Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (на примере ООО «Селект-Голд»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета
1.1 Организация бухгалтерского учета и его аппарата
1.2 Формы бухгалтерского учета
2. Ведение бухгалтерского учета в ООО «Селект-Голд»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Порядок ведения финансового учета на предприятии
3. Организация ведения бухгалтерского и налогового учёта в ООО «Селект-Голд»
3.1 Организация бухгалтерского учета на предприятии
Главная цель бухгалтерского учета заключается в формировании своевременной количественной и качественной информации о финансово- хозяйственной деятельности организации, её сегментов, необходимой для осуществления управления процессами и принятия управленческих решений на различных уровнях организационной структуры экономического субъекта. [3. c.201]
В процессе бухгалтерского учета решаются следующие задачи:
- Достоверность и формирование информации о деятельности организации о её имущественном положении. Которая необходима руководителям, участникам и собственникам имущества организации, а также инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- Своевременно предоставление необходимой информацией для контроля за соблюдением законодательства РФ. Перечень наличия и движения имущества и обязательств Отчеты о использовании материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, а также выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости. [9. c.152]
Неразрывно связана с бухгалтерским учётом система управления любой организацией. Так как в системном бухгалтерском учете отражается вся информация по имеющемуся у предприятия виду имущества, материальных, трудовых, денежных ресурсов, что позволяет в свою очередь осуществлять управление эффективностью производственной и хозяйственно-финансовой деятельности организации бухгалтерский учёт является функцией управления. [13. c.82]
Бухгалтерский учет выполняет ряд функций в системе управления, основными из которых являются: контрольная, обеспечение сохранности собственности, информационная, перераспределения доходов между хозяйствующим субъектом и государством, обратной связи, прогностическая, социальная, оценочно-сравнительная, самоорганизации и самоорганизации системы.
Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ «О бухгалтерском учете», нормативными актами Министерства финансов РФ и органов, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности [6. c.135].
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией поставленных целей и выполнения задач хозяйственно-финансовой деятельности. [14. c.25]
Процесс контроля состоит из установки нормативов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных (запланированных).
На руководителя организации возложена полная ответственность за организацию бухгалтерского учета, а также за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственный операций.
Руководителем организации принимается решение:
- Вести бухгалтерский учет самостоятельно;
- Создании штата бухгалтерии как структурного подразделения, возглавляемое главным бухгалтером;
- Передать в аутсорсинг полностью или частично на договорных началах ведение бухгалтерского учета. [13. c 130]
Информационная функция является одной из главных функций бухгалтерского учета в системе управления организацией. Достоверная информация о состоянии управляемого объекта и его окружения, выполнении управляющих команд и выходных обобщающих результатах — это основа разработки и реализации управленческих решений.
При изучении организации необходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие различных видов производств (основных, вспомогательных и др.) и видов хозяйственной деятельности, также наличие структурных подразделений, филиалов, представительств и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации [7. c.63].
При формировании бухгалтерского учета на предприятии целесообразно установить наиболее рациональное взаимоотношение производственных подразделений (бригад, цехов и т.п.) с бухгалтерией. [3. c 128].
Определяя какой объем и характер бухгалтерской информации будет выполняться следует определить штат аппарата бухгалтерии, и распределения работ между отдельными работниками бухгалтерии.
Правильное распределение труда между работниками учетного аппарата означает составление перечня всех учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление нормы времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета. План организации бухгалтерского учета включает: план документации и документооборота; план инвентаризации; рабочий план счетов и проект их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии; план проверок и ревизии; план организации бухгалтерского архива [13. c.77].
При рассмотрении плана документации перечисляют документы, необходимые для организации и учета хозяйственных операций, а также составляют расчет потребности в бланках. В плане определяют перечень документов, а формы разрабатываются самостоятельно, также разрабатывается график документооборота.
Для плана отчетности устанавливают калькуляционный период и период определения финансовых результатов. Учитывают также формы внутренней и внешней отчетности, сроки их составления и предоставления.
