Файл: Конституционные характеристики Российского государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Федеративное государство

Понятие и признаки федеративного государства

Федерация всегда предполагает сложное территориальное устройство, государство в таком случае имеет в своем составе иные государственные образования, именуемые субъектами. Субъекты федерации, как и сама федерация, имеют определенный спектр полномочий исключительно в своем ведении, также существует группа полномочий, которая относится к их совместному ведению. Любые изменения, связанные с изменением полномочий в обязательном порядке, происходят с согласия соответствующего субъекта. При этом любая деятельность территориальных образований не должна противоречить целям государства, посягать на его целостность и суверенность.

В связи с этим они не могут выступать в качестве самостоятельных и независимых субъектов международного права. А если мы рассмотрим внутреннюю политику, то они могут принимать свои нормативные и правовые акты только на основе и в соответствии с центральным (федеральным) законодательством. Наряду с этим, субъекты федерации всегда обладают некоторыми элементами суверенитета: свое законодательство, свои органы государственной власти, своя судебная система и т.д. Это позволяет говорить о подобных субъектах как о государственных образованиях[6].

Стоит также уточнить, что суверенитет субъектов федерации не является полным, а значит, такие образования не являются государствами в собственном смысле слова. Рассмотрим признаки, которые отличают федерацию от иных форм государственно-территориального устройства. Во-первых, федеративное государство не представляет собой единого целого в политико-административной области. Субъекты федерации совместно с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью имеют и выраженную в определенной степени политическую самостоятельность. Во-вторых, государственный аппарат федерации имеет два уровня: федеральный уровень и уровень субъекта. Также наряду с двумя указанными может существовать и местный уровень государственного аппарата.

Третий признак – возможность двойного гражданства. В данном случае под двойным гражданством мы понимаем возможность получения гражданства определенного субъекта при наличии гражданства федерации, в которую он входит. Такое право должно быть закреплено в Конституции. В-четвертых, несмотря на то, что в федеративном государстве функционирует единая правовая система, субъекты федерации могут создавать собственную правовую систему, в том числе принимать собственную конституцию. Однако всегда при этом соблюдается принцип субординации, иерархии законов, в соответствии с которым конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать федеральной конституции и не противоречить ей, а законы субъектов не должны противоречить федеральным законам. Данный принцип не исключается и в том случае, если государственное образование желает сохранить конституцию, принятую и действующую на его территории до вступления в федерацию в качестве ее субъекта. Это же касается всех нормативных актов. В-пятых, субъекты федерации имеют право создавать собственную судебную систему[7].


При этом на федеральном уровне определяется ее порядок организации, процедуры и предмет деятельности, то есть своеобразная модель, образец построения судебной системы субъекта. Как правило, суды федерального уровня либо не рассматривают жалобы на решения судов субъектов, либо рассматривает только в специально установленных случаях. В-шестых, система налогов в федеративном государстве является двухканальной. Она предусматривает как федеральные налоги, так и налоги субъекта федерации. Все налоги в первую очередь поступают в общефедеральную казну, после чего их часть может быть передана субъекту федерации. Налоговая система государственных образований не может обладать полной независимостью и самостоятельностью, так как это угрожает целостности государства. Финансовая зависимость является одним из важных элементов, с помощью которого государство подчиняет и контролирует свои субъекты. В качестве последнего признака федеративного государства хочется отметить разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

Исходя из практики федеративных государств, можно сказать, что вопрос о разграничении полномочий решается на основе следующих принципов[8]:

- принцип исключительной компетенции федерации;

- принцип совместной компетенции;

- принцип трех сфер полномочий.

Таким образом, федерация предполагает единое, но условно делимое государство. При этом субъекты федерации объединены в неделимое государство, как правило, на добровольной основе. Разграничения полномочий между центральной и местной властью четко прописаны в законодательных актах. А также можно отметить отличительные признаки федерации в следующих областях: гражданство, система права, судебная система, налоговая система.

2.2 Принципы федерального устройства РФ

Конституционные принципы федеративного устройства РФ - это особая форма организации и управления федеративным государством, основанная на принципах, прописанных в его Конституции. Для федеративного национально-государственного устройства РФ характерны несколько основных принципов, прописанных в ст. 5 Конституции РФ: целостность государства; верховенство федерального права, единая система государственной власти; суверенность и равноправие наций; разграничение полномочий, предметов ведения РФ и ее субъектов; равноправие субъектов Федерации. Государственная целостность – это добровольное объединения наций и народностей в единое федеративное государство.


Верховенство федерального права, единая система государственной власти (ст. 77). Единую систему государственной власти РФ образуют органы государственной власти и субъекты РФ. При этом федеральные органы государственной власти являются главными управляющим органами, их полномочия распространяются по всей территории РФ.

Система управления субъектов РФ установлена самими субъектами РФ в соответствии с основами Конституции и общими принципами власти в целом в субъектах РФ. Разграничение полномочий, предметов ведения РФ и ее субъектов. В ст. 5 Конституции закреплены принципы устройства РФ как федерального государства, прописаны принципы дифференциации предметов ведения между всеми существующими органами государственной власти и ее субъектов. Осуществление такого принципа происходит в соответствии со ст. 71 Конституции РФ.

