Файл: Урок 1 Тема Здравствуй, школа! Выявление уровня развития связной речи Педагогическая цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл.

1

2

3

4

Развитие лексики

Умение составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия

1. Дидактическое упражнение «Расскажи сказку».

Оборудование:

картинка с изображением сюжета из сказки («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

Вопросы:

– Назови сказки, из которых взяты иллюстрации.

– Оживи сюжет, составь рассказ по иллюстрации

3 балла – легко восстанавливает сюжет сказки по иллюстрации, имеет хороший словарный запас.

2 балла – с помощью взрослого составляет сюжет иллюстрации.

1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден

2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ».

Материал: сюжетная картина, набор картинок

с фабульным развитием действия.

Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):

1) появился росток из почвы;

2) появились листья, росток тянется вверх;

3) появился первый бутон;

4) цветок распустился

Задания:

1) Составь рассказ по сюжетной картине.

2) Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.

Примерные вопросы и задания:

– Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. Как называются эти растения?

– Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

3 балла – легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными

и сложноподчиненными предложениями.

2 балла – составляет рассказ по набору картинок с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.

1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден

Продолжение табл.

1

2

3

4

Сформированность грамматической стороны речи

I. Умение употреблять

в речи сложные предложения разных видов

1. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему».

Материал: картинки

с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе

Задание: посмотреть на картинку и составить предложение (или продолжить предложение):

– Сосулька тает, потому что…

– Девочка идет под зонтиком, потому что…

3 балла – самостоятельно составляет сложноподчиненные предложения.

2 балла – затрудняется в составлении сложноподчиненного предложения, но задание закончить предложение не является для него трудным.

1 балл – не может составить сложноподчиненное предложение

2. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)

Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

1) Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).

2) Наступила весна, и (прилетели птицы).

3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).

4) Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).

5) Мы ложимся спать, когда (наступает ночь).

И т. д.

3 балла – выполняет задание самостоятельно, легко составляет сложные предложения различных видов.

2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

1 балл – не справляется с заданием, не понимает инструкций учителя

II. Знание

о звуке, слоге, слове, предложении

1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».

Задания:

1) Из предложенных слов составь предложение.

3 балла – различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.


Окончание табл.

1

2

3

4




Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.

2. Выделение в слове слогов.

3. Выделение в слове заданного звука

Слова: цветы, дети, поливают.

– Составь схему этого предложения.
2) Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.

3) Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.

Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.)

2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.

1 балл – очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок

Низкий уровень – 4–6 баллов; средний уровень – 7–9 баллов; высокий уровень – 10–12 баллов.

Интерпретация результатов.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен – повторяет рассказы сверстников. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизнесении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.

Средний уровень. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется речью-доказательством с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произнесении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ слов из 4 звуков.



Высокий уровень. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный, место звука в слове).

Диагностическая карта

уровня речевого развития учащегося

Класс _______________________

Учитель _____________________

Дата проведения диагностики: начало года ____________ конец года ____________

№ п/п

Ф. И. ребенка

Развитие связной речи

Сформированность грамматической стороны речи

Итого баллов / уровень развития

Рекомендации

умение

логично рассказывать,

отвечать

на вопросы

умение

составлять

рассказы

умение

пересказывать

знания

о звуке, слоге, слове, предложении

умение употреблять в речи сложные предложения

развитие речи, умение безошибочно пользоваться обобщенными словами

и понятиями







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1




























2




























3




























4




























5

























































25





























Результаты диагностики речевого развития учащихся

Начало года: Конец года:

Высокий уровень ______ учащихся ______ % Высокий уровень ______ учащихся ______ %

Средний уровень ______ учащихся ______ % Средний уровень ______ учащихся ______ %

Низкий уровень ______ учащихся ______ % Низкий уровень ______ учащихся ______ %
Анализ, комментарии _____________________________________________________________________________

Урок 2

Тема

Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики

Педагогическая цель

Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики

Тип урока

Решение учебной задачи, диагностика

Планируемые результаты (предметные)

Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций.

Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой

Основное содержание темы, понятия и термины

Речь устная и письменная. Предложение

Образовательные ресурсы

Набор картинок с фабульным развитием действия (сюжетная картина «Пробуждение природы весной»)


Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические
приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие

Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение,

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок




Будем мы трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

– Проверим готовность к уроку

индивидуальных учебных принадлежностей на столе

пробуждающее любознательность




II. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Беседа, рассказ учащихся

– Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали?

(Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а неученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить.)

Демонстрируют выполнение правил поведения.

Рассказывают пословицы и поговорки об учении

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Индивидуальный.

Результат выполнения домашнего творческого задания

III. Обобщение и систематизация.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Фронтальная.

Словесный.

Рассказ учителя, работа с учебником «Азбука», «Прописями»

Общее представление о речи.

– Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь.
На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают «Азбуку» (находят иллюстрации и буквы), «Прописи»

Практически различают речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение)

Фронтальный. Наблюдение учителя