Для работы с планом технического оформления учета определяют форму бухгалтерского учета в данной организации. Используют подробную характеристику данной формы учета и приводят последовательность выполнения всех процедур бухгалтерского учета при использовании выбранной его формы. [9. c.168]
При подготовке плана организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии разрабатывают штат работников и структуру бухгалтерии. Дают должностную характеристику каждой штатной единице, намечают мероприятия по повышению квалификации работников, составляют график учетных работ и посещения учебных занятий, се наров, консультаций отдельными работниками бухгалтерии, а также другими работниками, ответственными за представление информации.
Для работы с планом по инвентаризации регламентируют порядок. Учитывают сроки и количество проведения инвентаризации отдельных видов имущества, обязательств и отдельных процессов хозяйственной деятельности организации. [13. c.89]
Составляя план (проекте) корреспонденции счетов рабочего плана счетов определяют проект корреспонденции счетов бухгалтерского учета по предполагаемым хозяйственным операциям. Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.
Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности, их отраслевой принадлежности и т.д. В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная) [8. 42].
Линейная организация подразумевает под собой подчинение всех работников непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии очень удобна в небольших организациях. В средних и более крупных предприятиях при организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. В таком случае работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления).
Также в бухгалтерии средних и крупных организаций могут создаваться отделы:
- Общий отдел — ведет остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации.
- Расчетный — осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.;
- Материальный — отвечает за учет поступления и расходования материально-производственных запасов;
- Учета готовой продукции — производит учет готовой продукции на складах и ее реализации;
- Производства и калькуляции себестоимости — осуществляет учет затрат и выпуска продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции; [3. c 265].
Также могут открывать отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. Ниже приведена общая схема структуры бухгалтерии. (Рис.1)
При функциональной (комбинированной) организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют
Рисунок 1. Структура бухгалтерского аппарата
замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетентности. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных организациях и в организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственной кооперации, аренды и т.д. [12. c.54].
Понятие децентрализации и централизации бухгалтерского учета.
Принятый порядок распределения учетных работ между отдельными участками хозяйственной деятельности оказывает существенное влияние на структуру бухгалтерского аппарата. В связи с этим в современных условиях применяются две системы организации учета централизованная и децентрализованная.
Централизация учета применяется в малых, средних и даже крупных по размерам организациях. Она предполагает сосредоточение синтетического и аналитического учета, составление баланса и отчетности в главной бухгалтерии. При этом в подразделениях организации (цехах бригадах, отделениях, участках) осуществляется первичный учет посредством составления первичных документов по всем хозяйственным операциям. Данные первичных документов группируются в накопительных и группировочных ведомостях, а также в производственных отчетах и отчетах о движении материальных ценностей. Далее документы поступают в главную бухгалтерию, где они проверяются, обрабатываются и данные заносятся в регистры синтетического и аналитического учета. [8. c 230].
При централизации бухгалтерского учета обобщение учетных данных происходит в главной бухгалтерии, что позволяет своевременно организовать труд работников бухгалтерии, использовать современные средства механизации и автоматизации учета. Децентрализация учета состоит в том, что в отдельных структурных подразделениях организации не только оформляются первичные документы, но и ведется синтетический и аналитический учет, составляются бухгалтерские балансы и отчеты.
Все подразделения представляют балансы и отчеты в главную бухгалтерию, где их сверяют и сводят в целом по организации. Работники главной бухгалтерии осуществляют контроль за работой бухгалтерии подразделений организации.
Децентрализации учета присуще преимущество, которое заключается в том, что бухгалтерский учет функцию управления выполняет непосредственно в местах совершения операций (подразделениях). Близость работников учета к объектам управления улучшает информационные, аналитические и контрольные функции бухгалтерского учета [9. c.88].
Основной недостаток децентрализации учета состоит в разобщенности работы бухгалтерского аппарата, в затруднении использования единой учетной политики, а также внедрения автоматизации учетных процессов, что приводит к удорожанию учетной информации. Однако децентрализация учета в условиях территориальной разобщенности, разнообразного характера выполняемых работ, внедрения коллективных форм организации труда и его оплаты (внутрихозяйственной кооперации, аренды и т.д.) и при других определенных моментах является необходимой.
Таким образом, бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. С точки зрения системы управления бухгалтерский учет с представляет собой часть информационной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления предприятия информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров. На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения.