Файл: Конституционные характеристики Российского государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 5. Светское государство

5.1 Понятие и характеристики светского государства

Светское государство является государством общественные отношения в котором регулируются на базе гражданских, а не религиозных норм; причем решения всех органов такого государства не могут обладать религиозным обоснованием. В настоящий момент в науке доминирует представление светского государства как государства, в котором не имеется какой-то официальной государственной религии, и никакое вероучение не признано предпочтительным и обязательным. Соответственным образом, светский характер государства предположил, что церковь и государство разделены друг от друга, не вмешиваются в дела друг друга». Сущность светского государства Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.

В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия представляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.

Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга. Конституция РФ 1 частью 14 статьи не только провозгласила Россию в качестве светского государства, но и раскрыла сущность данной характеристики. Согласно ей никакая религия не может быть установлена в форме обязательной или государственной. А далее во 2-ой части этой же 14 статьи сказано, что религиозные объединения отделяются от государства и обладают равными правами перед законом[24].

Данные конституционные положения находят собственное развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях".


Заводя речь о взаимоотношениях религиозных объединений и государства, данный закон установил, что государство:

Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести.

Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ.

Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству; Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства.

5.2 Исторический аспект

До 1917 года союз церкви и государства называли симфонией государственно-церковных отношений и оставался почти не тронутым. Эта модель была унаследована от Византии, где главенствовал православный монарх, а Церковь получала от него право контроля над сердцами и верой подданных. Только 1905-1907 годах напуганное первой революцией самодержавие "даровало" своим подданным свободу вероисповедания.

Февральская революция не только упразднила монархию в России, но и провозгласила её светским государство. После 3 марта 1917 года взяв в свои руки власть, временное правительство выступило с декларацией, разъяснявшей его политический курс и те задачи которые оно намеревалось разрешить немедленно. Среди прочего обещались и религиозные свободы.

В российской истории Конституция РФ 1993 г. впервые провозгласила Россию светским государством. Декретом СНК от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" провозглашалось только отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Закреплялось равенство граждан независимо от их вероисповедной принадлежности.

В начале девяностых годов двадцатого века в России в связи с преобразованиями, которые охватили в целом все государство, реформированием многих общественных и политических институтов начали ставиться вопросы о необходимости смены характера сложившихся в советский период государственно-конфессиональных отношений. Необходимо было учитывать новые политические реалии.

Рушились казавшиеся незыблемыми коммунистические идеалы и партийная идеология, возникал вакуум в духовном сознании людей, резко увеличилось количество действовавших на территории Российской Федерации конфессий и отдельных направлений внутри них. К тому же расширилась сфера деятельности религиозных организаций, которые начали заниматься благотворительной, образовательной, издательской и иными видами деятельности. Все эти изменения, безусловно, должны были найти свое адекватное отражение в законодательстве и прежде всего в Основном Законе страны, важность принятия которого была очевидной. В обновляющейся России, начавшей строить демократическое правовое государство, избавляться от внешнего контроля над человеком, необходимо было провозгласить свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечить их фактическую реализацию.


При этом важно было также определить и закрепить в Конституции характер отношений между государством и различными религиозными конфессиями, роль церкви как духовного центра нашей нации.

В основе действующей Конституции Российской Федерации лежит положение, согласно которому «все права человека есть, в сущности, интерпретация высшей идеи свободы", воспринимаемой "как источник признаваемых прав человека». Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Сейчас свобода совести, светский характер государства провозглашены в Конституции Российской Федерации, как и во многих странах мира, в качестве основы для установления взаимодействия между церковью, государством и обществом. Закрепляется отделение церкви от государства и обеспечение равноправия религий, что характеризует государство как светское.

5.3 Политика и религия

Несмотря на конституционный принцип светскости который провозглашает отделение государства от религии на протяжении всей истории становления и развития государства наблюдается тесная взаимосвязь политики и религии[25].

Тесное взаимодействие Русской православной церкви и Правительства Российской Федерации по вопросам демографии, миграции направленны на долговременное сотрудничество. Все вопросы внешней политики не остаются без внимания Русской православной церкви. Это и национальная безопасность, Сирийский вопрос, Крым, война на Украине. Термин «религиозный экстремизм», стал привычным в жизни современного российского общества.

