Файл: Конституционноправовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 государственной власти [33]. Президент РФ реализуя свои властные полномочия, тем самым возвышается над всеми ветвями власти. Стоит отметить, что Президент РФ выполняет довольно много полномочий, связанных с организацией исполнительной власти и играет важную роль в ее формировании.
Президент РФ, в роли главы государства осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы безопасности РФ, охраны РФ, внешней разведки, внутренних дел, юстиции, иностранных дел и другие, тем самым глава государства ранжирует функции между названными органами. [60]. По представлению Председателя Правительства РФ глава государства утверждает положения о соответствующих службах, министерствах, а также в его полномочия входит назначение руководителей и их заместителей вышеупомянутых органов [8, c. 156].
Изучая положения о роли и полномочиях Президента РФ в сфере исполнительной власти, вопрос о месте Президента РФ в системе органов государственной власти можно заметить, что данные аспекты являются противоречивыми. Многие авторы обсуждали данные вопросы в своих трудах. Так, например, Л.А. Окуньков подвергший анализу конституционные полномочия Президента РФ, делает умозаключение, что большинство из них носят исполнительный характер. Прежде всего Л.А. Окуньков называет то, что
Президент
РФ является
Верховным
Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ, осуществляет руководство деятельностью федеральных служб, руководство внешней политики, тем самым выражает приближенность главы государства к исполнительной ветви власти. В свою очередь автор подчеркивает, что на конституционном уровне по сути образованы две середины управления федеральными органами исполнительной власти, при чем главенствующие роли занимает Президент
РФ. Из этого Л.А. Окуньков делает вывод о том, что всегда будет проявляться сложность в разграничении полномочий Президента РФ и
31
Правительства РФ [40, с. 3-10].
Существуют и противоположные взгляды, так, например, В.М.
Манохин, утверждает о том, что «в реальности вопросы, касающиеся подчинения совокупности министерств Президенту РФ по своему характеру не носит двойного подчинения, однако имеет отличительные черты того или иного разграничения полномочий по мере осуществления основных направлений деятельности» [37, с. 2-9]. С этой точки зрения федеральные органы исполнительной власти не отделяются от общей системы органов, подчиненных Правительству РФ, а высшие должностные лица указанных органов, к примеру, министры, являются обладающие всеми правами членами Правительства РФ, у них большинство функций и полномочий, которые могут быть осуществлены во взаимоотношениях с высшим органом исполнительной власти РФ, например, по вопросам социально-культурного развития. А вопросы безопасности РФ, охраны РФ, внешней разведки, внутренних дел, юстиции, иностранных дел и другие, отделены и касаются деятельности Президента РФ.
Однако, не совсем правильными являются доводы некоторых ученых- юристов, которые полагают, что глава государства в действительности является главой исполнительной власти, руководителем высшего органа исполнительной власти РФ, осуществляющим контрольное руководство за деятельностью
Правительства
РФ.
Также, ошибочным является высказывание, суть которого сводится к тому, что глава РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Можно сказать, что глава РФ не является главой исполнительной власти и не возглавляется систему органов исполнительной власти, но тем не менее играет существенную роль в формировании таких органов, в определении функций деятельности. Многие правоведы также отмечают, что Президент РФ является одним из субъектов обеспечения законности в исполнительной власти. Президент РФ воздействует на всю сферу управления: дает соответствующие поручения
Правительству РФ, издает нормативно-правовые акты управления, в виде
32 указов и распоряжений, осуществляет другие направления деятельности в сфере управления, которые закреплены федеральным законодательством.
Стоит отметить, что основная масса нормативно- правовых актов, издаваемых Президентом РФ регулирует разные аспекты формирования, организации и деятельности органов исполнительной власти, иными словами такие указы и распоряжения являются актами управления, а номы таких актов носят административный характер [16, с. 55-60].
Как уже было сказано ранее, понятие «исполнительная власть» и
«государственное управление» тесно пересекаются между собой, одно вытекает из другого, именно поэтому стоит сказать о государственном управлении при изучении полномочий главы государства в сфере исполнительной власти. Полномочия Президента в области государственного управления можно распределить на несколько групп: полномочия, непосредственно связанные с формированием органов исполнительной власти, полномочия в целях определения функций таких органов и полномочия в целях обеспечения законности в работе органов исполнительной власти РФ.
Рассматривая полномочия, связанные с целью формирования органов исполнительной власти глава государства: назначает с согласия
Государственной Думы Председателя Правительства РФ, принимает решение о его отставке, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, федеральных министров, может председательствовать на заседаниях высшего органа исполнительной власти РФ, осуществляет руководство деятельностью силовых ведомств и назначает руководителей [12, с.266].
