Файл: Урок 1 Тема Здравствуй, школа! Выявление уровня развития связной речи Педагогическая цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 1
Тема | Здравствуй, школа! Выявление уровня развития связной речи |
Педагогическая цель | Создать условия для выявления уровня развития связной речи у учащихся |
Тип урока | Постановочный, диагностика |
Планируемые результаты (предметные) | Соблюдают правила позитивного общения; используют вежливые слова при приветствии, прощании, просьбе; объясняют смысл слов «школа», «ученик», «общение», «знакомство» на конкретно-предметном уровне; отвечают на вопрос «Для чего нужно учиться?»; определяют позицию школьника, отношение к школе родителей, друзей |
Личностные результаты | Положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – осмысливают процесс общения как способ получения и передачи информации; последовательно и логично рассказывают о событии, явлении; формулируют ответы на вопросы; составляют рассказы по плану, из личного опыта, описание предмета по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; логические – строят рассуждения о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», об употреблении вежливых слов в речи, о необходимости учебной деятельности. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими |
Основное содержание темы, понятия и термины | Школа, ученик, общение, знакомство. Вежливые слова |
Образовательные ресурсы | 1. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой: диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2011. 2. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2011 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. – Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность | Фронтальный. Устные ответы |
II. Сообщение темы и целей. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. 1. Отгадывание загадок. 2. Беседа по вопросам | Фронтальная. Эвристичес-кий. Игровой момент (загадки) | – Отгадайте загадки: 1. Стоит дом: Кто в него войдет, Тот и ум приобретет. 2. Первая книжка Для всех детишек: Учит – мучит, А научит – радует. 3. Новый дом несут в руке, Дверцы дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные | Отгадывают загадки. 1. Школа 2. Азбука 3. Портфель и учебники | Понимают смысл загадок | Фронтальный. Устные ответы |
– Кому нужны перечисленные предметы? – Кто такие ученики? | – Ученикам. – Дети, которые ходят учиться в школу | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме | Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | – Ребята, а зачем вы пришли в школу? Чему вы хотите научиться? – А сегодня мы вспомним, что вы уже знаете, и познакомимся с первым учебником «Азбукой». По такому учебнику учились ваши мамы и папы, дедушки и бабушки, космонавты и ученые | Отвечают на вопрос | | |
III. Обобще- ние и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Физкультминутка | Индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказы учащихся (дидактические упражнения) | – 1 сентября – большой праздник для учеников, учителей, родителей. Для вас это первый школьный день, первый звонок, первый учебник и первый урок. – Кто вас собирал в школу? – Кто провожал? – Волновались ли вы и почему? – Как встречали и провожали прохожие? – Расскажите о своем первом учебном дне | Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о первом учебном дне | Оформляют свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста, владеют речевыми умениями | Индивидуальный. Результаты выполнения дидактического упражнения заносятся в диагностическую карту (см. Приложения 1, 2) |
Коллективная. Практический | Учитель говорит слова и демонстрирует движения: Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись | Исходное положе-ние – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Коллективная. Словесный. Беседа, рассказ учителя | 1. Правила общения. – Что вы говорите друг другу при встрече? – Какие вежливые слова нужно использовать при приветствии, прощании, просьбе, выражении благодарности? 2. Правила поведения на уроке. – Давайте познакомимся с правилами поведения на уроке. (Рассказывает правила, используя элементы беседы.) 3. Знакомство с правильной посадкой | – Привет, здравствуй. – Здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо. Отвечают на вопросы учителя о правилах поведения на уроке | Соблюдают правила в учебной работе (правильно сидят, поднимают руку перед ответом, встают при ответе, отвечают громко и чётко, слушают учителя и выполняют его указания, слушают ответы товарищей) | Коллективный. Демонстрация (инсценировка) |
| Фронтальная. Словесный. Работа с «Азбукой», рассказ учителя | Ознакомление с условными знаками, их ролью при работе с «Азбукой» и элементами учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила обращения с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т. д. | Ориентируются в «Азбуке»; называют и показывают элементы учебной книги, условные знаки, объясняют их значение и роль. Используют правила пользования с книгой при работе с «Азбукой» | Используют знаковосимволические средства для решения учебной задачи. Составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования | Фронтальный. Наблюдение учителя, устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | У меня спина прямая, У меня спина прямая (ходьба на месте, руки за спину), Я наклонов не боюсь (наклон вперед): Выпрямляюсь, прогибаюсь (наклон назад, выпрямиться), | Декламируют стихотворение, выполняя движения | Осуществляют профилактику утомления. Ориентированы на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | Поворачиваюсь (повороты туловища). Раз, два, три, четыре. Три, четыре, раз, два (наклон вперед и выпрямиться). Я хожу с осанкой гордой (повороты туловища). Прямо голову держу (паклон вперед и выпрямиться), Никуда я не спешу (ходьба на месте, руки за спину). Раз, два, три, четыре (повороты туловища), Три, четыре, раз, два (ходьба на месте, руки за спину). Я могу и поклониться. (поклон и выпрямиться). И присесть, и наклониться, (присед, наклон вперед), Повернусь туда-сюда! (Повороты туловища направо-налево.) Ох, прямешенька спина (наклон вперед и выпрямиться)! Раз, два, три, четыре (повороты туловища), Три, четыре, раз, два | | дня, активно участвуют в физкультминутке | |
IV. Контроль и самопроверка знаний. | Групповая. Словесный. Беседа. | – Рассмотрите иллюстрацию. Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Обсудите с друзьями | Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопрос | Последовательно и логично рассказывают о событии, | Групповой, индивидуальный. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Работа с иллюстрацией (учебник, с. 4) | | | изменении в своей жизни, опираясь на иллюстрацию | Рассказ по иллюстрации (см. Приложения 1, 2) |
Индивидуальная. Эвристический. Беседа | – Почему так говорят: «Учиться всегда пригодится»? | Отвечают на вопрос | Формулируют свое мнение, строят понятные высказывания | Индивидуальный. Устный ответ | |
Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение (учебник, с. 4) | – Как назвать одним словом предметы из коробочки? А предметы из ранца? | – Игрушки в коробочке, школьные принадлежности в ранце | Осуществляют классификацию по заданным критериям | Индивидуальный. Дидактическое упражнение | |
V. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Обобщающая беседа. Практический. Упражнение «Укрась торт» | – Что мы делали на уроке? – Что вам понравилось? – Кого можно похвалить? – Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. – Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. – Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет | Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение | Оценивают свою деятельность на уроке | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, выполнение упражнения |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
VI. Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Проект (творческие задания) | – Вы стали учениками, школа – теперь ваш второй дом. Вам предстоит изучить первый учебник – «Азбуку». Вместе с родителями подумайте и выполните творческую работу (проект) на тему «Школа», «Я – ученик», «Страна Азбука», «Пословицы и поговорки об учении», загадки на школьную тему (к уроку 5) | Слушают опережающее задание, уточняют его. Выбирают тему из предложенных учителем или с родителями, формулируют свою | Учатся работать в группе. Принимают и сохраняют учебную задачу: подготовить проект | Групповой. Творческая работа |
Диагностические задания*
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Развитие связной речи | |||
Умение последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы | 1. Беседа по вопросам | Вопросы: – 1 сентября – большой праздник для учеников, учителей, родителей. Для вас это первый школьный день, первый звонок, первый учебник и первый урок. – Кто вас собирал в школу? – Кто провожал? – Волновались ли вы и почему? – Как встречали и провожали прохожие? – Расскажите о своем первом учебном дне | 3 балла – отвечает на вопросы, аргументируя ответ, последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла – охотно отвечает на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл – не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы |
2. Сочинение рассказа и загадки | Задание: рассмотри иллюстрацию. Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Составь рассказ. Придумай загадку про ученика | 3 балла – самостоятельно и легко сочиняет рассказ, загадку; использует средства языковой выразительности; различает основные литературные жанры; свободно пользуется такой формой речи, как рассуждение. 2 балла – с помощью взрослого придумывает рассказ; затрудняется в различении близких жанров: рассказа и сказки; с помощью взрослогоаргументирует суждения и пользуется такой формой речи, как доказательство. 1 балл – не может сочинить рассказ, не различает жанры; не пользуется речью-доказательством |