Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Направления сказкотерапии

69

Таким образом, дети, используя одни и те же игрушки в различных ситуациях и сказках, непроизвольно учатся рассматривать одно и то же явление с разных сторон. И самое главное, отождествляя на время себя с игрушкой и участвуя вместе с ней во многих ситуациях, ребенок приобретает свой жизненный опыт, проигрывает многие модели поведения, учится самостоятельно находить выходы из сложных ситуаций, усваивает общечеловеческие ценности и способы их достижения.

Ведущий может обогащать придуманный детьми сюжет сказки ситуациями, которые, по его мнению, детям необходимо проработать. Например, если незадолго до занятия ведущий стал свидетелем неадекватного поведения, он может эту ситуацию в метафорической форме внести в придумываемую детьми сказку.

Во время занятий полезно кратко фиксировать особенности героев-игрушек, их способы поведения, реплики, перемещения по Сказочкой стране. Особое внимание важно обратить на повторения тех или иных действий, реакций и на их эмоциональную окрашенность (например, сильная радость, смех, замешательство, злость, агрессия, скованность...). Важно отмечать то, как в ходе повествования в различных ситуациях меняется поведение героев-игрушек. Это расскажет Вам об индивидуальных особенностях ребенка. Например, если герой запугивает других, обзывает их, унижает, добивается своих целей, вызывая страх и неприятные чувства, то можно предположить, что у ребенка ( "хозяина" этого героя) высокий уровень внутренней агрессии.

Когда группа детей начинает рисовать, Вы можете взять лист бумаги и начертить на нем границы листа ватмана, на котором рисуют дети. Когда дети начнут выставлять своих героев в нарисованную ими Сказочную страну, важно фиксировать порядок появления героев на общем рисунке. Более активные дети первыми поставят своих героев. Последними поставят своих героев наиболее замкнутые дети или те дети, которые чувствуют себя недостаточно защищенно.

70

Истоки волшебства

г) Рассказывание сказки от 1-го лица и от имени

различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально).

Участники занятия выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой. Желательно, чтобы это была небольшая сказка или история. Затем каждый участник группы (или некоторые из них) рассказывает сказку от лица и с точки зрения выбранного ими персонажа. Причем персонажи, от имени которых будет рассказана сказка, могут быть разнообразными (не
обязательно выбирать только тех героев, которые непосредственно участвуют в сюжете): и Баба-Яга, и Лиса, и лесная дорожка, и волны моря, и камешек, на котором остановился Иван-Царевич, и Конь вороной, и т.д. То есть можно одушевить любой предмет или часть окружающей среды и от его имени рассказать сказку. Детям и подросткам такой метод может быть особенно полезен, т.к. он поможет им децентрироваться, встать на место другого.

Например. Ведущий обращается к детям: "Вы знаете, что в сказке все, даже камешек на дороге, — живое. В любой момент могут ожить не только главные герои сказки, но и лесная дорожка, избушка, волны морские и другие сказочные существа. Вы, наверное, знаете, что когда одну и ту же сказку рассказывают разные люди, она звучит по-разному. Как вы думаете, если бы Баба-Яга и Василиса Премудрая рассказали нам сказку "Колобок", сказка звучала бы одинаково? (Дети говорят: "Нет".) А чем бы эти сказки отличались? (Дети могут сказать, что рассказ Василисы Премудрой был бы добрым, а рассказ Бабы-Яги — злым.) Да, может быть, это и так. Мы можем проверить, как будут отличаться сказки, рассказанные Василисой Премудрой и Бабой-Ягой. Давайте сейчас мы с вами, как маленькие волшебники, превратимся в Василис Премудрых и расскажем сказку "Колобок" от ее имени. За1<ройте глаза, глубоко вдохните... выдохните... (ведущий в это время может надеть корону или тюлевую накидку — костюм Василисы), мы открываем глаза и... Здравствуйте, Василисы Премудрые... Я начну рассказывать, а вы мне помогайте.

