Файл: Конституционные характеристики Российского государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная классификация представляется вполне логичной и научно обоснованной. Если мы говорим о типичных формах правления, она оптимальна.

Однако, не все так легко и просто, данная классификация не является безупречной, под нее нельзя подставить все разнообразие ныне существующих государств со всеми особенностями государственного устройства. Форма каждого отдельно взятого государства, как и его сущность и содержание, отличается от других в силу специфики развития данного государства, ее истории, культурных ценностей, экономического развития и т.д.

Таким образом, на современном этапе, возникает новая проблема: мы имеем огромное количество государств со специфичной организацией государственной власти, и они не подходят под основные формы правления.

Поэтому одной из последних тенденций в мировой конституционной практике является смешение форм правления. Другими словами, при классической президентской республике, разделение властей четкой и особых затруднений не вызывает. В данном случае можно говорить, как о самостоятельности действия самого принципа, так и о независимости от него формы правления. А вот в смешанных и парламентарных республиках применяются различные модификации принципа разделения властей, здесь уже невозможно так легко отделить его от формы правления[29].

Со своей стороны применение различных способов уравновешивания власти создает риски для перевеса в ту или иную сторону. Поэтому это одна из причин, по которой возникают гибридные республики: парламентарные республики, тяготеющие к смешанной, смешанные республики, тяготеющие к парламентарной и смешанные республики, тяготеющие к президентской.

Мы считаем, что ключевыми критериями, позволяющими различать виды республик, являются способ формирования правительства, его политическая ответственность и способ избрания главы государства. Итак:

1) правительство формируется президентом, несет перед ним ответственность, глава государства избирается внепарламентским способом — президентская республика;

2) формирование правительства происходит парламентским большинством, правительство подотчетно законодательному органу, глава государства избирается парламентским путем — парламентская республика;

3) правительство создается президентом с учетом расстановки политических сил в парламенте, правительство несет двойную ответственность (как перед президентом, так и перед парламентом), президент избирается внепарламентским способом — смешанная республика. Вышесказанное свидетельствует о том, что форма правления как один из внешних атрибутов государства, определяющая организацию публичной власти в стране, является довольно-таки гибким динамичным институтом, подверженным изменениям в зависимости от политической конъюнктуры.


По нашему мнению, к числу ключевых критериев классификации республиканской формы правления, помимо тех, которые мы уже называли ранее, следует отнести следующие:

— степень участия населения в процедуре образования (формирования) органов государственной власти;

— распределение полномочий между высшими органами государственной власти;

— наличие взаимосдерживающих полномочий в отношении друг друга;

— юридическую ответственность органов власти друг перед другом, а также перед избирателями;

— фактическое положение высших органов власти, которое в большинстве своем не всегда соответствует юридическим конструкциям, установленным в конституции.

Заключение

Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства: демократическое; федеративное; правовое; социальное: светское; с республиканской формой правления.

Конституция Российской Федерации декларирует гуманность отношений между личностью и государством, выдвигая на первый план именно обеспечение прав и законных интересов личности, а не государственные интересы [11, c. 32]. Государство не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком своих прав и свобод, но создает условия для их реализации и защищает права и свободы человека от всяческих посягательств и нарушений. Заметим, что уважение личности и ее защита являются не только обязанностью, но и неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Вместе с тем и личность обязана соблюдать правовые нормы, закрепленные и обеспечиваемые государством, а государство вправе устанавливать меры принуждения за нарушение правовых норм.

Ограничение прав и свобод граждан допускается, но только в установленных конституцией пределах и формах (статья 55 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем нельзя забывать о недопустимости противопоставления интересов общества и прав и свобод отдельных индивидов.

Общественный порядок, физическое и нравственное здоровье населения на практике представляют собой ценности более высокого порядка, так как обеспечивают нормальную жизнедеятельность каждого члена общества. Важно понимать, что демократия – это не беспредельная свобода действий всех и каждого. Она означает не только ответственность государства перед личностью, но и личности перед обществом и государством. Демократия не может основываться на анархии, несоблюдении закона, пренебрежении интересами других людей. Кроме того, с целью защиты демократии установлен запрет на присвоение власти и преследование захвата власти или присвоения властных полномочий по закону (часть 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации).


