Файл: Урок 1 Тема Здравствуй, школа! Выявление уровня развития связной речи Педагогическая цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Развитие лексики | |||
Умение составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия | 1. Дидактическое упражнение «Расскажи сказку». Оборудование: картинка с изображением сюжета из сказки («Гуси-лебеди», «По щучьему велению») | Вопросы: – Назови сказки, из которых взяты иллюстрации. – Оживи сюжет, составь рассказ по иллюстрации | 3 балла – легко восстанавливает сюжет сказки по иллюстрации, имеет хороший словарный запас. 2 балла – с помощью взрослого составляет сюжет иллюстрации. 1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден |
2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картинок с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1) появился росток из почвы; 2) появились листья, росток тянется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился | Задания: 1) Составь рассказ по сюжетной картине. 2) Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: – Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. Как называются эти растения? – Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? | 3 балла – легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла – составляет рассказ по набору картинок с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые. 1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Сформированность грамматической стороны речи | |||
I. Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов | 1. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему». Материал: картинки с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе | Задание: посмотреть на картинку и составить предложение (или продолжить предложение): – Сосулька тает, потому что… – Девочка идет под зонтиком, потому что… | 3 балла – самостоятельно составляет сложноподчиненные предложения. 2 балла – затрудняется в составлении сложноподчиненного предложения, но задание закончить предложение не является для него трудным. 1 балл – не может составить сложноподчиненное предложение |
2. Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) | Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1) Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь). 2) Наступила весна, и (прилетели птицы). 3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку). 4) Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань). 5) Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И т. д. | 3 балла – выполняет задание самостоятельно, легко составляет сложные предложения различных видов. 2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл – не справляется с заданием, не понимает инструкций учителя | |
II. Знание о звуке, слоге, слове, предложении | 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». | Задания: 1) Из предложенных слов составь предложение. | 3 балла – различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Материал: полоски, точки для составления схемы предложения. 2. Выделение в слове слогов. 3. Выделение в слове заданного звука | Слова: цветы, дети, поливают. – Составь схему этого предложения. 2) Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3) Назови слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.) | 2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге. 1 балл – очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок |
Низкий уровень – 4–6 баллов; средний уровень – 7–9 баллов; высокий уровень – 10–12 баллов.
Интерпретация результатов.
Низкий уровень. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен – повторяет рассказы сверстников. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизнесении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.
Средний уровень. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется речью-доказательством с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произнесении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ слов из 4 звуков.
Высокий уровень. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный, место звука в слове).
Диагностическая карта
уровня речевого развития учащегося
Класс _______________________
Учитель _____________________
Дата проведения диагностики: начало года ____________ конец года ____________
№ п/п | Ф. И. ребенка | Развитие связной речи | Сформированность грамматической стороны речи | Итого баллов / уровень развития | Рекомендации | |||||||
умение логично рассказывать, отвечать на вопросы | умение составлять рассказы | умение пересказывать | знания о звуке, слоге, слове, предложении | умение употреблять в речи сложные предложения | развитие речи, умение безошибочно пользоваться обобщенными словами и понятиями | | | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | | | | | | | | | | |||
2 | | | | | | | | | | |||
3 | | | | | | | | | | |||
4 | | | | | | | | | | |||
5 | | | | | | | | | | |||
… | | | | | | | | | | |||
25 | | | | | | | | | |
Результаты диагностики речевого развития учащихся
Начало года: Конец года:
Высокий уровень ______ учащихся ______ % Высокий уровень ______ учащихся ______ %
Средний уровень ______ учащихся ______ % Средний уровень ______ учащихся ______ %
Низкий уровень ______ учащихся ______ % Низкий уровень ______ учащихся ______ %
Анализ, комментарии _____________________________________________________________________________
Урок 2
Тема | Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики |
Педагогическая цель | Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики |
Тип урока | Решение учебной задачи, диагностика |
Планируемые результаты (предметные) | Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций. Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой |
Основное содержание темы, понятия и термины | Речь устная и письменная. Предложение |
Образовательные ресурсы | Набор картинок с фабульным развитием действия (сюжетная картина «Пробуждение природы весной») |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности | Фронтальная. Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие | Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | | Будем мы трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку | индивидуальных учебных принадлежностей на столе | пробуждающее любознательность | |
II. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ учащихся | – Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали? (Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а неученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить.) | Демонстрируют выполнение правил поведения. Рассказывают пословицы и поговорки об учении | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний | Индивидуальный. Результат выполнения домашнего творческого задания |
III. Обобщение и систематизация. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, работа с учебником «Азбука», «Прописями» | Общее представление о речи. – Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли | Слушают рассказ учителя. Рассматривают «Азбуку» (находят иллюстрации и буквы), «Прописи» | Практически различают речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение) | Фронтальный. Наблюдение учителя |