Файл: Урок 1 Тема Здравствуй, школа! Выявление уровня развития связной речи Педагогическая цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. (Показывает «Прописи».) Это тетрадь, в которой ученики учатся писать | | | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы листики осенние, На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх). Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону). И на землю тихо сели (дети приседают). Ветер снова набежал И листочки все поднял (кружатся на месте). Закружились, полетели И на землю снова сели (дети садятся по местам). | Декламируют стихотворение, выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ учителя, работа со | Предложение. – Наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение, | Находят и показывают схематическое изображение предложения в «Азбуке» | Принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя | Фронтальный. Работа со схемой, дидактическое упражнение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| схемой предложения, дидактическое упражнение | даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. (Учитель показывает, как можно обозначить предложение, изображает схему на доске.) Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы | | в процессе выполнения учебных действий | |
IV. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Фронтальная. Словесный. Беседа. Индивидуальная. Практический. Работа с иллюстрациями, дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения | – Что такое устная речь? – Что такое письменная речь? – Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации. – Что делает девочка? – Что делают гуси? – Составьте предложение к схеме. – О чем говорили Емеля и щука? – Опишите иллюстрацию | Отвечают на вопросы учителя – «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». – Девочка бежит. Гуси летят. Пересказывают разговор Емели и щуки. Описывают иллюстрацию | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Последовательно и логично отвечают на вопросы. Воспроизводят сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации, структурируют предложение в виде схемы | Фронтальный. Устный ответ. Индивидуальный. Рассказ, устный ответ. (Результаты выполнения дидактического упражнения заносятся в диагностическую карту (см. Приложения 1, 2 урока 1).) |
Физкультминутка (Упражнение для рук) | Вот помощники мои, Их как хочешь поверни (ладони вверх и вниз). По дороге белой, гладкой (сжимание и разжимание пальцев) Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок (прыжки). | Декламируют стихотворение, выполняя движения | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение «Составь рассказ» | – Составьте рассказ по сюжетной картинке. – Разложите картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ | Выполняют дидактическое упражнение. Составляют рассказ по сюжетной картине «Пробуждение природы весной» | Умеют составлять рассказы по набору картинок с фабульным развитием действия | Индивидуальный. Рассказ по картине (см. Приложения 1, 2 урок 1) |
V. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Обобщающая беседа. Практический. Упражнение «Укрась торт» | – Что мы делали на уроке? – Что вам понравилось? – Кого можно похвалить? – Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. – Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. – Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет | Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение | Оценивают свою деятельность на уроке | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, выполнение упражнения |
Тема 3 | Выявление уровня сформированности грамматической стороны речи |
Педагогическая цель | Создать условия для выявления уровня сформированности грамматической стороны речи |
Тип урока | Решение учебной задачи, диагностика |
Планируемые результаты (предметные) | Составляют устный рассказ по иллюстрации; выполняют правила поведения на уроке |
Личностные результаты | Положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – употребляют в речи сложные предложения разных видов; логические – раскрывают смысл пословиц о труде и трудолюбии. Коммуникативные: выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими |
Основное содержание темы, понятия и термины | Пословица. Сказка. Рассказ по иллюстрации |
Образовательные ресурсы | Картинки с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе. Сюжетные картинки: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек. Полоски, точки для составления схемы предложения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 54
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности | Фронтальная. Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуаль- | Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее | Фронтальный. Наблюдение учителя | ||||||
класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | | Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку | ных учебных принадлежностей на столе | любознательность | | ||||||
II. Обобщение и систематизация. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Физкультминутка | Фронтальная. Проблемный. Работа с пословицей (учебник, с. 6) | – Какие пословицы вы знаете? – Что такое пословица? (Краткое народное изречение.) – Послушайте пословицу и объясните ее смысл: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» | Рассказывают пословицы, которые знают. Объясняют смысл пословицы | Анализируют пословицу, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Индивидуальный. Устные ответы, рассказ | ||||||
Групповая. Творческий. Работа с иллюстрацией, инсценирование сказки (учебник, с. 6) | – Герои какой сказки изображены на иллюстрации? – Инсценируйте сказку в группе | – «Теремок». Распределяют роли и инсценируют сказку | Учатся работать в группе. Выражают свои эмоции, высказывают свое отношение к героям сказок | Групповой. Инсценировка | |||||||