Направления сказкотерапии

71

«Как-то раз ходила я по ягоды. Ходила, ходила, да умаялась. Вышла я на опушку лесную. Смотрю — избушка стоит, а рядом с ней — красивая скамеечка. А солнышко в то время рке высоко стояло. Дай, думаю, посижу немного на скамеечке резной и на солнышке погреюсь. Подхожу поближе. А рядом со скамеечкой — окошко. Вот я в него ненароком и заглянула. Вижу — в горнице (это комната большая) сидят дедушка и бабушка. Сидят, пригорюнились. Слышу — дедушка говорит бабушке: "Так кушать хочется. Ты бы испекла хлеб-колобок. Вон, в той кадушке еще муки немного осталось". Бабушка покряхтела, да и пошла стряпать. Испекла в печи колобочек, да и положила на другое окошко остывать. В это время солнышко так сильно припекло, разморило меня и пошла я к реке, чтобы искупаться».

Далее ведущий взглядом показывает детям, чтобы они продолжили сказку от имени Василисы Премудрой. Важно, чтобы дети не просто высказывали идеи о том, как могла узнать Василиса о продолжении этой истории, но говорили от ее имени (от 1-го лица). Окончание "версии" Василисы может быть самое разнообразное. Дети, например, могут придумать, что Василиса на реке встретила довольную Лису, и та рассказала ей, чем закончилась история с Колобком. Или Василиса вернулась посмотреть, что дальше случилось с Колобком.



Далее, ведущий говорит: "А теперь мы с вами превратимся в маленьких Бабок-Ежек. Закрываем глаза, и раз, два, три... (в это время ведущий меняет костюм Василисы на платок Бабы-Яги и сморщивает лицо). Ведущий говорит голосом Бабы-Яги: "Здравствуйте, Бабушки-Ягушки. Расскажу я вам историю про Колобка.

Летела я как-то раз в своей любимой ступе над лесом, как всегда голодная и сердитая. Вдруг вижу — по дорожке лесной Колобок катится. Вкусненький! Катится, довольный, песни распевает. Глядь, навстречу ему Лиса Патрикеевна. Я спустилась на землю и притаилась за деревом. Смотрю — Колобок рке на нос к Лисе залез. Да, думаю, если сейчас из-за дерева не выйду — точно останусь голодной. Придется потом опять всякие пакости делать, чтобы еду добыть. А сказочники потом стращать мной детей будут. Нет,

72

Истоки волшебства

думаю, чем Лисе Колобок достанется, лучше я его сама съем. Выскочила я из-за дерева, хвать Колобок, а он скользкий такой. Выскользнул прямо из рук и укатился. Искали мы его с Лисой, да так и не нашли. Опять остались голодными — перехитрил нас Колобок. Пришлось нам с ней целый день ягоды кушать".

Ведущий: "Видите, как по-разному рассказывают одну и ту же историю разные герои сказки. А кто-нибудь из вас хочет рассказать историю о Колобке от имени самого Колобка?" Кто-нибудь из детей вызывается рассказывать, другие дети его внимательно слушают и, если потребуется, помогают ему. После этого можно предложить детям всем вместе рассказать эту же сказку от имени Лесной Тропинки, по которой катился Колобок. В ходе рассказа сюжет сказки может меняться, т.к. каждый из героев (который непосредственно наблюдал все события) вносит в историю что-то свое. Ведущий может помогать детям, копируя манеру поведения того сказочного героя, от имени которого идет речь.

Важно, чтобы на одном занятии дети могли рассказать одну и ту же сказку от имени разных героев этой сказки (или от имени других сказочных героев). Ведущий, входя в роль того или иного сказочного персонажа, помогает детям копировать манеру поведения сказочного героя и понимать его внутренний мир. Необходимо заострять внимание детей на тех чувствах, которые испытывали герои в ходе сказочных событий. Это развивает у детей способность слушать Мир другого человека, чувствовать его состояние и понимать причины его поступков.

Для занятий хорошо выбирать небольшие сказки. Для детей до 5 лет это могут быть сказки про животных. Для детей постарше можно подбирать сказки, где действуют люди. Перед тем как рассказывать сказку от имени разных сказочных героев, ведущий
может прочитать эту сказку всем детям, и дети могут выбрать того героя, от имени которого они будут рассказывать сказку. Обычно детям очень нравится рассказывать сказки таким образом. Поэтому на основе этого приема можно провести серию занятий. Особенно полезно такое рассказывание сказки для гиперактивных де-

Направления сказкотерапии

73

тей: благодаря необычной форме рассказывания им легче удерживать внимание.

