в узком понимании социальное государство и проводимая им политика связываются в первую очередь с выплатой пособий различным категориям граждан, предоставлением населению тех или иных услуг и жилищным обеспечением, а в широком – с реализацией программ поддержки населения, регулированием экономики страны (управление макроэкономикой), решением вопросов трудоустройства[16].
В отечественной юридической науке также существуют различные подходы к трактовке социального государства, представлены разные определения данного понятия. Ряд авторов рассматривают социальное государство как государство правовое и демократическое, берущее на себя обязанность заботиться о материальном благополучии своих граждан, осуществляющее социальную защиту различных категорий населения, проводящее социально ориентированную политику в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации[17].
Многие исследователи полагают, что социальное государство в рамках проводимой им политики должно учитывать потребности и интересы представителей всех социальных групп и слоев, что необходимо для обеспечения стабильности в стране и создания приемлемого уровня социального обеспечения ее населения[18].
C точки зрения А.Ф. Храмцова, социальное государство представляет собой особый тип государства, которое возникла в результате так называемого исторического компромисса различных политических сил в интересах всех общественных слоев, базирующегося на «осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики»[19].
Как подчеркивает Е.Н. Наумова в тексте своей диссертации, посвященной теоретическим и практическим аспектам социального государства, «пока еще ни одной стране в мире не удалось воплотить идею социального государства»; что же касается российского государства, то соответствующее конституционное положение здесь в обозримом будущем, по мнению данного автора, «сохранит в значительной степени статус нормыцели», а «констатация факта наличия социального государства в России носит характер целеполагания» [8, С.10].
В соответствии с легальной дефиницией социального государства, сформулированной в ст. 7 Конституцией Российской Федерации, политика данного государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [9].
Проблема здесь заключается в том, что критерии достойной жизни и свободного развития остаются неясными, они лишены конкретизированного содержания в условиях нестабильности общества[20].
Соответствующие законодательные акты, в которых разъяснялось бы, что конкретно понимается под достойной жизнью и что такое свободное развитие человека, в нашей стране отсутствуют. Данной точки зрения придерживается
Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин, по справедливому замечанию которого наша страна еще весьма далеко отстоит от практической реализации конституционных положений о социальном государстве, а отмеченное выше понятие «достойная жизнь» нуждается в осмыслении с точки зрения теории права. «Мы, указывает Зорькин, далеки от реализации положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, а закрепленные в ней понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека» еще не получили в нашей стране не только надлежащего практического воплощения, но и адекватного их значимости теоретического осмысления»[21].
В течение последних лет достаточно много говорилось о том, что выделенные социальные стандарты в современной России являются крайне низкими: так, к примеру, размер прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда (МРОТ), очевидно, не способны позволить человеку вести достойную жизнь или свободно развиваться. Как пишет по этому поводу В.Д. Зорькин, фактические российские показатели таких аспектов социальной справедливости как прожиточный минимум, МРОТ и индекс развития человеческого потенциала расходятся с правовыми предписаниями.
Нельзя сказать, что выделенные проблемы не осознаются руководством страны: в упомянутом в начале данной статьи Послании Президента РФ к Федеральному Собранию 2020 г. говорится о необходимости изменений, которые «должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами по достижению достойного уровня жизни». По этой причине Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было указано на необходимость закрепления в тексте Конституции нормы, согласно которой, «минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения», а также «принципов достойного пенсионного обеспечения», включающих в первую очередь регулярную индексацию пенсий[22].
В настоящее время российский МРОТ не выступает в качестве социального ориентира, а выполняет скорее технические функции (на его основе, в частности, рассчитываются зарплата, социальные пособия, страховые платежи и штрафы). Минимальный уровень оплаты труда в нашей стране, выступая в качестве технического показателя, не обеспечивает при этом достойного уровня существования, о котором в говорится в Конституции. В идеале размер минимальной зарплаты должен постепенно увеличиваться, приводиться в соответствие с международно-правовыми стандартами, что предусматривает переход к привязке МРОТ к средней заработной плате по стране. В целом же деятельность социального государства должна быть направлена на предоставление всем гражданам определенных государственных гарантий и соответствующих им социальных стандартов жизнедеятельности в комплексе с равными возможностями для самореализации.
4.2 Функции и цели социального государства
Под функциями социального государства следует понимать основные направления деятельности, направленные на достижение оптимального уровня жизни каждого индивидуума и общества в целом.
Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой — включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций государства. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.
Рассмотрим следующие функции[23]:
1. Защитная. Проявляется в обеспечении социальной безопасности человека, его жизни и здоровья путем материальной поддержки инвалидов, матерей – одиночек, безработных и т.д.
2. Регулирующая. Заключается в проведении реформ в экономической сфере с целью ее большей социальной ориентации.
3. Стабилизирующая. Имеется в виду обеспечение социального согласия и партнерства в обществе.
4. Контрольно – охранительная. Заключается в государственном надзоре за использованием человеком своих прав и обязанностей (за неправомерное использование своих прав предусмотрена социально – правовая ответственность).
Реализуя свои функции, государство опирается на установленные социальные стандарты, т.е. на представления об оптимальном уровне жизни населения. К таким социальным стандартам можно отнести: федеральные и региональные уровни прожиточного минимума; объем и стоимость потребительской корзины; минимальный размер заработной платы; ставка подоходного налога; минимальный уровень пенсий; допустимый уровень инфляции и др.
Общая политическая цель социального государства состоит в поддержании социальной и политической стабильности, в сохранении существующего строя в условиях монополистического капитализма. Эта 6 цель является собственной цепью государства (целью для себя) и не совпадает с целями конкретных людей или социальных групп, каждая из которых преследует свои интересы. Государство должно находиться вне этих индивидуальных или групповых интересов. Однако эта цель не противоречит интересам личности, поскольку лишь в условиях социальной и политической стабильности может быть обеспечено безопасное существование и свободное развитие человека.