Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) Групповое придумывание сказки.

Тот, кто начинает, говорит первую фразу (например: "В некотором царстве, в некотором государстве..."), следующий участник группы присоединяет к сказанной фразе свою одну или две фразы (текст предыдущего участника не повторяется), и так далее. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три круга (т.е. каждый участник выступал в качестве сказочника не более 3 раз) и имела свой конец.

Например: придумывание и рассказывание детьми "нарисованной" сказки.

Это прием, позволяющий проработать следующие важные моменты:

♦ развитие произвольной памяти и внимания

♦ развитие фантазии и воображения

♦ развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)

♦ развитие умения слушать

♦ совершенствование навыков изобразительного творчества.

Для занятия потребуются: большой лист ватмана; краски, кисти; спокойная музыка.

Ведущий говорит: "Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников. Мы сами будем создавать Сказочную страну, сами будем придумывать героев и сами будем сочинять те удивительные истории, которые с ними приключились. Для этого мы возьмем волшебный лист бумаги, положим его на середину. Каждый из вас (каждый из волшебников) поставит рядом с собой краски, кисти и воду.

Направления сказкотерапии

63

Теперь по очереди, каждый понемногу, мы нарисуем Сказочную страну. Но сначала закройте глаза и представьте себе ту Сказочную страну, которую вы будете создавать на бумаге. Каждый из вас, конечно, представляет свою страну и, когда каждый из нас нарисует кусочек своей страны, у нас получится Настоящая Волшебная страна... А теперь открывайте глаза, и начинаем рисовать".

Важно внимательно следить за тем, чтобы на первом этапе дети рисовали по одному и не мешали рисующему. Необходимо создать такую атмосферу, в которой дети с интересом наблюдают, как и что рисуют их друзья. Хорошо, когда процесс рисования происходит под музыку.

Когда каждый ребенок нарисует свой кусочек Волшебной страны, предложите детям еще раз внимательно посмотреть на картину. Если они захотят, могут дополнить рисунок, на этот раз все одновременно. Однако у всех "волшебников" есть одно правило — они не мешают друг другу.

Процесс группового рисования дает важную информацию о том, как распределились между детьми роли в группе: кто лидер, кто ведомый, кто стремится привлечь к себе общее внимание, кто желает быть в тени, кто хочет навязать свое, а кто прислушивается к окружающим. Кроме того, наблюдение за процессом рисования дает информацию о сплоченности группы. Если рисуют "изолированно" (т.е. не стремятся "вписать" свой рисунок к предыдущим рисункам), то, скорее всего, можно говорить о некоторой враждебности между детьми или настороженности; или же о том, что дети очень эгоцентричны. Наблюдая за тем, как рисуют дети, Вы увидите, какие скрытые взаимодействия существуют между ними. И, конечно же, совместное творчество (особенно направленное на создание сказки) может примирить даже "закоренелых врагов".


После того как Сказочная страна нарисована, есть два варианта работы:

1. Начать придумывать всем вместе, по очереди, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что там будет происходить.

64

Истоки волшебства

2. Попросить детей достать принесенные заранее из дома игрушки и придумать сказку о приключении игрушек в нарисованной Сказочной стране. Первый путь хорош для более старших детей (с 5 лет), а второй путь может быть использован уже с 4-летними детьми. Первый путь. Когда Сказочная страна нарисована, ведущий говорит: "В Сказочной стране обязательно кто-то живет. И поэтому сейчас вы закроете глаза и увидите, кто живет в созданной нами Сказочной стране; увидите, что происходит с теми, кто живет в этой стране". Дети закрывают глаза, играет музыка, примерно 1,5 минуты они представляют себе сказку. Когда дети открыли глаза, ведущий может начать сказку, например, так: "В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были..." Далее ведущий показывает глазами какому-либо ребенку, чтобы он продолжал. Таким образом, дети по очереди придумывают сказку, которая могла произойти в нарисованной ими Стране. Если сюжет заходит в тупик, ведущий может внести "новую струю" в развитие повествования. В случае, когда сказке явно не хватает интриги или приключений, можно использовать "эффект неожиданности". Например, "но вдруг... почернело все вокруг, загрохотало и...", или "и вот, все так быстро переменилось, и они увидели...". Важно, чтобы эти слова были сказаны очень эмоционально, тогда дети быстро подхватят и разовьют Вашу идею. Если Вы чувствуете, что детям никак не закончить сказку — помогите им. Сказка тогда запомнится детям, когда она не будет слишком длинной (чтобы дети не устали) и будет иметь хороший конец. Для поддержки детей ведущий может сказать: "Да-а, вы настоящие волшебники! Вы не только нарисовали сказку, но оживили её. Давайте теперь аккуратно сложим нашу Сказочную страну, чтобы жители сказки смогли спокойно заниматься своими повседневными делами... Я вижу, что это только начало, и в следующий раз вы придумаете новых героев, новые приключения и новую сказку!" После занятия полезно записать сказку и сюи наблюдения за процессом рисования и рассказывания. Спустя несколько занятий Вы сможете проанализировать результаты совместного творчества.

