Файл: Конституционные характеристики Российского государства.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Демократическое государство
1.1 Понятие, типы и виды демократии
1.2 Принципы демократического государства
Глава 2. Федеративное государство
Понятие и признаки федеративного государства
2.2 Принципы федерального устройства РФ
3.1 Понятие, принципы и признаки правового государства
3.2 Функции правового государства
Глава 4. Социальное государство
4.1 Понятие и концепция социального государства
4.2 Функции и цели социального государства
5.1 Понятие и характеристики светского государства
Глава 6. Республиканская форма правления
6.1 Основное положение республиканской формы правления
Глава 5. Светское государство
5.1 Понятие и характеристики светского государства
Светское государство является государством общественные отношения в котором регулируются на базе гражданских, а не религиозных норм; причем решения всех органов такого государства не могут обладать религиозным обоснованием. В настоящий момент в науке доминирует представление светского государства как государства, в котором не имеется какой-то официальной государственной религии, и никакое вероучение не признано предпочтительным и обязательным. Соответственным образом, светский характер государства предположил, что церковь и государство разделены друг от друга, не вмешиваются в дела друг друга». Сущность светского государства Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.
В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия представляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.
Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга. Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной. А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом[24].
Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях".
Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:
Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести.
Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ.
Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству; Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.
В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства.
5.2 Исторический аспект
До 1917 года союз церкви и государства называли симфонией государственно-церковных отношений и оставался почти не тронутым. Эта модель была унаследована от Византии, где главенствовал православный монарх, а Церковь получала от него право контроля над сердцами и верой подданных. Только 1905-1907 годах напуганное первой революцией самодержавие "даровало" своим подданным свободу вероисповедания.
Февральская революция не только упразднила монархию в России, но и провозгласила её светским государство. После 3 марта 1917 года взяв в свои руки власть, временное правительство выступило с декларацией, разъяснявшей его политический курс и те задачи которые оно намеревалось разрешить немедленно. Среди прочего обещались и религиозные свободы.
В российской истории Конституция РФ 1993 г. впервые провозгласила Россию светским государством. Декретом СНК от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" провозглашалось только отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Закреплялось равенство граждан независимо от их вероисповедной принадлежности.
В начале девяностых годов двадцатого века в России в связи с преобразованиями, которые охватили в целом все государство, реформированием многих общественных и политических институтов начали ставиться вопросы о необходимости смены характера сложившихся в советский период государственно-конфессиональных отношений. Необходимо было учитывать новые политические реалии.
Рушились казавшиеся незыблемыми коммунистические идеалы и партийная идеология, возникал вакуум в духовном сознании людей, резко увеличилось количество действовавших на территории Российской Федерации конфессий и отдельных направлений внутри них. К тому же расширилась сфера деятельности религиозных организаций, которые начали заниматься благотворительной, образовательной, издательской и иными видами деятельности. Все эти изменения, безусловно, должны были найти свое адекватное отражение в законодательстве и прежде всего в Основном Законе страны, важность принятия которого была очевидной. В обновляющейся России, начавшей строить демократическое правовое государство, избавляться от внешнего контроля над человеком, необходимо было провозгласить свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечить их фактическую реализацию.
При этом важно было также определить и закрепить в Конституции характер отношений между государством и различными религиозными конфессиями, роль церкви как духовного центра нашей нации.
В основе действующей Конституции Российской Федерации лежит положение, согласно которому «все права человека есть, в сущности, интерпретация высшей идеи свободы", воспринимаемой "как источник признаваемых прав человека». Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Сейчас свобода совести, светский характер государства провозглашены в Конституции Российской Федерации, как и во многих странах мира, в качестве основы для установления взаимодействия между церковью, государством и обществом. Закрепляется отделение церкви от государства и обеспечение равноправия религий, что характеризует государство как светское.
5.3 Политика и религия
Несмотря на конституционный принцип светскости который провозглашает отделение государства от религии на протяжении всей истории становления и развития государства наблюдается тесная взаимосвязь политики и религии[25].
Тесное взаимодействие Русской православной церкви и Правительства Российской Федерации по вопросам демографии, миграции направленны на долговременное сотрудничество. Все вопросы внешней политики не остаются без внимания Русской православной церкви. Это и национальная безопасность, Сирийский вопрос, Крым, война на Украине. Термин «религиозный экстремизм», стал привычным в жизни современного российского общества.
