Файл: Конституционноправовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39
Правительства РФ является норма, касающаяся срока полномочий и отставки
Правительства РФ. В законодательстве РФ прямо не установлен срок полномочий высшего органа исполнительной власти, но все же есть косвенное указание. Правительство РФ формируется с учетом избрания или переизбрания главы государства и прекращает свои полномочия перед новым
Президентом РФ. Некоторые правоведы по данному поводу выводят формулу, согласно которой новое Правительство равно новому Президенту, что в некоторой степени указывает на предельный временной промежуток полномочий состава высшего органа исполнительной власти РФ [31, с. 620].
Согласно ст. 117 Конституции РФ Правительство РФ может подать в отставку [33]. Существует несколько различных способов отставки
Правительства РФ, данные способы базируются в зависимости от того, кто бы инициатором отставки высшего органа исполнительной власти. В первом случае инициатором отставки выступает сам орган высшей исполнительной власти, то есть Правительство РФ. В таком случае глава государства обязан либо принять такое решение, либо отклонить его. Со слов ученых- юристов, решение об отставке чаще всего решается на заседаниях, в присутствии большинства членов, в таком плане отставку можно считать по собственному желанию. При такой отставке нельзя говорить об автоматической остановке деятельности органа, так как окончательное решение принимает глава государства.
Вторым инициатором отставки Правительства РФ является Президент
РФ. В ч.2 ст. 117 Конституции РФ содержится информация о том, что глава государства может принять решение об отставке высшего органа исполнительной власти. Правоведы в своих трудах исследуют различные причины такой отставки, но в заключении приходят к выводу о том, что причиной в большинстве случаев выступает увеличение разногласий между ними [33].
Заключительным основанием отставки Правительства РФ является недоверие со стороны Государственной Думы. Многие правоведы отмечают,

40 что вотум недоверия является одной из способов парламентского контроля, методов воздействия на высший исполнительный орган власти в России.
Такое постановление об отставке принимается большинством голосов от общего числа депутатов. При выражении недоверия глава государства принимает решение об отставке, либо о несогласии с Государственной
Думой. Если в трехмесячный срок снова выражает недоверие высшему органу исполнительной власти РФ, то Президент РФ объявляет об отставке
Правительства, либо распускает нижнюю палату Федерального Собрания и назначает новые выборы.
Таким образом, необходимо отметить, что формирование, отставка и срок полномочий высшего органа исполнительной власти
РФ регламентированы на уроне основного закона страны и должны строго соблюдаться.
Правительство РФ, как высший орган исполнительной власти обладает широким кругом полномочий, часть которых перечислена в Конституции
РФ, другая часть закреплена в ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации». К числу общих полномочий высшего органа исполнительной власти относят: реализацию внутренней и внешней политики России, деятельность по улучшению взаимодействия органов власти и организация их деятельности в системе исполнительной власти, обеспечение единства системы исполнительной власти, реализует контрольную деятельности за органами исполнительной власти, разрешает конфликты и споры между органами исполнительной власти, принимает участие в утверждении правовых основ здравоохранения, воспитания, образования, следит за исполнением национальных целей, планов и программ, обладает правом законодательной инициативы [64]. При решении вопросов внешней политики
Правительство
РФ держит опору на составление, заключение международных договоров, по вопросам, которые прямо относятся к компетенции Правительства РФ, наблюдает за соблюдением соглашений и договоров, при этом проводя переговоры с другими странами. Вместе с тем,


41
Правительство РФ представляет интересы России в международных организациях, отстаивает геополитические интересы.
Также в ст. 13 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» упоминается о том, что Правительство РФ может передавать часть своих полномочий субъектам РФ, в свою же очередь высший орган исполнительной власти реализует полномочия, которые передаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Одним из направлений деятельности Правительства РФ является исполнение федерального законодательства, контрольные и надзорные действия за их исполнением органами власти, прежде всего относящихся к исполнительной ветви и принятие соответствующих мер по устранению недостатков и нарушений.
Эта функция показывает значение нормативно-правовых актов, издаваемых
Правительством РФ, иными словами такие документы принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ.
В основном законе страны полномочиям Правительства РФ посвящена ст. 114, в соответствии с внесением изменений в Конституцию РФ в 2020 году, статья была существенно обновлена, высшему органу исполнительной власти добавились новые полномочия. Так, согласно упомянутой статье к основным полномочия Правительства РФ относится: разработка и представление Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; представление Государственной Думе ежегодных отчетов о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, реализация управления федеральной собственностью, развитие и реализация мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществление мер по защите и охране прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью, обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведение в