Направления сказкотерапии_______________________65

Второй путь.

Для того чтобы провести занятия с игрушками, накануне нужно дать детям задание: принести из дома самую любимую (небольшую игрушку) и ту игрушку или вещь, которая не нравится. Когда дети принесут на занятие игрушки, можно с игрушками "познакомиться". Важно, чтобы каждый ребенок рассказал, чем ему нравится игрушка, кто ему ее подарил, какой у игрушки характер и пр. Про вещь или игрушку, которая не нравится, тоже важно рассказать: почему или чем не нравится, где она обычно в доме лежит; если это чья-то вещь, то кому она принадлежит.

"Знакомству" с игрушками можно посвятить целое занятие. С одной стороны, дети любят рассказывать про свои игрушки, с другой стороны, эти рассказы содержат уникальную информацию об их внутреннем мире и путях взаимодействия с каждым из них.

Когда все дети и ведущий познакомились с принесенными игрушками, ведущий предлагает детям на один стол сложить все любимые игрушки, а на другой стол положить нелюбимые вещи. Потом ведущий говорит: "Пусть каждый возьмет в руки свою любимую игрушку и найдет ей место в нашей Сказочной стране. Встаньте вокруг нашего рисунка, посмотрите, в каком месте Сказочной страны вашей игрушке будет особенно хорошо. А теперь по очереди поставьте игрушки на те места, которые вы выбрали. Сила Волшебной страны наделяет ваших героев возможностью говорить вашим голосом. Это волшебство сохраняет свою силу только тогда, когда вы внимательно слушаете то, что происходит в Сказочной стране".

Далее ведущий включает тихую музыку и говорит: "В одной далекой и прекрасной Сказочной стране случилась эта история. В одну темную сказочную ночь попали в эту страну удивительные сказочные существа (ведущий перечисляет любимые игрушки детей). Но наши герои спали, когда волшебная сила перенесла их в прекрасную Сказочную страну, поэтому они еще ничего не знали о том, куда они попали. И вот, сказочная ночь пошла в свою темную пещеру, чтобы отдохнуть, а на смену ей из-за сказочной горы стало подниматься Солнышко. Оно ласкою улыбнулось нашим героям, и

3 «Сказкотерапии»

66

Истоки волшебства

наши герои открыли глаза. Они огляделись удивленно: то, что они увидели, было им не знакомо, однако все им очень понравилось. И каждый из них сказал... (ведущий взглядом показывает детям, что их героям можно говорить. Дети от имени своих героев-игрушек говорят то, что считают нужным (по очереди)). Да, нашим героям очень понравилось то место, куда они попали. Поэтому они быстро умылись, оделись, позавтракали и вышли из своих домиков. Каждый по очереди пошел осматривать Сказочную страну (дети берут свои игрушки и начинают их передвигать по Сказочной стране). Когда они гуляли, то встретили и познакомились с другими героями (дети от имени своих игрушек здороваются друг с другом). Когда наши сказочные герои увидели, что они не одни в этой прекрасной Сказочной стране, им стало легко и весело. Они закрркились в веселом танце. А потом..."


Дальше ведущий взглядом показывает детям, чтобы они продолжали историю. Герои-игрушки могут ходить друг к другу в гости, образовывать общую команду, они даже могут ссориться. В этом случае ведущий должен снять напряжение, например, так: «Заяц и Тигр чем-то сначала не понравились друг другу. Они решили узнать, кто сильнее, и принялись толкаться. Но тут все загрохотало, сверкнула молния, и появилась Фея — повелительница сказок (при этом ведущий может поставить свою игрушку). Фея была очень удивлена. "Кто нарушает покой в моей стране, кто разрушает ее? Разве вы не знаете, что Волшебная страна может погибнуть, если в ней такие хорошие существа будут ссориться и драться?" Тигр и Заяц поняли, что если они и дальше будут выяснять, кто сильнее, они могут разрушить Сказочную страну. И они, конечно, так и не узнают, что интересного происходит в этой стране. Поэтому они пожали друг другу руки и присоединились к остальным героям, которые в это время купались в озере». Можно придумать и другие варианты примирения. Ведущий может передать инициативу детям и попросить помощи у их героев. В этом случае дети устами своих героев будут предлагать варианты выхода из создавшейся ситуации. Или герои детей могут говорить о своих чувствах: как им неприятно от того, что кто-то начал ссору в Волшебной стране. Другой

Направления сказкотсрапии

67

вариант: ведущий может сказать, например, так: "Волшебная страна умела защищать себя от тех, кто в ней ссорился и дрался. Как вы думаете, что произошло в волшебной стране? Что она сделала для того, чтобы защитить себя от тех, кто ссорится?" Далее, герои детей предлагают варианты того, что могло произойти в Волшебной стране в связи с деструктивными действиями некоторых героев.

Задача ведущего комментировать "за кадром" то, что делают дети, обобщая их действия. Например: "Наши герои уже хорошо освоились в новой Сказочной стране. Они познакомились друг с другом, кто-то решил ходить один, другие решили держаться все вместе. Кто-то успел погреться на солнышке, а кто-то искупался и сходил в лес". Когда дети (точнее, их игрушки) достаточно хорошо "освоятся" в Сказочной стране, продемонстрируют различные взаимодействия друг с другом, можно разыграть "встречу со злом". Ведущий тревожным голосом очень эмоционально говорит: "Но вдруг стало холодно, подул сильный ветер, наши герои съежились, прижались друг к другу. И вдруг они увидели..." В это время ведущий показывает детям, чтобы они взяли со стола нелюбимые, неприятные игрушки и поставили их на рисунок Сказочной страны. При этом ведущий говорит: "Ветер стих, и наши герои увидели, что в прекрасную Сказочную страну пришли какие-то новые существа И что же было дальше?.." .Адлее ведущий взглядом или словами побуждает детей к самостоятельному продолжению истории.


Играя с игрушками, дети дальше сами сочиняют сказку. Задача ведущего заключается в том, чтобы иногда "за кадром" с позиции Сказочника комментировать происходящее. Если возникает необходимость, ведущий может включаться в игру, вводя любого персонажа (как в случае с Феей). Если дети увлекаются борьбой со "злом", ведущий может вмешаться и подсказать конструктивный выход из ситуации. А может, не подсказывая выход, перестроить ситуацию так, чтобы дети нашли выход сами. Например: "Наши герои каждый раз собирали новые армии на битву. Сил у них становилось все меньше, и тогда они поняли, что таким образом им врага не одолеть, и они решили подумать, как

68

Истоки волшебства

можно по-другому справиться с бедой". Каждое выдвинутое детьми предложение ведущий, как эхо, проговаривает за ними (это необходимо для того, чтобы сконцентрировать внимание детей и поднять значимость того, что они предлагают). Когда каждый из детей, или большинство из них, выскажется, ведущий может сказать: "Все наши герои были очень умные и придумали много интересных способов, как справиться с бедой. Но сейчас нужно выбрать один". Это простимулирует детей принять решение и попробовать его на практике. (Для наблюдения важно — кто инициатор принятия решения и чье предложение было принято.)

После того, как зло побеждено (причем положительные герои не обязательно должны полностью "вытеснить" отрицательных. Может оказаться так, что любимые игрушки найдут место "нелюбимым" в этой Сказочной стране), ведущий заканчивает сказку: "Наши герои оказались и смелыми, и сильными, и умными... И они победили. Оглядевшись, они увидели, что Солнышко рке собирается отдыхать, и на смену ему потихоньку приходит волшебная ночь. Поэтому наши герои нашли себе место для ночлега. Кто-то вернулся в старый домик, кто-то пошел в гости к другу (в этом месте ведущий интерпретирует действия детей)... Скоро глаза у наших героев закрылись. Они заснули. А волшебная добрая сила в это время переносила их обратно в родную страну. И на следующий день они проснулись каждый в своем родном доме. Но проснулись они рке другими: еще более умными, добрыми и красивыми. Так закончилась эта сказка".

Когда сказка рассказана, молено спросить у детей, понравилось ли им путешествовать с игрушками по Сказочной стране. Что им запомнилось. Интересно узнать, изменилось ли отношение у детей к тем игрушкам и вещам, которые им раньше не нравились. Если после серии занятий у ребенка изменяется отношение к вещам и игрушкам, это серьезный показатель эффективности Ваших занятий. Если неприятная вещь у ребенка связана с каким-то близким человеком, то при изменении отношения к вещи (или игрушке) на бессознательном уровне меняется и отношение к человеку.