После 2-3 занятий можно сразу распределять между детьми "роли": от имени какого персонажа ребенок будет рассказывать сказку. "Роли" распределяются по желанию детей. Если детей в группе больше, чем персонажей в сказке, то ведущий вводит дополнительных персонажей: морской бережок, камешек, лесной муравей и пр. Дополнительных персонажей можно взять из контекста сказки. Таким образом, каждый из детей по очереди может рассказать всю сказку от имени своего персонажа, меняя и дополняя сюжет по своему усмотрению.

Такое рассказывание полезно записывать на магнитофон, для того чтобы потом иметь юзможность проанализировать занятие. Сравнение аудиозаписи первого и последнего занятия может стать наглядным примером эффективности Вашей работы. От занятия к занятию у детей обогащается речь, появляются интересные находки в сюжете, они начинают лучше слушать друг друга, становятся более раскрепощенными и артистичными.

Не менее полезно рассказывание сказок от 1-го лица подросткам и взрослым. Один солидный мужчина начал свой рассказ от имени Колобка так: "Вот лежу я на подоконнике такой румяный и масляный. Вдруг слышу — бабка с дедом съесть меня хотят. Спрыгнул я с подоконника и покатился по тропинке. Ой-ей-ей! Все в голове кувырком! К масляным бокам иголки налипли! Лучше я закачусь под дом, зачерствею, бабка найдет меня, иголки отряхнет, а есть не станет — зубы сломает! Так и проживу". Я воздержусь от комментария, ибо опытному взгляду он не требуется... Безусловно, рассказывание сказки от 1-го лица — замечательное проективное диагностическое средство.

Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие психодиагностические и психокоррекционные задачи:

1. Выявление актуальной проблематики ребенка, подростка, взрослого путем анализа эмоционального состояния при




74

Истоки волшебства

рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения.

2. Развитие фантазии и воображения.

3. Развитие умения выражать свои мысли.

4. Развитие памяти и внимания.

5. Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

6. Сплочение группы.

7. Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных в обыкновенной жизни предметов).

3. Сочинение сказок

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки или анекдоты. Сейчас, вспоминая об этом, многие оживят ощущения творческого поиска, удовольствия, полета фантазии. Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.

Многие родители упрекают своих детей в склонности к излишнему фантазированию и "витанию в облаках". Часто детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.

Сказки, сочиняемые нами, не только отражают нашу внутреннюю реальность, проблемы, волнующие нас, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие нашему личностному развитию и разрешению затруднений.

Участники семинаров-тренингов по сказкотерапии часто говорят, что им сложно сочинять. Одни жалуются на нехватку времени. Другие уверены, что сказок уже написано великое множество, поэтому невозможно придумать что-либо новое. Третьи просто опускают руки и говорят "Фантазии не хватает". Удивительно, как эти люди после определенной психологической работы в корне изменяют свое мнение и сочиняют уникальные сказочные истории!

Направления сказкотерапии

75

Что же на самом деле мешает нам, взрослым, сочинять? Этот вопрос мы задавали участникам семинаров. Вот какие ответы мы получили: стереотипы мышления, усталость, "текучка", опасение показаться неоригинальным, отсутствие "искры" в душе, нет подходящей темы, "не войти в состояние"... Может быть, это и есть та "лягушачья кожа", которую носила Василиса Премудрая? Правда, Царевна-лягушка знала, когда ее необходимо снимать...

Многим из нас сложно ни с того, ни с сего взять и сочинить сказку: нужна тема, главный герой, мораль — то, ради чего можно стараться. Некоторые скажут: "Сейчас жизнь такая трудная, не хватало нам еще и сказки сочинять!" Однако замечено, что сочинение сказок благотворно сказывается на психологическом здоровье: человек становится более уравновешенным, легче справляется с жизненными трудностями, приобретает способность видеть в самой сложной ситуации позитивную сторону.