Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (на примере ООО «Селект-Голд»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета
1.1 Организация бухгалтерского учета и его аппарата
1.2 Формы бухгалтерского учета
2. Ведение бухгалтерского учета в ООО «Селект-Голд»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Порядок ведения финансового учета на предприятии
3. Организация ведения бухгалтерского и налогового учёта в ООО «Селект-Голд»
3.1 Организация бухгалтерского учета на предприятии
Забалансовый (внебалансовый) счет - счет, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. На забалансовых счетах учитываются арендованные основные средства, бланки строгой отчетности и т.д. [3. c 185].
Баланс и отчетность.
Обобщение данных бухгалтерского учета производится с помощью бухгалтерской отчетности, основными формами которой являются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. [7. c 230].
Бухгалтерский баланс – это сгруппированные в определенном порядке и обобщенные сведения о величине хозяйственных средств и их источников в едином денежном измерителе на конкретный момент времени. Баланс является отчетным документом и составляется на последний день отчетного периода. Бухгалтерский баланс, с одной стороны, отражает статистику хозяйства, т. е. его имущественное состояние, с другой – показывает динамику хозяйства, т. е. изображает движение имущества, капитала и все происходящие изменения в составе хозяйства. [8. c 275].
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей – актива и пассива. Пассив показывает, сколько денег было получено предприятием, актив – как предприятие использовано полученные средства, во что оно их вложило. Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Это вытекает из принципа построения баланса: в активе и пассиве отражаются одни и те же хозяйственные средства и их источники, но рассмотренные с двух сторон (по составу – в активе, по источникам – в пассиве).
Итог баланса носит название валюта баланса.
Отчет о финансовых результатах характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и содержит следующие основные показатели: выручка, себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы, прибыль.
Также руководитель организации решает, как будет вестись бухгалтерский учет на предприятии.
В зависимости от объема работа в бухгалтерии организации группируется по направлениям:
- Осуществление расчетов;
- Ведение материального учета;
- Осуществление производственно-калькуляционной работы;
- Финансовый учет. [3. c 201].
Главный бухгалтер назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе он должен руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов ведения бухгалтерского учета. В организациях, основанных на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности по согласованию организации либо органом, уполномоченным собственником.
Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за ее исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов и выполнением обязательств и отражением на счетах бухгалтерскою учета хозяйственной оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации [3. c.162].
Формирование отчетности предприятия является завершающим этапом учетных работ. В ходе его выполнения подготавливается информация, необходимая как внутренним, так и внешним пользователям.
До формирования отчетных показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, составления отчетности, ее утверждения и представления по принадлежности, в каждой организации должны быть мероприятия по завершению финансового отчетного года (процедура закрытия отчетного года), которые включают в себя:
1. Обязательную годовую инвентаризацию имущества и обязательств.
2. Пересмотр положений учетной политики.
3. Проведение документальной проверки оформления хозяйственных операций.
4. Исправление ошибок.
5. Завершающие записи по счетам бухгалтерского учета и реформация баланса. [4. c 142].
Для проведения завершающих мероприятий определяется их перечень, конкретные сроки проведения, ответственные исполнители, а также порядок внутреннего контроля за их выполнением. Проведение итоговой инвентаризации имущества и обязательств в конце отчетного года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным. Порядок и сроки проведения такой инвентаризации определяются руководителем организации и закрепляются в его распорядительном документе (приказе) по организации или в учетной политике. [5. c 372].
Задачи инвентаризации:
а) выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также объемов незавершенного производства;
б) контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
в) выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, и устаревших морально;
г) выявление сверхнормативных и не используемых материальных ценностей (так называемых «неликвидов») с целью последующей реализации.
Проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую в организации инвентаризационную комиссию, персональный состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации в начале отчетного года. [6. c 192].
К имуществу организации, наличие которого должно быть проверено в ходе инвентаризации, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства. Под финансовыми обязательствами понимаются кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Реформация баланса организации – это итоговые проводки, которые распределяют полученную в течение отчетного года прибыль или списывают полученный за отчетный год убыток. До проведения реформации по всем счетам бухгалтерского учета должны быть определены окончательные остатки по состоянию на отчетную дату, а именно на 1 января следующего года. [7. c 243].
Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые показатели ее деятельности за отчетный период. [8. c 352].
Бухгалтерская отчетность должна удовлетворять следующим принципам:
- соблюдение единой учетной политики в течение отчетного периода;
- полнота отражения всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;
- правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду;
- четкое разграничение издержек производства и капитальных вложений;
- тождество данных аналитического и синтетического учета.
Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета. Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем предприятия. [7. c 325].
Методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. Бухгалтерский учет в РФ отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах учета и отчетности. В соответствии с этим он регламентируется четырехуровневой системой документов. Бухгалтерский учет осуществляется специальной службой предприятия – бухгалтерией. [9. c 423].
1.4 Учетная политика
Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К формированию учетной политики предъявляются следующие требования:
- полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности;
- своевременности;
- непротиворечивости;
- рациональности. [3. c 117].
Учетная политика должна регламентировать ведение как бухгалтерского, так и налогового учета. Поэтому ее удобно разбить на две соответствующие части.
К основным правилам ведения бухгалтерского учета на предприятии, которые должны найти свое отражение в Учетной политике, можно отнести следующее:
1) рабочий план счетов организации;
2) стоимостный порог, выше которого активы учитываются в бухучете как основные средства, а ниже – как материально-производственные запасы;
3) способы начисления амортизации по объектам основных средств;
4) срок полезного использования объектов основных средств;
5) порядок определения срока полезного использования объектов нематериальных активов;
6) порядок оценки материально-производственных запасов;
9) порядок создания и использования различных резервов при принятии решения об их создании. [8. c 253].
Процесс бухгалтерского учета принято подразделять на четыре основные стадии. На первой стадии все хозяйственные операции оформляются документами, на второй стадии учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения в учетных регистрах; на третьей стадии формируются отчеты, содержащие все необходимые данные для государственных органов; на четвертой стадии проводится анализ деятельности организации, результаты которого используются администрацией для принятия решений и оценки деятельности.
Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [9. c 327].
Главным бухгалтером формируется учетная политика организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98). При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. [8. c 323].
Таким образом, бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, наблюдения, измерения, регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта и их движения путем сплошного, непрерывного и документального учета. [3. c 272].
Главная цель бухгалтерского учёта – формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятие управленческих решений. [7. c 273].
Объектами бухгалтерского учёта являются: имущество организации; собственный капитал; задолженность со стороны других организаций; хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств.
В процессе бухгалтерского учёта решаются следующие основные задачи:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
- обеспечение контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью;
- своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;
- выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование с целью получения прибыли;
- оценка фактического использования выявленных резервов. [3. c 275].
Из информации, полученной из первичных документов, все показатели разносятся на соответствующие счета бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. Этот документ называется Планом счетов бухгалтерского учета. [8. c 329].
Планом счетов бухгалтерского учета называют перечень синтетических счетов, отражающий систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определяющий такую организацию бухгалтерского учета, которая позволяет получать эту информацию для оперативного руководства и управления, повседневного контроля в интересах собственников, других заинтересованных лиц, органов государственной и исполнительной власти.