Файл: Конституционноправовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49 определяющие место и роль в системе органов исполнительной власти, 2) нормы, охватывающие права и обязанности, порядок формирования данного органа, компетенцию и полномочия, 3) нормы, касающиеся предмета ведения органов исполнительной власти субъектов РФ, 4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти. В основном законе РФ закреплены лишь основополагающие идеи создания органов исполнительной власти на региональном уровне. В ст. 77
Конституции РФ говорится о том, что система органов государственной власти субъектов РФ, устанавливается субъектами самостоятельно, а также, что по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта РФ образуют единую систему исполнительной власти в России.
Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что в России роль федерального законодательства и законодательства субъектов РФ согласовывается между собой. В качестве сравнения можно привести примеры формирования исполнительной власти в зарубежных государствах.
В федеративных государствах исполнительная власть в большинстве случаев состоит из федерального и регионального уровня. Если, государственные образования, со статусом субъектов федерации в РФ так и называются – субъекты РФ, то в США, Индии, Мексике называются штатами, в Германии,
Австрии – земли, в Швейцарии- кантоны [31, с. 353].
К источникам регулирования конституционно – правового статуса органов исполнительной власти субъекта РФ относят Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Однако стоит уделить особое внимание подзаконным нормативно – правовым актам, в виде указов Президента и распоряжений Правительства. Также не стоит забывать о главенствующей роли законов субъекта РФ и подзаконных актов субъекта
РФ. Роль данных нормативно – правовых актов закреплена в реализации норм Конституции РФ, касающихся разделения властей, основам конституционного строя и разграничении предметов ведения. В качестве

50 примера, можно привести вопрос о выборе субъектами РФ системы и структуры органов исполнительной власти, такие положения не закреплены в федеральном законодательстве, чаще всего такие нормы закреплены в законах субъекта РФ, конституциях(уставах) отдельного региона. В большинстве федеративных государств, например, в США, Мексике, ФРГ также, как и в Российской Федерации совместно с Конституцией, федеральным законодательством действуют законы субъектов федерации. В
США еще в 1892 году была создана Национальная конференция, основной целью которой была стандартизация законов штатов. Что касаемо
Конституций(Уставов) субъектов РФ, то эти акты выступают определенным звеном в единой системе конституционно- правового законодательства.
Как уже отмечалось ранее, конституционно- правовой статус органов исполнительной власти субъекта РФ состоит из совокупности элементов.
Основополагающую роль в системе и порядке формирования органов исполнительной власти субъектов РФ играет Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ. В ст. 17 закреплено положение о том, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской
Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации
[63]. Система таких органов устанавливается законодательным органом того, либо иного субъекта РФ. По данному вопросу существует трудность, связанная с разграничением понятий «система» и «структура» органов исполнительной власти. Однако данный спор был урегулирован
Постановлением Конституционного суда РФ, в котором говорится, что система – это виды органов исполнительной власти, а структура – это


51 конкретный перечень таких органов [45].
В России во всех субъектах РФ имеется высшее должностное лицо, именно поэтому в ст. 2 упомянутого федерального закона утверждается о том, что конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации. В данном нормативно- правовом акте можно встретить трактовку: «высшее должностное лицо субъекта Российской
Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)», что создает своего рода неопределенность [63]. По этому факту учены разделились на два мнения, первые в свою очередь повествуют о том, что между данными понятиями можно поставить знак равенства, вторые же, утверждают, что данные понятия не рассматриваются как синонимы, ни по содержанию, ни по объему
[20, с. 32].
Говоря о полномочиях высшего должностного лица субъекта РФ, можно выделить следующее: а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской
Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта
Российской Федерации; б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации;

52 г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской
Федерации д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;
Подытожив, система органов исполнительной власти субъектов РФ случаев включает в свой состав высшее должностное лицо субъекта, которое одновременно может занимать пост руководителя высшего исполнительного органа в субъекте, так, например, Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство возглавляет высшее должностное лицо области – Губернатор Нижегородской области,
Председатель Правительства. Нечто похожее можно встретить и в зарубежных странах, к примеру, если рассматривать США, то губернатор стоит во главе исполнительной власти и является должностным лицом, обладающим верховной исполнительной властью [9, с. 353].
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является неотъемлемым структурным элементом системы органов исполнительной власти субъекта РФ, возглавляющий данную систему и определяющий ее основные направления деятельности и развития, обеспечивающий исполнение
Конституции
РФ и федерального законодательства. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ [63] наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Данный орган обладает