Представители псевдорелигиозных организаций пытаются подорвать авторитет религиозной организации или политической структуры. На наш взгляд религиозный экстремизм — это следствие нестабильной ситуации в мире, возможно это очередной этап передела мира. Воюющие страны и их союзники пытаются расшатать мир и подорвать авторитет власти через религию. Возрастание религиозного экстремизма можно объяснить политической нестабильностью во взаимоотношениях России и Украины[26].

Факт интернет экстремизма подтверждают и официальные материалы Министерства юстиции российской Федерации[27].

Верховный Суд Российской Федерации 20.04.2017 ликвидировал Организацию и входящие в ее структуру 395 местных религиозных организаций, 17.07.2017. Основанием для ликвидации послужила ввозимая Организацией на территорию Российской Федерации религиозная литература экстремистской направленности. Сложная ситуация отражается во взаимодействии политики и религии, которая сегодня нуждается в оценки современной действительности, поддержки и защите, недопущении религиозных конфликтов, экстремизма.


Сегодня мы можем наблюдать подобный сценарий развития отношений в религиозной среде между Константинополем, Московским патриархатом и Украинской православной церковью. К чему приведёт этот религиозный раскол и разногласия? Есть предположение, что к разжиганию гражданской войны на территории Украины. А это отразиться на социально-политической ситуации в России. Уже сейчас в средствах массовой информации идет информационная борьба.

Глава 6. Республиканская форма правления

6.1 Основное положение республиканской формы правления

Форма правления – это правоотношение, включающее целый комплекс характеристик: порядок формирования верховной государственной власти, правовой статус главы государства, структуру и компетенцию органов власти, порядок их функционирования и длительность полномочий, взаимоотношения власти и населения, формы участия населения в формировании органов власти и решении государственных вопросов.

В республике органы власти избираются на определенный срок.

Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно[28].

В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность.

Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребление со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.


Таким образом, мы пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формальною равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

6.2Характеристики и виды республиканской формы правления

Разграничение форм республики – более сложный вопрос. В   настоящее время в мире насчитывается более двухсот государств, подавляющее большинство которых составляют страны с республиканской формой правления.

При этом способов организации публичной власти существует множество, что в конечном итоге создает определенные трудности при классификации стран с республиканской формой правления на отдельные виды.

Для ясности можно сопоставить ключевые признаки тех или иных видов республики (см. Таблицу 1).

Таблица 1 – Виды республик

Президентская

республика

Парламентарная

республика

Полупрезидентская (смешанная) республика

Президент избирается либо прямыми выборами (гражданами), либо косвенными выборами

(выборщиками).

Президент избирается непрямыми выборами (т.е. представительным органом).

Президент (как

правило) избирается прямыми выборами

(гражданами).

Президент обладает широкими полномочиями, он формирует и возглавляет исполнительную власть.

Полномочия президента ограничены представительными функциями, его влияние на исполнительную власть минимально.

Президент наделен обширными полномочиями по отношению как к исполнительной, так и законодательной власти.

Правительство формируется внепарламентским путем (т.е. президентом), правительство подотчетно президенту. Жесткое разделение властей.

Правительство формируется парламентским путем, парламент контролирует

правительство.

Исполнительная власть в руках правительства, формируемого парламентом (т.е. законодательная и исполнительная власти сливаются.

Правительство – относительно самостоятельный орган,

работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента.

Действует отлагательное президентское вето на законы.

Отсутствует право вето у президента, присутствует институт контрасигнатуры (скрепляющая подпись министра на акте, исходящем от главы правительства или государства)

Двойная ответственность

Правительства (перед президентом и парламентом).

Стабильная исполнительная власть.

Стабильная представительная власть.

Правительство может выразить недоверие (т.е. равномерно стабильная исполнительная и законодательная власти)

Часто – отсутствие должности премьер-министра и совета (кабинета) министров.

Наличие должности премьер-министра и совета (кабинета) министров, ограничивающих власть президента

Развитая система сдержек и противовесов, взаимные ограничения между ветвями власти

Президент – лидер

правящей партии.

Премьер-министр – лидер правящей партии.

Раздельное правление