Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 458
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На семинарах-тренингах по сказкотерапии мы предлагаем участникам несколько простых приемов, для того чтобы начать сочинять сказки. Вот некоторые из них.
Прием первый
Придумайте 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у Вас смысловые ассоциации и были из разных областей жизни.
Например: 1. Уж. 2. Лампа. 3. Сердце. 4. Космос. 5. Застава. 6. Инок. 7. Стул. 8. Гардемарин. 9. Снегопад. 10. Песня.
Теперь нам нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них имена собственные, другие части речи, читать наоборот и пр.
Перед тем как приступить к заданию, можно попробовать последовательно связать по смыслу все 10 слов в прямом и обратном порядке.
Например: Уж может обвивать Лампу, или Лампа может быть в форме Ужа, на абажуре Лампы может быть изображен Уж, или "Уж стемнело, и зажгли Лампу", героем
76
Истоки волшебства
сказки может быть Уж по имени Лампа и пр. Таким образом можно "проиграть" различные связи между словами.
Это упражнение поможет нам открыть дверь в Царство Фантазии и настроит нас на волну Творчества.
Прием второй
Давайте задумаемся: на какую тему нам интересно было бы поговорить с близким человеком или с самим собой. Если ответ на юпрос не приходит, можно взять за рабочую тему ситуацию, которую вы рке неоднократно "прокручиваете" в своей голове. Многие говорят: "Да какая там тема, когда денег не хватает!" Прекрасно — в этом случае Ваша тема может звучать так: "Кое-что о деньгах". А деньги станут героем сказки, в которой будет рассказано об их приключениях. Не исключено, что после того, как сказка сложится, Вы увидите новые способы заработка и вложения средств, а также познакомите детей с непростым миром Финансов.
Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед нами на протяжении жизни. Все эти вопросы, тревоги, радости и печали могут стать темой Вашей сказки. Предвижу возражение: "Да мысли у меня в голове совсем не сказочные, история получится невеселая". Наверное, в нашей жизни нет "несказочных" тем. А сказкам вовсе необязательно быть веселыми. Кто-то скажет: "У меня хороший конец не получится". Помните: "Нам не дано предугадать, как наше слою отзовется..." Замечено, что как только мы даем возможность нашей руке записывать сказку, последняя приобретает сюю собственную жизнь, сюжет и конец сказки выстраиваются сами собой. Зачастую, изначальный замысел и фабула сильно отличаются от того, что получилось. Все, что нагл требуется, это 30—40 минут времени и желание отдать инициативу нашей руке, держащей авторучку.
Прием третий
Позвольте себе удобно и расслаблено расположиться в кресле или на стуле. Попробуйте выбрать из придуманных Вами 10 слов то, которое Вам наиболее интересно, вызывает множественные ассоциации, берет "за живое". Это слою может стать либо темой, либо героем Вашей сказки.
Направления сказкотерапии
77
Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного Вами слова. Рассмотрите ее и опишите на бумаге. Это — начало Вашей сказки.
А теперь представьте, что могло бы нарушить эту картинку, изменить ее на 180 градусов. Это будет конфликт Вашей сказки.
Если вы проделали эти шаги, то Вам будет совсем нетрудно связать увиденные Вами ситуации и сочинить сказку.
И вот сказочные события оживают на бумаге: сказка сложилась. Многие чувствуют при этом волнение, умиротворение, радость, ощущение полета, а некоторые опустошенность. Все эти чувства естественны: ведь произошла колоссальная внутренняя работа, во время которой наше бессознательное трудилось, составляя нам зашифрованное Послание.
Мы можем оставить сказку жить своей собственной жизнью, не подвергая ее анализу. А можем, не сразу, через некоторое время, попробовать "расшифровать" письмо бессознательного к нам, проанализировать его.
Приступая к психологической интерпретации сочиненной сказки важно помнить о том, что перед нами уникальный продукт творчества, к которому опасно подходить со "скальпелем хирурга". Самое сокровенное раскрывается перед нами. Наверное, поэтому "священный трепет" — естественное чувство в начале процесса интерпретации.
Под психологической интерпретацией сочиненных сказок понимается БЕЗОЦЕНОЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, подобная тому фантазированию, которое используется в геш-тальт-терапии. Мы не можем сказать — это в сказке плохо, а это — хорошо. То, о чем мы читаем, — это внутренний расклад человека на данный момент. Так есть. Читая чью-то сказку, мы входим в Потайную Дверь его сказочного внутреннего мира. Поэтому на первом этапе интерпретации важен наш собственный ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС, душевный отклик на то, что мы услышали или прочли. Так между нами и сказкой образуется невидимый Волшебный Мост.
Интерпретируя с участниками семинаров сочиненные ими сказки, мы обращаем внимание на следующие моменты:
78
Истоки волшебства
1) Основная тема
"О чем эта сказка?" — первый вопрос на этом этапе. Сказки могут быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дррк-бе, о взаимопомощи, просто о жизни. Причем наш ответ на вопрос может отличаться от мнения автора сказки.
Отвечая на этот вопрос, мы подходим к тому, что на данном этапе развития волнует человека, какая тема является для него наиболее актуальной, о чем он сейчас размышляет, что ищет.
"Чему учит сказка?" — ответы на этот вопрос конкретизируют основную тему, указывают на пути экзистенциального развития автора сказки, рассказывают об его ценностных ориентациях, взгляде на мир.
2) Линия главного героя
В процессе сочинения сказки происходит естественная идентификация автора с главным героем, поэтому анализ линии главного героя особенно важен для понимания личности автора. Безусловно, наше восприятие главного героя целостно, но для удобства интерпретации можно выделить ряд моментов:
— отношение главного героя к себе
— мотивы поступков героя
— способы преодоления главным героем трудностей
— восприятие окружающего мира и отношение к нему
— способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху.
Анализируя линию главного героя, мы составляем достаточно целостную картину отношения автора к окрркаю-щему миру и самому себе, моделей его поведения в различных ситуациях, индивидуального восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления.
Поскольку в сказке могут участвовать несколько персонажей, важно установить с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя — адекватность его поведения происходя-
Направления сказкотератш_______________________79
щему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его "Я".
Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании главного героя, описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Например, Вы можете встретить такое начало сказки: "На болоте жила Лягушка, у нее не было друзей, потому что она была некрасивая и скользкая. Даже другие лягушки не дружили с ней, потому что она была какой-то странной и неудачливой..." В процессе сказки с героиней могут происходить всевозможные трансформации, однако первое знакомство с ней наталкивает на мысль, что автор, бессознательно идентифицируя себя с лягушкой, имеет недостаточно позитивное отношение к себе и старается решать эту проблему. А вот прямо противоположное начало сказки: "В одной Сказочной стране жил прекрасный Принц. Все его очень любили. Был он сильный, красивый и храбрый..."
Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную так и потенциальную или скрытую. Часто в сказках прослеживается динамика мотивации героя: проходя через определенные ситуации, он изменяет свое отношение к происходящему и ценностные ориентации. Сказочные ситуации, служащие толчком для изменения героя, могут символически отражать важные, поворотные моменты жизни самого автора. Даже герои известных сказок уезжают из дома по разным мотивам: "Мир посмотреть — себя показать" (мотив самоутверждения, познания мира) или привести больному отцу молодильные яблоки (мотив спасения) и пр.
Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях. Герой может использовать хитрость, прямую борьбу (агрессию), кооперацию с другими героями, уход от трудностей (избегание), может демонстрировать тенденцию к разрешению проблем чужими руками (например, все блага приносит Волк или кто-то другой) и многое другое. В случае работы с детьми и подростками важно, чтобы у наших пациентов было как можно больше альтернатив поведения. Если мы видим, что из сказки в сказку разные герои решают проблемы только
80
Истоки волшебства
при помогли хитрости или агрессии, это нам сигнал к тому, чтобы показать ребенку неиспользуемые им альтернативы. Для этого мы можем придумать психокоррекционную или психотерапевтическую сказку, в которой будут происходить события, похожие на ситуации в сказке ребенка, но с альтернативными способами преодоления трудностей.
Восприятие окрркающего мира и отношение к нему автора. Есть сказки, в которых на героя просто "сыпятся" неприятности. Не успел он выйти из одной "передряги", как попадает в другую. Можно заметить, что ему никто не помогает, он со всем пытается справляться сам. В этом случае, огфркающий мир выступает как источник опасностей и проблем. Если Вы держите в руках такую сказку, то можете предположить, что автор ее глубоко страдает, не ощущая доверия и поддержки окрркающих. Ему необходимы эмоциональное тепло и участие, сопереживание, даже если он "не допускает до себя". Не исключено, что Вы имеете дело с человеком, проблемы которого проистекают из самого раннего детства, из травматического опыта прохождения стадии "базового доверия". Зачастую, таким людям помогают сначала только те-лесноориентированные упражнения. Показателем достаточно гармоничного отношения к окружающему миру будет комбинирование героем сказки собственной активности и поддержки других героев. Если Вы встретили сказку, в которой герою все приносят другие, а сам он выступает только потребителем, это, безусловно, может заставить нас задуматься.
Особенно важным является индивидуальный образ УСПЕХА для героя сказки: что он получает в результате всех приключений, к чему на самом деле стремится. В этом заключена уникальная информация о системе ценностей автора и его образе успешного поведения. Собственно, совершенно не обязательно, чтобы у нас с пациентом были одинаковые ОБРАЗЫ УСПЕХА. Чтобы специалист не привнес пациенту свой образ успеха, он должен знать, что считает успешным пациент. Ибо немало ситуаций, когда пациент полностью обесценивает психотерапевтический процесс из-за того, что образ "светлого будущего", который ему рисовал педагог, родитель или психолог, не соответствовал его образу успешности.
Направления сказкотерапии_______________________81
3) Актуализированные чувства
Чувства, актуализированные в сказке, владеют автором, рассказывают о внутренних затруднениях и указывают на выход из них. Мы можем почувствовать в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство, уверенность, отчаянье, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежду, обиду и многие другие чувства. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникли чувства, расскажут нам, интерпретаторам, об эмоциональной жизни автора: что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку» а где конкурирует или соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим, или силен и благороден. Таким образом мы, с особой осторожностью, можем войти в святая святых внутреннего мира автора.
Читая сказку, можно заметить, что автор по-разному относится к создаваемым им героям. Одного он любит больше, другого старается "пропустить" через множество испытаний, третьего боится... Мы часто проецируем на героев своих сказок реальные взаимоотношения, существующие в нашей жизни, и чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Таким образом, в сказках могут "проигрываться" внутренние конфликты и потенциалы наших взаимоотношений. А может быть, линии разных героев сказки отражают ипостаси самого автора...
4) Образы и символы
Язык любой сказки — это язык образов, которые могут иметь архетипическое и индивидуальное значение. Каждый образ — своеобразная буква в сказочном алфавите, совокупность которых "шифрует" уникальное послание бессознательного к нам. В этом смысле, интерпретация сказок тесно связана с интерпретацией сновидений.
И если для выявления архетипического, общего смысла образа необходимо располагать специальными знаниями, то для интерпретации индивидуального значения образа или символа требуется живой экспромт совместно с автором сказки.