42
Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения
[33].
Как уже говорилось ранее, в связи с внесением поправок, расширился круг полномочий в государственной политике в области защиты семьи, сохранения семейных ценностей, в области охраны окружающей среды.
Кроме того, добавлены пункты о полномочиях в сфере снабжении государственной поддержки научно-технологического развития, обеспечения структуры социальной защиты инвалидов с целью улучшения уровня их жизни. Высший орган исполнительной власти РФ осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, поддержке волонтерской деятельности, помогает развитию предпринимательской деятельности, реализует комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни населения.
Однако, нельзя утверждать о том, что список полномочий
Правительства РФ, который закреплен в основном законе государства не является исчерпывающим, потому как они содержатся и в главе 3 ФКЗ «О
Правительстве Российской Федерации». Изучив данную главу, можно сделать вывод о том, что, что полномочия Правительства РФ разделены на общие полномочия, о которых говорилось ранее и полномочия в различных сферах, например, в сфере экономики, социальной сфере и других.
Правительство РФ в области социального обеспечения обеспечивает исполнение единой социальной политики в государстве, обеспечивает реализацию прав граждан на социальное обеспечение, обеспечивает социальное страхование, индексацию социальных выплат, осуществляет различными способами поддержку функционирования системы защиты лиц с ограниченными возможностями, формирования системы пенсионного обеспечения [64].
Большой круг полномочий осуществляет Правительство РФ в области защиты семьи и детства, к таким полномочиям можно отнести: разработка


43 мер по защите семьи, материнства, отцовства и детства, осуществляет защиту института брака, способствует решению проблем в данной отрасли, создает благоприятные обстоятельства для достойного воспитания детей для их дальнейшего развития, разрабатывает комплекс мероприятий для детей, оставшихся без попечения, разрабатывает меры по обеспечению молодежной политики.
Высший орган исполнительной власти РФ также наделен перечнем полномочий в сфере здравоохранения и в области трудовых отношений.
Правительство РФ, как уже отмечалось ранее, создает правовые основы системы здравоохранения, реализует меры по обеспечению прав граждан на охрану здоровья, занимается созданием программ по развитию спорта, туризма и санаторно-курортных комплексов, обеспечивает гарантии минимального размера оплаты труда, осуществляет защиту трудовых прав граждан, активно участвует в процедуре уменьшения и устранения безработицы в России.
В области экономики, финансовой, бюджетной и денежно-кредитной политики
Правительство регулирует экономические процедуры, осуществляет свободу экономической деятельности, содействует развитию предпринимательства, обеспечивает миграционную политику, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает улучшение бюджетной системы, обеспечивает налоговую политику, принимает активное участие в разработке мероприятий по регулированию рынка ценных бумаг, осуществляет деятельность по проведению единой политики цен.
Активное воздействие оказывает Правительство РФ и на институт гражданского общества, в частности, оказывает мероприятия по поддержке институтов гражданского общества, поддерживает связь с общественными объединениями, религиозными организациями и оказывает помощь волонтерской деятельности.
Стоит также отметить особое значение Правительства РФ в области

44 науки, образования и культуры, потому как высший орган исполнительной власти обеспечивает государственную поддержку развития науки, образования, определяет дальнейшие направления развития политики в области образования, осуществляет мероприятия по развитию русского языка.
Изучая высказывания ученых-юристов, не так давно, можно было встретить мнения о необходимости упоминания в Конституции РФ полномочий Правительства РФ, связанных с охраной окружающей среды, действительно такая поправка имела место быть, потому как высший орган исполнительной власти РФ разрабатывает меры по улучшению экологического благополучия граждан, реализует права граждан на благоприятную окружающую среду, создает условия для рационального использования природных ресурсов.
Правительство РФ также реализует полномочия в сфере обеспечения законности прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью, оказывает воздействие на обеспечение обороны страны и безопасности государства, полномочия в сфере внешней политики и международных отношений, однако данные полномочия в большей мере раскрываются в деятельности отдельно взятых органов исполнительной власти, например, министерств, но все же общую координацию деятельности и функционирование осуществляет непосредственно Правительство РФ.
Отдельными полномочиями можно выделить деятельность
Правительства в сфере законодательной деятельности, таким образом, высший орган исполнительной власти имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, дает заключения по законопроектам, касающихся налогового законодательства, может направлять органу, который обладал правом законодательной инициативы и в Государственную
Думу отзыв на законопроект [46].
Таким образом, высший орган исполнительной власти РФ наделен широким кругом полномочий, при этом стоит отметить, что полномочия