Коллективная. Практический | Наклоняемся с хлопком. Наклоняемся с хлопком. И с хлопком потом встаем. Вниз и вверх, вниз и вверх. Ну-ка, хлопни громче всех! (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться – хлопнуть над головой.) На одной ноге мы скачем. Как упругий звонкий мячик. На другой поскачем тоже. Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ножке.) | Декламируют стихотворение, выполняя движения | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений | |||||||
| | Головой вращаем плавно. Смотрим влево, смотрим вправо (Поворот головы вправо и влево.) И пройдемся мы немного. (Ходьба на месте.) И вернемся вновь к уроку. (Дети садятся за парты.) | | | | ||||||
| Индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемами предложений (учебник, с. 6) | – Назовите героев сказки «Теремок». – Кто чем занят? – Составьте предложения по схемам | Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. Составляют предложения (например, «Ежик сидит. Лягушка несет воду») | Высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией и схемой предложения (составляют предложение по схеме) | Индивидуальный. Устный ответ – составление предложений | ||||||
III. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Индивидуальная. практический. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему» | – Посмотрите на картинку и составьте предложение (или продолжите предложение): – Сосулька тает, потому что… – Девочка идет под зонтиком, потому что… | Рассматривают картинки и выполняют задание учителя | Принимают и сохраняют учебную задачу. Умеют употреблять в речи сложные предложения разных видов | Индивидуальный. Дидактическое упражнение (см. Приложения 1, 2 урока 1) | ||||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Дети по лесу гуляли (маршируют на месте), За природой наблюдали (ладонь к глазам). Вверх на солнце посмотрели | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений | ||||||
| | (голову вверх). И их лучики согрели. Бабочки летали, крыльями махали (машут руками). Дружно хлопали, ногами топали! Хорошо мы погуляли (вдох-выдох) И немножечко устали (садятся на место) | | | | ||||||
| Индивидуальная. Практический. Дидактическая игра «Закончи предложение» | – Рассмотрите картинки и постарайтесь закончить предложения: 1) Мама взяла зонт, потому что... 2) Наступила весна, и… 3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы…. 4) Я сошью кукле платье, если… 5) Мы ложимся спать, когда… | Заканчивают предложения: 1) на улице идет дождь; 2) прилетят птицы; 3) купить мне новую игрушку; 4) вы дадите мне ткань; 5) наступает ночь | Учатся устанавливать причинно-следственные связи, строят сложные предложения разных видов | Индивидуальный. Дидактическая игра (см. Приложения 1, 2 урока 1) | ||||||
Индивидуальная. Практический. 1) Дидактическое упражнение «Составь предложение». 2) Выделение в слове слогов. 3) Выделение в слове заданного звука | 1) Из предложенных слов составьте предложение. Слова: цветы, дети, поливают. – Составь схему этого предложения. 2) Отхлопайте любое слово и скажите, сколько в нем слогов. 3) Назовите слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.) | Выполняют задание учителя: составляют предложение, схему предложения, называют количество слогов в слове, называют слово с заданным звуком в определенной позиции | Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей учителя. Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах | Индивидуальный. Дидактические упражнения (см. Приложения 1, 2 урока 1) | |||||||
IV. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали сегодня на уроке? – О чем хотели бы рассказать дома своим близким? – Уходя из класса, подумайте, какое у вас настроение, возьмите изображение человечка с веселым или грустным выражением лица и прикрепите к доске | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание | Осуществляют самооценку | Фронтальный. Устные ответы | ||||||
Тема 4 | Составление карты знаний, индивидуальных планов продвижения по предмету | ||||||||||
Педагогическая цель | Создать условия для определения учащимися границ собственного знания и незнания, понимания необходимости самосовершенствоваться | ||||||||||
Тип урока | Решение учебной задачи, диагностика | ||||||||||
Планируемые результаты (предметные) | Осознают роль знаний в жизни человека; соблюдают речевой этикет в ситуации учебного общения | ||||||||||
Личностные результаты | Понимают значение границ собственного знания и незнания, осознают необходимость самосовершенствования, адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | ||||||||||
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий, осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения между эталоном, реальным действием и его результатом, предвосхищают результат и уровень усвоения знаний, его временне характеристики. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими | ||||||||||
Основное содержание темы, понятия и термины | Знание (незнание). Граница между знанием и незнанием. Знающий (незнающий) человек. Карта знаний. Маршрутный лист | ||||||||||
Образовательные ресурсы | Маршрутный лист продвижения по стране «Азбука» | ||||||||||
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||||||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее любознательность | Фронтальный. Наблюдение учителя | ||||||
II. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | – Вы стали учениками, несколько уроков входили в новую для себя роль. Первые уроки помогли вам определить, с каким багажом знаний вы пришли в школу. – Сегодня каждому из вас предстоит ответить на несколько вопросов, оценить свою работу и свои знания и наметить путь продвижения по стране «Азбука» | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, поставленную учителем, и удерживают ее до получения результата | Фронтальный. Наблюдение учителя | ||||||
III. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами | Индивидуальный. Словесный. Беседа | – Какие задания на уроках выполняли легко? – Какие задания вызвали затруднения? – Что выполнить не смогли? | Отвечают на вопросы учителя с помощью кружков красного, зелено, синего цвета | Осуществляют итоговый контроль деятельности | Индивидуальный. Заполнение диагностической карты (см. Приложение 2, урок 1) | ||||||
действий, обеспечение их коррекции | | | | | | ||||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины (вращение корпусом вправо и влево). Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех (дети имитируют движения крыльев)! Чтобы ноги не болели. Раз – присели, два – присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять (приседания). Рядом с партою идем (ходьба на месте), И садимся мы потом (дети садятся за парты) | Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений | ||||||
| Коллективный, индивидуальный. Практический | – Теперь нам предстоит составить маршрут продвижения по предмету «Обучение грамоте». Посмотрим на карту страны «Азбука» и наметим свой маршрут | На карте страны «Азбука» вместе с учителем отмечают пункты, где предстоит сделать остановки: «Звуки», | Выполняют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее | Индивидуальный. Заполнение маршрутных листов, | ||||||
| Творческая работа (путешествие ных листов) по карте страны «Азбука», составление индивидуальных маршрут | – У каждого на столе лежат маршрутные листы, на них отметьте свой путь продвижения, что хотите узнать, где побывать | «Буквы», «Слова», «Слоги», «Предложе- ния», «Знаки препинания», «Ударение». «Речь устная и письменная». Работают в индивидуальных маршрутных листах | реализации; индивидуально заполняют маршрутный лист, объясняют свой выбор | устные ответы | ||||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше | Имитируют дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» – приседают. На словах «выше, выше» – встают и вытягивают руки вверх | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений | ||||||
IV. Рефлексивно-оценочный. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чем мы сегодня занимались на уроке? – Какие открытия для себя сделали? – Кто доволен своей работой? | Отвечают на вопросы учителя | Осмысливают свои действия и самооценку | Фронтальный. Устные ответы | ||||||
V. Домашнее задание. Обеспечение понимания цели, содержания и | Фронтальная. Словесный. Комментирование | – На первом уроке обучения грамоте вы получили домашнее задание: вместе с родителями выполнить творческую работу (проект) на тему «Школа», «Я – ученик», «Страна | Слушают задание, уточняют | Принимают учебную задачу, поставленную учителем, планируют свое действие | Фронтальный. Устные ответы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
способов выполнения домашнего задания | | Азбука», «Пословицы и поговорки об учении», загадки на школьную тему, на следующем уроке представите свои творческие работы | | (дома вместе с родителями) | Фронтальный. Устные ответы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 54
Урок 5
Тема | Представление результатов творческой самостоятельной работы |
Педагогическая цель | Создать условия для представления результатов творческой самостоятельной работы |
Тип урока | Решение частной задачи. Презентация |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов |
Личностные результаты | Мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные:адекватно воспринимают оценку учителя и учащихся. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием дополнительной литературы, используют знаково-символические средства для решения задания, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими |
Основное содержание темы, понятия и термины | Презентация. Виды презентаций. Правила презентации. Правила поведения присутствующих на презентации. Правила оценивания представленной работы |
Образовательные ресурсы | Презентации учащихся. Картинки с изображением солнышка и тучки |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный, практический. Минутка создания настроения и разминки пальчиков | Приветствие учащихся. – Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: Желаю (большой) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). «Здравствуйте», – ты скажешь человеку. «Здравствуй», – улыбнется он в ответ. И, наверное, не пойдет в аптеку, И здоровым будет целый век. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее любознательность | Фронтальный. Правильное выполнение движений |
II. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации | Фронтальная. Словесный. Объяснение | – На первом уроке вы получили задание: вместе с родителями дома выполнить творческое задание (проект) на тему: | Слушают учителя | Принимают и сохраняют учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
и принятие учащимися цели урока | | «Школа», «Я – ученик», «Страна Азбука», «Пословицы и поговорки об учении», загадки на школьную тему. Сегодня вы продемонстрируете свои работы | | | |
III. Обобщение и систематизация. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу | Индивидуальная. Словесный, наглядный. Рассказ, демонстрация творческих работ (рисунки) | – Каждый из вас показывает и рассказывает, какую работу он проделал, что подготовил к уроку | Демонстрируют рисунки, рассказывают пословицы, загадывают загадки и др. | Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания | Индивидуальный. Презентация творческих работ |
Физкультминутки | Коллективная. Практический | 1) Все ребята дружно встали (выпрямиться) И на месте зашагали (ходьба на месте). На носочках потянулись. (прогнуться назад, руки положить за голову). Как пружинки, мы присели (присесть) И тихонько разом сели. (выпрямиться и сесть). 2) Для начала мы с тобой Крутим только головой (вращения головой). | Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |