Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, способность переносить на новую ситуацию приобретенный опыт соответствуют баллам "6", "7", "8" (в зависимости от степени выраженности признака).

156__________Элементы практической сказкотсрапии

Отметки на шкалах можно соединить ломаной линией. Эта линия — личностный профиль ребенка на данный момент времени.

Обработка результатов

1. Обработка полученных результатов наблюдений требует большой осторожности и такта. Важно помнить о ситуативных причинах, влияющих на поведение ребенка; например незнакомая обстановка, недомогание, плохое настроение, перенесенное из предыдущей ситуации дома или в группе детского сада, настроение ведущего, его состояние, которое не всегда может отследить сам ведущий.

2. Важно отделить личностные качества (те, которые проявляются достаточно часто в различных ситуациях) от ситуативных проявлений поведения. Это можно сделать, сравнив несколько личностных профилей Протокола. Если Вы видите, что отметки по какой-либо одной шкале из занятия в занятие сохраняются, то можно предположить, что данное качество у ребенка устойчиво. Это личностное качество; оно будет проявляться не только на Ваших занятиях, но и в других ситуациях, в которые включен ребенок (дома, в группе д/с, в гостях и т.д.).

3. Если Вы все же поставили оценки "О, 1" и "9, 10", уделите этим качествам особое внимание. Такая отметка означает явную выраженность качества. Если такие оценки по одной и той же шкале повторяются из занятия в занятие, то на этих детей нужно обратить особое внимание. Например, подобрать такие сказочные ситуации и задания, в которых ребенок сможет проявить себя иначе. Можно поместить такого ребенка в группу детей с противоположными или средними отметками по этой шкале. Важно обращать внимание ребенка или подсказывать ему альтернативные способы поведения (можно подобрать сказки, где действуют герои с альтернативными формами поведения и успешно разрешают сложные ситуации, проявляя недостающие ребенку качества). Если эти дети явно дестабилизируют работу группы — порекомендуйте им (и их родителям) индивидуальные занятия.

Методы регистрации

157

4. Сравнение личностных профилей покажет динамику внутренних изменений ребенка. Вы можете проследить, как из занятия в занятие меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступательную динамику внутренних изменений. У них личностный профиль изменяется плавно из занятия в занятие. Есть дети, у которых на протяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личностный профиль. И только на энном занятии произойдут изменения (может быть, даже скачок). Изменения личностного профиля ребенка в процессе занятий отражают качественные изменения в его внутреннем мире: изменение его отношения и поведения в значимых ситуациях, обогащение его опыта.


Сравнительный анализ личностных профилей покажет эффективность Вашей работы и ее влияние на личность ребенка.

Для наиболее объективного оценивания полезно пригласить Ваших коллег, которые могли бы выступить в роли экспертов. Независимо от Вас, они могут заполнить Протокол, после чего Вы сможете сравнить полученные результаты. Если они во многом совпадут, это подтвердит правильность Ваших наблюдений и выводов. Практика коллегиальной экспертизы предохранит Вас от субъективных оценок личностных качеств детей. И Вы сможете быть более уверенными в своих выводах.

По вашему усмотрению, Вы можете добавить в Протокол и другие качества, которые Вы наблюдаете в своей работе.

"Техника безопасности" в общении с родителями

• Прежде чем беседовать с родителями о конкретных качествах личности их детей — накопите достаточное количество материала, ситуаций и аргументов в защиту Ваших выводов.

• Если родители не согласны с Вашими выводами — не пытайтесь навязать свою точку зрения. В лучшем случае — это бесполезно, а во многих случаях — портит взаимоотношения и отношение родителей к занятиям по сказко-терапии.

158__________Элементы практической сказкотерапии

• Родители могут дать Вам уникальную информацию о причинах возникновения и закрепления личностных качеств ребенка. Это поможет Вам в построении стратегии и тактики психокоррекции.

• В беседе с родителями старайтесь больше слушать и присоединять свои аргументы к их суждениям

• Важно помнить о том, что в каждом ребенке есть много положительных качеств. Старайтесь начинать и заканчивать беседу с родителями обсуждением именно этих качеств. Важно, чтобы беседа о положительных качествах заняла хотя бы 2/3 времени общего разговора о характере ребенка.

• В беседе с родителями старайтесь не сравнивать их ребенка с другим ребенком, особенно в худшую сторону.

• Во избежание недоразумений — постарайтесь хранить Протоколы и выводы в недоступном для посторонних месте.




Глава 3. Новые разработки

Постановка сказок на песке

Сказкотерапевтическая песочная терапия

Наверное, каждый из нас в детстве любил лепить песочные "куличики". Быть может, даже сейчас, придя на пляж, у многих возникает желание построить песочный город, закопаться в песок, вырыть большую яму... Кто-то скажет: "Вот так взрослые и впадают в детство!.." Вовсе нет! Сама структура песка притягивает нас и наших детей, зовет поиграть с ним, вступить во взаимодействие.

Именно поэтому метод песочной терапии органичен и для детей, и для взрослых. И сейчас получает все большее распространение у нас в стране в рамках технологии "Комплексная сказкотерапия".

Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, и сама его структура подсказала великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие

160

Новые разработки

психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает "негативную" психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Может быть, поэтому, в холлах аристократических домов нередко ставят специальные плоские вазы с песком?..

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе" (именно так переводится термин "психотерапия").

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод "мировой методикой".

Формированием психотерапевтической концепции "песочной терапии" (или "sand-play") занимались, в основном, представители юнгианской школы. Так, швейцарский аналитик Дора Калфф (1966, 1981) оказала огромное влияние на разработку теоретических принципов и подготовку практикующих песочных терапевтов во всем мире. Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстери-оризации (перенесение вовне, на плоскость песочницы. —
прим. Т.Е.) фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями,

Постановка сказок на песке

161

особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".

"Классическая" (юнгианская) организация процесса песочной терапии

Для психологических, психотерапевтических игр с песком используется 2 водонепроницаемых деревянных ящика размером 19,5 х 28,5 х 3,5 дюйма. Русский вариант в сантиметрах может выглядеть так 50 х 70 х 8. Такой размер соответствует оптимальному зрительному полю восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты любовно называют ящики с песком "подносами" — по бокам они снабжены ручками для удобства транспортировки. Отмечу, что подносы должны быть именно деревянными, ибо это прекрасный природный материал, оптимальный для восприятия нашего бессознательного. В последнее время в детских садах активно внедряются пластмассовые песочницы. Однако опыт показывает, что для психологической работы нужен ящик из природного материала — дерева. Для развивающих игр можно использовать ящики из других материалов.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашивается в синий цвет. Поднос наполовину (или чуть меньше) засыпают просеянным, промытым песком. Таким образом, в одном подносе оказывается сухой песок, в другом — влажный.

Уровень песка задает "линию горизонта". То, что под песком, символизирует глубины бессознательного, а дно ящика обозначает воду. То, что оказывается на поверхности песка, отражает осознанные (или осознаваемые) процессы, связанные с проявлением ЭГО. Борта подноса над линией песка символизируют небо.

Изюминка песочной терапии — коллекция миниатюрных игрушек и предметов (высотой не более 8 см). Юнгиан-ские аналитики делят коллекцию фигурок на группы:

1. "Люди: домашние, военные, придуманные, мифологические".

2. "Здания: дома, школы, церкви, замки".

6 «Сказкотерапия»

162_______________________________Новые разработки

3. "Животные: домашние, дикие, доисторические, морские, из зоопарка".

4. "Машины: сухопутные, водные, космические, боевые".

5. "Растительность: деревья, кусты, растения, овощные культуры".

6. "Сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота".


7. "Естественные предметы: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца".

8. "Символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности".

Классический процесс песочной терапии начинается с того, что психолог приглашает ребенка выбрать игрушки и поиграть в песок. Выбор игрушек неслучаен. По мнению Д.Калфф (1981), фигурки стимулируют работу фантазии, актуализируют процесс переноса внутренних представлений ребенка на них. Таким образом, незатейливые игрушки становятся СИМВОЛАМИ внутренней жизни, потенциальных возможностей ребенка, проявление которых способствует эмоциональному развитию. Играя с фигурками в песке, ребенок (на самом деле) мануально "осознает" себя, свои внутренние процессы и "расставляет" их в нужной для себя последовательности. Так просто, как все гениальное, происходит великий акт саморегуляции, включающий в себя процесс "заземления" негативной психической энергии в песок и мануальную манипуляцию фигурками.

Пока ребенок выбирает фигурки и играет с ними в песочнице, психолог выполняет функцию наблюдателя, схематично фиксирующего процесс построения песочной картины. Взрослый не привносит в песочницу свои фигурки, уважая персональное пространство маленького человека. Песочный "художник" сам строит и в конце сам разбирает свою картину. Таким образом укрепляется внутреннее ощущение "хозяина" своего мира, жизни, судьбы. Задача психолога — создать безопасное пространство для переноса внутренней реальности пациента на песочный "лист".

Классические юнгианские консультанты редко применяют интерпретацию песочных картин, ибо психо-

Постановка сказок на песке

163

логические проблемы "разрешаются и осмысляются на бессознательно-символическом уровне".

В среднем, классический процесс индивидуальной песочной терапии составляет 8—10 сеансов продолжительностью одного занятия от 25 до 50 минут (в зависимости от возраста "художника"). За это время происходит стабилизация психоэмоционального состояния и актуализация потенциальных возможностей пациента. В сложных случаях либо увеличивается количество сеансов, либо пациент через некоторое время проходит дополнительный курс.

Аналитики выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии "хаоса" ребенок хватает множество фигурок (вплоть до всего, что попало в поле его зрения), беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. С одной стороны, это диагностично, с другой — терапевтично, ибо через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Бессознательное в данном случае использует принцип "естественной десенсибилизации" — многократного символического повторения психотравмирующей ситуации, в результате чего изменяется эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Причем на одном занятии ребенок может построить до 6-7 картин! Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.