Полномочия Президента РФ в целях определения функций органов исполнительной власти выражаются в осуществлении общего руководства
Правительством РФ, обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, руководит внешней и внутренней политикой, как следствие Президент РФ существенным образом воздействует на содержание
33 деятельности Правительства РФ, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ.
Как утверждалось ранее, многие правоведы видят Президента РФ как субъекта обеспечения законности в органах исполнительной власти, поэтому для того, чтобы обеспечивать ее, глава государства вправе отменять нормативно-правовые акты, издаваемые Правительством РФ в случаях их противодействия основному закону страны и федеральному законодательству, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, вправе осуществлять контроль за органами исполнительной власти [3, с. 21-23].
Все полномочия Президента РФ, непосредственно связанные с исполнительной властью закреплены в федеральных законах, регулирующих государственное управление, поэтому данные полномочия также можно разделить по различным отраслям, например, в сфере здравоохранения, науки, образования.
Стоит сказать о роли главы государства по определению системы и структуры федеральных органов исполнительной власти РФ. В основном законе страны закреплено, что к предмету ведения РФ относится определение системы федеральных органов исполнительной власти, тем не менее Конституция РФ не отражает список таких органов. Перечь органов исполнительной власти закреплен в Указе Президента от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Упомянутый нормативно-правовой акт напрямую отражает роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти [60].
Отдельным вопросом стоит выделить соотношение Правительства РФ с
Администрацией Президента РФ. Стоит сказать, что во многом их деятельность направлена на реализацию общих целей. Администрация
Президента РФ в социальной сфере косвенно контролирует деятельность высшего органа исполнительной власти в области социальной политики, в виде совместного издания с органами исполнительной власти. Во многом
34 схожи полномочия по защите прав и свобод граждан, так как при охране прав и свобод граждан глава государства держит опору на высший орган исполнительной власти РФ, однако многоаспектность функциональных особенностей работы Президента РФ предполагают создание Администрации
Президента РФ для реализации Президентом его конституционных полномочий. В качестве примера можно выделить Управление по работе с обращениями граждан. Именно поэтому очень часто деятельность
Администрации Президента РФ, путают с деятельностью Правительства РФ.
Конечно в рамках правового поля неправильно располагать Правительство
РФ и Администрацию Президента РФ на одном уровне. Вместе с тем правовой статус Администрации Президента РФ существенно отличается от правового статуса Правительства РФ. Именно поэтому многие юристы считают важным наиболее выраженно отграничить на законодательном уровне Администрацию Президента РФ от высшего органа исполнительной власти РФ, иными словами требуется закрепить недопустимость вмешательства указанного органа в деятельность Правительства РФ.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Президент РФ оказывает особое влияние на исполнительную ветвь власти, однако он не является главой исполнительной власти и не возглавляет систему органов исполнительной власти. Ключевые направления деятельности главы государства непосредственно связаны с исполнительной властью. Основной закон РФ установил самостоятельность исполнительной власти, а также предоставил Президенту РФ широкий круг полномочий по формированию, организации деятельности органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Такие полномочия исходят на все области государственного управления.
1 2 3 4 5 6
2.3 Конституционно- правовой статус Правительства Российской
Федерации
35
Общенаучная оценка проблем конституционных основ формирования, развития, координации исполнительной власти в Российской Федерации в настоящее время ее правового преобразования является одной из основных задач ученых-юристов. Это прежде всего вызвано тем, что исполнительная власть играет значительную роль в развитии общественной жизни.
Как уже подчеркивалось ранее, в системе разделения властей исполнительная власть является самостоятельной ветвью власти, занимает особое место в таком механизме и выполняет определенного рода функции.
Изучая вопросы, касающиеся исполнительной ветви власти, стоит отметить, что на сегодняшний день существует огромное количество проблем, чаще всего связанных с центральным органом – Правительством РФ. Так, например, существуют вопросы по сегодняшнему составу и структуре высшего органа исполнительной власти РФ, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования и обновлении структуры Правительства
РФ. Правительство РФ, как высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления, очень значим для общественного и государственного развития, именно Правительство РФ ставит перед собой задачи и осуществляет функции для поддержания жизни, защищенности граждан, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, обеспечению законности, борьбе с преступностью, обеспечивает проведение политики в социальной сфере и является основным фактором в развитии государства и общества в целом [47, c. 95].