Суверенность и равноправие наций. Принцип суверенности государства заключается в признании суверенитета всех наций и народностей на свободное самоопределение политических форм. Субъекты РФ, образованные по территориальному национальному принципу в составе РФ, являются формами самоопределения народов – республик РФ, национально-культурных автономий, автономных округов.

Равноправие субъектов федерации связано с общим принципом национально-государственного устройства Российской Федерации, а именно: суверенность и равноправие наций; равноправие субъектов РФ между собой; равенство прав и обязанностей перед федеральными органами государственной власти РФ; равный круг предметов ведения и равные полномочия; субъекты РФ имеют равные права в Совете Федерации, обладают возможностью на равных основаниях заключать договоры и соглашения с другими её субъектами.

Глава 3. Правовое государство

3.1 Понятие, принципы и признаки правового государства

В настоящее время вопросы правового государства занимают фундаментальное место в системе права. Существует большое количество споров и дебатов по распознаванию Российской правой системы. Законодательно Конституция РФ выступает гарантом защиты прав и свобод гражданина, когда на практике правовое государство находится только в стадии становления и разработки действенной правовой системы. Из-за этого большое значение приобретает теоретическая доказательность постулатов правового государства, критериев, понятий с целью оценки практического введения провозглашенных принципов в объективно существующую государственную систему. Это связано и с переходом к гражданскому обществу, и с пониманием процессов права в целом, и с необходимостью решения проблем образования и развития правового государства[9].


Правовое государство возможно только в том случае, если государственная власть и право располагаются в состоянии равноправного партнёрства. Мысль правовой государственности появилась достаточно давно, трактовалась еще античными мыслителями, подвергалась изменениям в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях, прежде чем выразится в конкретных принципах актуальных для нашего времени. С каждым разом, в развитых странах все большее число граждан понимают важность права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.

Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также гарантия прав и свобод человека, является значимой заслугой общечеловеческой цивилизации. Призывы к правовому государству, процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как противоположности деспотическому образу правления, абсолютизму. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих целей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и действующий практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности[10].

Термин “правовое государство” занял лидирующую позицию в Немецкой литературе первой половины 19 века, а в последующем концепция правового государства стала появляться в других странах, в том числе и в России. Известные российские приверженцы теории правового государства[11].

Государство и право - две категории, которые не существуют друг без друга. Государство не видит своего дальнейшего развития без права, также как и право без государства, так как право будет представлять собой совокупность общественных регуляторов, которые по своей сути не будут являться правовыми. Также, государство неразрывно связано и с обществом. Государство будет прогрессировать и развивать до тех пор, пока общество само будет развиваться. Однако государство - независимый социальный институт, который может и заботиться об обществе, так и, наоборот, паразитировать общественность.

Государство, связанное правом, - это идея, которая дорабатывается на протяжении многих веков, а начало было положено ещё в трудах древних мыслителей. Смысл подчинения государства праву заключается в стремлении общества ограничить всеохватывающий государственный надзор за человеком и избежать притязание правителя на отождествление себя с властью.


Итак, правовое государство - это независимое государство, которое объединяет в себе суверенитет всех людей заселяющих страну. Деятельность такого государства подчинена нормам права, также правовое государство гарантирует и защищает достоинства, свободы и права человека.

Выделяют четыре основных признака правового государства:

1) Принцип разделения властей предполагает, что всеобщая государственная власть делится на законодательные, исполнительные и судебные органы. Каждый государственный орган взаимодействует друг с другом. Таким образом, во властных отношениях они ограничивают друг друга. Такая схема отношений государственных органов часто называется системой сдержек и противовесов.

2) Гарантия прав и свобод личности. Данный принцип заключается в том, что государство обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Государство вмешивается в поведение человека только в определенных случаях, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Данный принцип отражает гуманистическую сущность конституционного строя государства.

3) Верховенство закона. Этот принцип говорит о том, что в правовом государстве никто не может посягать на закон. За нарушение закона все люди, будь это должностное лицо или обычный гражданин, абсолютно все будут нести ответственность за содеянный поступок.

4) Взаимные обязанности и ответственность личности и государства.

Данный принцип заключается в том, что государство гарантирует не только права и свободы человеку, но и наделяет его обязанностями. Личность и государство вступают в правоотношения, в которых граждане реализуют свои права и обязанности. Обязанности гражданина также прописаны в Конституции. Все граждане, в первую очередь, обязаны уважать друг друга и соблюдать конституцию.

Итак, правовое государство подчиняется нормам права, основывается на общечеловеческих ценностях, гарантирует защиту прав и свобод граждан, предполагает верховенство закона, основанное на принципе разделения властей.

С другой стороны, правовое государство заключает в себе обязанности граждан и ответственность в реализации государственных функций. Естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет вносить новые элементы в теорию и практику образования правового государства.

3.2 Функции правового государства