Представители псевдорелигиозных организаций пытаются подорвать авторитет религиозной организации или политической структуры. На наш взгляд религиозный экстремизм — это следствие нестабильной ситуации в мире, возможно это очередной этап передела мира. Воюющие страны и их союзники пытаются расшатать мир и подорвать авторитет власти через религию. Возрастание религиозного экстремизма можно объяснить политической нестабильностью во взаимоотношениях России и Украины[26].
Факт интернет экстремизма подтверждают и официальные материалы Министерства юстиции российской Федерации[27].
Верховный Суд Российской Федерации 20.04.2017 ликвидировал Организацию и входящие в ее структуру 395 местных религиозных организаций, 17.07.2017. Основанием для ликвидации послужила ввозимая Организацией на территорию Российской Федерации религиозная литература экстремистской направленности. Сложная ситуация отражается во взаимодействии политики и религии, которая сегодня нуждается в оценки современной действительности, поддержки и защите, недопущении религиозных конфликтов, экстремизма.
Сегодня мы можем наблюдать подобный сценарий развития отношений в религиозной среде между Константинополем, Московским патриархатом и Украинской православной церковью. К чему приведёт этот религиозный раскол и разногласия? Есть предположение, что к разжиганию гражданской войны на территории Украины. А это отразиться на социально-политической ситуации в России. Уже сейчас в средствах массовой информации идет информационная борьба.
Глава 6. Республиканская форма правления
6.1 Основное положение республиканской формы правления
Форма правления – это правоотношение, включающее целый комплекс характеристик: порядок формирования верховной государственной власти, правовой статус главы государства, структуру и компетенцию органов власти, порядок их функционирования и длительность полномочий, взаимоотношения власти и населения, формы участия населения в формировании органов власти и решении государственных вопросов.
В республике органы власти избираются на определенный срок.
Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно[28].
В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность.
Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи.
Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребление со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.
Таким образом, мы пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формальною равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.
6.2Характеристики и виды республиканской формы правления
Разграничение форм республики – более сложный вопрос. В настоящее время в мире насчитывается более двухсот государств, подавляющее большинство которых составляют страны с республиканской формой правления.
При этом способов организации публичной власти существует множество, что в конечном итоге создает определенные трудности при классификации стран с республиканской формой правления на отдельные виды.
Для ясности можно сопоставить ключевые признаки тех или иных видов республики (см. Таблицу 1).
Таблица 1 – Виды республик
Президентская республика |
Парламентарная республика |
Полупрезидентская (смешанная) республика |
Президент избирается либо прямыми выборами (гражданами), либо косвенными выборами (выборщиками). |
Президент избирается непрямыми выборами (т.е. представительным органом). |
Президент (как правило) избирается прямыми выборами (гражданами). |
Президент обладает широкими полномочиями, он формирует и возглавляет исполнительную власть. |
Полномочия президента ограничены представительными функциями, его влияние на исполнительную власть минимально. |
Президент наделен обширными полномочиями по отношению как к исполнительной, так и законодательной власти. |
Правительство формируется внепарламентским путем (т.е. президентом), правительство подотчетно президенту. Жесткое разделение властей. |
Правительство формируется парламентским путем, парламент контролирует правительство. Исполнительная власть в руках правительства, формируемого парламентом (т.е. законодательная и исполнительная власти сливаются. |
Правительство – относительно самостоятельный орган, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. |
Действует отлагательное президентское вето на законы. |
Отсутствует право вето у президента, присутствует институт контрасигнатуры (скрепляющая подпись министра на акте, исходящем от главы правительства или государства) |
Двойная ответственность Правительства (перед президентом и парламентом). |
Стабильная исполнительная власть. |
Стабильная представительная власть. |
Правительство может выразить недоверие (т.е. равномерно стабильная исполнительная и законодательная власти) |
Часто – отсутствие должности премьер-министра и совета (кабинета) министров. |
Наличие должности премьер-министра и совета (кабинета) министров, ограничивающих власть президента |
Развитая система сдержек и противовесов, взаимные ограничения между ветвями власти |
Президент – лидер правящей партии. |
Премьер-министр – лидер правящей партии. |
Раздельное правление |