45 распространяются на большинство сфер жизнедеятельности. Обобщая, можно сказать о значимости Правительства РФ, во многом именно благодаря этому органу происходит развитие уровня жизни населения, существует состояние защищенности от внутренних и внешних угроз, Россия занимает передовое место в экономическом развитии, ежегодно происходит обеспечение темпов экономического роста.
Согласно ст. 114 Конституции РФ, порядок деятельности высшего органа исполнительной власти определяется ФКЗ «О Правительстве РФ».
Председатель возглавляет Правительство РФ и играет важную роль в определении функций деятельности, организует работу данного органа [33].
Высшее должностное лицо Правительства РФ обладает широким кругом полномочий, в его компетенцию входит: представление высшего органа исполнительной власти в РФ и за ее пределами, обладает правом решающего голоса на заседаниях, подписывает распоряжения и постановления
Правительства РФ, рассредоточивает обязанности между членами
Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ участвуют с правом решающего голоса на заседаниях, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений, обеспечивают и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, рассматривают проекты актов
Правительства РФ.
Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц.
На заседаниях требуется обязательное личное присутствие федеральных министров и заместителей Председателя Правительства РФ, а в случаях невозможности участия информируют об этом Председателя Правительства
РФ. На заседаниях вправе присутствовать представители Федерального
Собрания, Конституционного и Верховного суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ и Центрального банка РФ. Высший орган исполнительной власти вправе рассматривать некоторые вопросы без созыва заседаний. После заседаний, Правительство РФ через средства массовой информации оповещает граждан о вопросах, которые

46 рассматривались на заседании, при этом материалы заседаний и отдельные решения относятся к служебной информации и порядок ее распространения частично ограничен.
На заседаниях Правительства РФ принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, обсуждаются проекты программ социально-экономического развития, принимаются решения о внесении законопроектов в Государственную Думу, обсуждаются вопросы финансовой поддержки свыше 500 миллионов рублей, вопросы о приобретении государственных акций, принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ, утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, изучаются ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, для решения оперативных вопросов образуется
Президиум Правительства РФ. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, а решения принимаются на выборной основе, большинством голосов. Решение Президиума вправе отменить глава государства и высший орган исполнительной власти [46].
Важное значение при рассмотрении конституционно- правового статуса высшего органа исполнительной власти, как упоминалось ранее играет Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте
Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате
Правительства Российской Федерации» [46], данный нормативно- правовой акт устанавливает правила внутренней организации Правительства РФ, организационного, документационного и информационного обеспечения деятельности указанного органа, а также регулирует некоторые иные группы отношений [19, с. 121].
Для обеспечения нормального функционирования и обеспечения контроля за органами исполнительной власти создается Аппарат
Правительства РФ, который возглавляет Заместитель Председателя


47
Правительства РФ – Руководитель Аппарата Правительства РФ или федеральный министр [15, с. 19-22].
В качестве дополнительной нормы конституционно- правового статуса
Правительства РФ некоторые юристы выделяют вопрос, касающийся актов высшего органа исполнительной власти. Как отмечалось ранее,
Правительство РФ осуществляет свои полномочия посредством издаваемых актов- постановлений и распоряжений [25, с. 174]. В виде постановлений издаются акты, носящие нормативный характер, акты по остальным оперативным и текущим вопросам выражаются в виде распоряжений.
Проекты таких актов вносятся членами Правительства РФ, руководителями федеральных органов исполнительной власти, высшими должностными лицами субъектов РФ. Постановления и распоряжения Правительства подписывает Председателем Правительства РФ. Акты Правительства РФ официально опубликуются в официальных источниках в течении 10 дней после дня их подписания [56]. Такие акты также могут быть обжалованы в суд.
Таким образом, вопрос об исполнительной власти и конституционно- правовом статусе Правительства РФ является одним из наиболее сложных вопросов в правовой науке. Конституционный статус высшего органа исполнительной власти, возглавляющего единую систему органов исполнительной власти, создает потребность рассмотрения его взаимосвязей с главой государства, с Федеральным собранием, с судебными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ.
2.4 Конституционно-правовой статус органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с ч.2 ст.77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
Федерации составляют единую систему.

48
Исходя из общей дефиниции органа исполнительной власти, можно выделить определение органа исполнительной власти субъекта РФ. Под органом исполнительной власти субъекта РФ понимается вид органа государственной власти, который является обособленной структурной единицей в системе органов исполнительной власти РФ, обладающий и реализующий исполнительную и распорядительную деятельность субъекта
РФ в пределах своей компетенции, наделенного государственно- властными полномочиями, взаимосвязанного с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, законодательных органов субъекта РФ и органами местного самоуправления [52, с. 10]. Отличительными чертами региональных органов исполнительной власти является то, что такие органы являются составным звеном всей системы исполнительной власти, действуют на региональном уровне, то есть только в субъекте Федерации, выступают от имени Российской Федерации, выполняют функции исполнительного и распорядительного характера, наличие собственных полномочий и отдельной структуры [67, с. 40].
Некоторые правоведы подчеркивают важность, значение органов исполнительной власти субъектов
РФ, которое выражается в непосредственном руководстве в субъекте РФ и выполнении функций и задач государства. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, конституционно- правовой статус любого государственного органа состоит из определенных элементов, определяется как совокупность прав и обязанностей, характеризующая место названного органа в системе разделения властей, поэтому можно утверждать, что конституционно- правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ создается из комплекса конституционных норм, которые определяют какое место занимает упомянутый орган в системе разделения властей, в системе органов государственной власти.
Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ состоит из следующих элементов: 1) нормы права,