53 правами юридического лица, имеет гербовую печать, а финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Так в субъектах Российской Федерации могут создаваться: коллегиальный высший исполнительный орган и единоначальный высший исполнительный орган. Коллегиальный высший исполнительный орган, именуемый Правительствам субъекта РФ (например, Правительство
Самарской области, Правительство Нижегородской области, Правительство
Ульяновской области), Кабинетом Министров (например, Кабинет
Министров Чувашской Республики), Коллегией Администрации (например,
Кемеровская область), однако все формы по своим организационно- структурным элементам схожу с высших органов исполнительной власти РФ
– Правительством РФ. Единоначальный высший исполнительный орган именуется администрацией субъекта РФ (например, Администрация Санкт-
Петербург, Администрация Краснодарского края). Так в нескольких субъектах единоначалие пытаются смешать с коллегиальными способами, например, создавать заседания членов администрации, однако это никак не влияет на организационно-правовую структуру органа.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ создает и реализует меры по нормальному функционированию комплексного социально – экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации: а) устанавливает в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; б) создает для представления высшим должностным лицом субъекта

54
РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской
Федерации; в) следит за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и подготавливает отчет об исполнении бюджета, ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации; д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской
Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации
Существуют также и другие органы исполнительной власти субъектов
РФ, как показал исследование законодательства различных субъектов РФ, в регионах применяются разного рода видовые формы органов исполнительной власти. Кроме высшего исполнительного органа субъекта
РФ, могут создаваться органы с отраслевой и межотраслевой компетенцией в виде департаментов, министерств, главных управлений, комиссии,
(например, Министерство здравоохранения Самарской области), которые выполняют функции по участию в проведении государственной политики на территории региона, контрольно-проводится надзорные органы, которые реализуют в соответствии полномочиями действия по контролю за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, создаваемые в виде государственных инспекций, органы исполнительной власти, организующие и обеспечивающие деятельность иных органов исполнительной власти в субъектах РФ, территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ.
Отдельным аспектом является рассмотрение вопросов взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти [58].


55
Высшее должностное лицо субъекта формирует высший орган исполнительной власти в регионе, а затем данный орган непосредственно формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ действует в пределах срока полномочий высшего должностного лица, то есть слагает свои полномочия с приходом нового главы субъекта РФ. Следует также отметить, что высший орган исполнительной власти может быть сформирован не только с приходом нового главы субъекта РФ, на это есть и другие причины. К числу таких причин можно отнести досрочный роспуск прежнего органа, по собственной инициативе, в связи с отрешением высшего должностного лица, что также влечет за собой отставку высшего органа исполнительной власти на региональном уровне.
Таким образом, можно говорить о том, что основной закон Российской
Федерации, федеральное законодательство, подзаконные нормативно- правовые акты, региональные законы и подзаконные акты, конституции
(уставы) субъектов определили, что система органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается регионами самостоятельно, этот принцип закреплен в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [63]. Система органов исполнительной власти субъекта РФ состоит из высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и иных органов исполнительной власти субъекта РФ. За каждым из этих органов закреплены свои полномочия, правовой статус, что показывает в некоторой степени самостоятельность и структурированность данных органов. Однако развитие государственного формирования неуклонно призывает к последующему нормативно-правовому регулированию и решению трудностей, возникающих в связи с реализацией своих функциональных и организационных

56 особенностей органов исполнительной власти субъектов РФ. Стремление к усовершенствованию механизмов, регулирующих отношения в сфере исполнительной власти на уровне субъектов РФ, должно вытекать из основополагающих идей, которые закреплены в основном законе страны, но на практике это не всегда так, именно поэтому в настоящий период времени существует проблема взаимодействия между федеральными и региональными органами власти.


57
1   2   3   4   5   6