Принципы народовластия и государственного суверенитета, тесно связанные с принципом демократизма, раскрываются в статьях 3 и 4 Конституции Российской Федерации.

Принцип народовластия означает, что многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, осуществляющим ее как непосредственно (через референдум и свободные выборы, являющиеся высшим выражением власти народа), так и опосредованно, делегируя право принимать закона и решать важнейшие вопросы государственной жизни органам государственной власти и местного самоуправления. Также к формам осуществления народом своей власти следует отнести всенародное голосование, посредством которого была принята Конституция Российской Федерации.

Правовое государство также является одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в статье 1 и в других статьях Конституции Российской Федерации. И хотя большинство этих идей по-прежнему не реализовано на практике, сам факт закрепления этих идей в Конституции Российской Федерации указывает на решительность намерения России идти по пути формирования правовой государственности.

В самом общем виде под правовым государством понимается такая форма организации и деятельности публичной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и с помощью правовых законов не допускаются злоупотребления со стороны самого государства. Важным признаком правового государства является также наличие развитого и сильного гражданского общества, способного влиять на решения государства, заставляя его служить интересам человека и общества в целом, и обеспечивать его нормальную жизнедеятельность.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, проводящим политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальным считается государство, которое является фактором общественного благополучия, поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев. Социальное государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого гражданина, что жизненно необходимо и для развития правовой государственности.

Принцип светского государства позволяет государству сохранять самостоятельность в условиях множественности конфессий в российском обществе, что не исключает необходимости взаимодействия с религиозными объединениями, особенно с традиционными мировыми религиями, имеющими большое число последователей в Российской Федерации. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти, иначе называемый принципом разделения властей, является одной из основных принципов конституционного строя и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.


При этом ни один из государственных органов не обладает всей полнотой власти из-за формально закрепленной в законодательстве и реально работающей взаимной системы сдержек и противовесов. Это выражается, в частности, в проверке актов законодательной власти на соответствие закону органами судебной власти. Хорошо отлаженная законодательная власть, создающая единую и непротиворечивую систему законодательства, сильная исполнительная власть, обеспечивающая соблюдение и исполнение законов, а также независимая судебная система, являющаяся гарантом законности и обеспечивающая привлечение виновных к юридической ответственности и эффективное восстановление нарушенных прав, играют важную роль в становлении и развитии правовой государственности.

Список источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398;
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс];
  3. Режим доступа // Consultant.ru.>document/cons_doc_LAW_342959;
  4. «Доклад об осуществлении министерством юстиции российской федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 году»

URL: https:// http://minjust.ru/sites/default/files/doklad.pdf;

  1. Абгарян Р.Э. Демократия как политический режим, историко-теоретический анализ. – М. : «Издательство МГЛУ», 2012. – 185с.;
  2. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2005. С. 306;
  3. Аристов Е.В. Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия //Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Выпуск 3 (29). С. 65-69;
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. -367 с.;
  5. Гафиатулина Н.Х. Влияние социально-классового, экономического неравенства на социальное здоровье студенческой молодежи // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 4 (32). С. 103-108;
  6. Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Социальное здоровье студенческой молодежи в условиях кризиса социальной справедливости: вызовы и угрозы безопасности России // Инженерный вестник Дона. 2016. №1. Режим доступа: URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3524;
  7. Зазнаев О.И. Современная дискуссия о лучшей форме правления // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №1. С. 199-202;
  8. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации //Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1. С.90-91;
  9. Каргалова М. В. Социальное государство — неотъемлемая часть современной цивилизации //Социальное государство: концепция и сущность. М.: ИС РАН, 2004. – 174с.;
  10. Киселёва С. Г. Право: учебник для бакалавров / С. Г. Киселёв - М.: Юрайт, 2015. – 204с.;
  11. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник. Саратов, 2011. С. 115-116;
  12. Лагунова И.С. Значение принципа светскости в современном государстве: политико-правовой анализ // Философия права. 2017. №2 (81). С. 65-69;
  13. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. С. Мордовец - Саратов. 2015. С. 168-170;
  14. Мутагиров Д. З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций / Д. З. Мутагиров - М.: Логос. 2014. С. 560;
  15. Пушкарев С.В. Форма правления как особый вид правоотношения // Бизнес в законе. – 2011. – №4. – С.40 – 42;
  16. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько – М.: Академический проект, 2014. – 254с.;
  17. Самыгин С.И., Янкина И.А., Рачипа А.В. Социальная политика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». М., 2012. – 155с.;
  18. Со А.А. Свобода вероисповедания и религиозный экстремизм // Власть. 2015. №6. с. 99-102;
  19. Храмцов А.Ф. Социальное государство: практики формирования и функционирования в Европе и России //Социологические исследования. 2007. № 2. С.36-39;
  20. Цалиев А.М. Россия и правовое государство (к 1150-летию образования Российского государства) / А. М. Цалиев // Законность. – 2012. - №12. С. 57-59;
  21. Шамин С.А. Религия и политика: взаимоотношения в современной России // Инновационная наука. 2019. №1. с.47-49 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-ipolitika-vzaimootnosheniya-v-sovremennoy-rossii;
  22. Шарков, Ф.И. Основы социального государства : учебник / Ф.И. Шарков ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 304 с.;
  23. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 254с.;

  1. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. С. 268.

  2. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб., 2005. С. 270.

  3. Мутагиров Д. З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций / Д. З. Мутагиров - М.: Логос. 2014. С. 560.

  4. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2005. С. 306.

  5. Абгарян Р.Э. «Демократия как политический режим, историко-теоретический анализ» – М. : «Издательство МГЛУ», 2012. С. 87.

  6. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник. Саратов, 2011. С. 115-116.

  7. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько – М.: Академический проект, 2014. С. 720.

  8. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрайт, 2018. С. 92.

  9. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / А. С. Мордовец - Саратов. 2015. С. 168.

  10. Цалиев А.М. Россия и правовое государство (к 1150-летию образования Российского государства) / А. М. Цалиев // Законность. – 2012. - №12. С, 57.

  11. . Киселёва С. Г. Право: учебник для бакалавров / С. Г. Киселёв - М.: Юрайт, 2015. С. 632.

  12. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. С. 105.

  13. Воротников, А. А.  Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. С. 8.

  14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. Режим доступа // Consultant.ru.>document/cons_doc_LAW_342959

  15. Гафиатулина Н.Х. Влияние социально-классового, экономического неравенства на социальное здоровье студенческой молодежи // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. № 4 (32). С. 103-108.

  16. Аристов Е.В. Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия //Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Выпуск 3 (29).

  17. Самыгин С.И., Янкина И.А., Рачипа А.В. Социальная политика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа». М., 2012.

  18. Каргалова М. В. Социальное государство — неотъемлемая часть современной цивилизации //Социальное государство: концепция и сущность. М.: ИС РАН, 2004.

  19. Храмцов А.Ф. Социальное государство: практики формирования и функционирования в Европе и России //Социологические исследования. 2007. № 2.

  20. Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Социальное здоровье студенческой молодежи в условиях кризиса социальной справедливости: вызовы и угрозы безопасности России // Инженерный вестник Дона. 2016. №1. Режим доступа: URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3524.

  21. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации //Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1.

  22. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. Режим доступа // Consultant.ru.>document/cons_doc_LAW_342959

  23. Шарков, Ф.И. Основы социального государства : учебник / Ф.И. Шарков ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 304 с.

  24. Шамин С.А. Религия и политика: взаимоотношения в современной России // Инновационная наука. 2019. №1. с.47-49 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religiya-ipolitika-vzaimootnosheniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 05.01.2021).

  25. Лагунова И.С. Значение принципа светскости в современном государстве: политико-правовой анализ // Философия права. 2017. №2 (81). с. 65.

  26. Со А.А. Свобода вероисповедания и религиозный экстремизм // Власть. 2015. №6. с. 99-102.

  27. «Доклад об осуществлении министерством юстиции российской федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 году» URL: https:// http://minjust.ru/sites/default/files/doklad.pdf (дата обращения: 08.01.2021).

  28. Пушкарев С.В. Форма правления как особый вид правоотношения // Бизнес в законе. – 2011. – №4. – С.40 – 42.

  29. Зазнаев О.И. Современная дискуссия о лучшей форме правления // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №1. С. 199.