Прежде чем говорить о конституционно-правовом статусе
Правительства РФ, необходимо понять сущность и рассмотреть понятие с законодательной и научной точек зрения. Для определения понятия нужно рассмотреть, какая дефиниция дается в нормативно- правовых актах и сравнить с дефиницией, которая излагается известными правоведами, юристами и политиками.
Итак, в законодательстве, регламентировавшем деятельность органа исполнительной власти содержится следующая дефиниция высшего органа
36 исполнительной власти : «Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, является органом государственной власти Российской Федерации, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, а также является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации» [64]. В Конституции
Российской Федерации [33] четкой формулировки Правительства РФ как такого нет, хотя исполнительному органу посвящена целая глава.
Многие научные деятели, например, Алебастрова И.А., Исаев Б.А. и
Баранов Н.А. дают немного различную трактовку понятия Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти. Алебастрова И.А. утверждает, что: «Правительство РФ – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране, а в его состав входят руководители ведомств и министерств» [6, с. 136].
Исаев Б.А. и Баранов Н.А. же писали в своем пособии о том, что:
«Правительство – это один из ключевых органов, так как этот орган коллегиальный, может от своего имени издавать огромное количество правовых актов и является одним из главных институтов управления.
Правительство РФ – это уникальный орган, потому что именно этот орган может воспринимать и решать проблемы российского общества практически в любой жизненной сфере» [23, с. 186].
Таким образом, Правительство РФ – это высший орган исполнительной власти, коллегиальный орган государственной власти, который возглавляет систему исполнительной власти, обладающий правом от своего имени издавать правовые акты и являющийся основным институтом управления делами государства.
Конституционно-правовой статус Правительства РФ выражается в системе конституционных норм, закрепляющих его место в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства
37 состоит из следующих элементов: нормы, которые регулируют порядок формирования, отставку, срок полномочий Правительства РФ, нормы, регламентирующие компетенцию правительства и нормы, упорядочивавшие деятельность высшего органа исполнительной власти [32, с. 384]. При рассмотрении конституционно-правового статуса Правительства РФ необходимо изучить главу
6
Конституции
РФ,
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об
Аппарате Правительства Российской Федерации».
Рассмотрим нормы, регулирующие порядок формирования
Правительства РФ. Стоит начать с того, что в состав высшего органа исполнительной власти входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается главой государства после утверждения его кандидатуры
Государственной Думы. Стоит выделить особую роль Председателя
Правительства РФ, как должностного лица, она прежде всего выражается в том, что Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента РФ, пользуется особым положением по отношению к членам Правительства, предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей и федеральных министров. Государственная Дума либо дает согласие, либо отказывает в согласии на назначение, но она не имеет права обсуждать кандидатуру, кроме той, что вынесена Президентом
РФ [64]. Основной закон страны предписывает главу государства следовать конкретным срокам для внесения кандидатуры на пост Председателя
Правительства РФ: вносятся не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки
Правительства РФ, либо в течение недели со для отклонения кандидатуры
Государственной Думой. Стоит отметить, что Государственная Дума тоже обременена наделенными сроками в данном направлении, так согласно ч.3
38 ст. 111 Конституции РФ, Государственная Дума рассматривает кандидатуру
Председателя в течении одной недели, а в случае трехкратного отклонения кандидатур, гарант Конституции РФ назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу, а затем назначает новые выборы [33].
В связи с внесением поправок в основной закон страны, к ст. 110 добавилась часть, регламентирующая возрастные ограничения, а именно достижение 30 летнего возраста, вопросы гражданства, запрет открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках затрагивающая Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров, иных руководителей федеральных органов исполнительной власти. После того, как Председатель
Правительства считается назначенным, формирование высшего органа исполнительной власти в РФ осуществляется на более свободной основе, так
Председатель Правительства РФ представляет Государственной Думе кандидатуры заместителей Председателя правительства и федеральных министров, а Президент непосредственно их назначает. В новом тексте
Конституции РФ с поправками 2020 года можно также заметить, что глава государства не вправе отказать в назначении на должность заместителей
Председателя Правительства РФ и федеральных министров, если их кандидатуры утверждены нижней палатой Федерального Собрания, кроме того упоминается о том, что высшее должностное лицо Правительства РФ несет персональную ответственность перед главой государства за возложенные на высший орган исполнительной власти полномочия. Для членов Правительства РФ также установлены некоторые ограничения, как возрастные, достижение тридцати лет так и касающиеся их деятельности: запрет на занятие предпринимательской деятельностью, либо иной оплачиваемой деятельностью, запрет на представительство по делам третьих лиц, запрет на получение специальных званий, без разрешения главы государства и другие ограничения.
Одной из составляющих элемента конституционно- правового статуса