Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обида, тревога, недомогание, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость. По мнению юнгианских аналитиков, таким образом могут драматизироваться несублимированные, неорганизованные либидозные (сексуальные) импульсы, силы.

164_______________________________Новые разработки

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям. Калфф и Келогг отмечают, что "на символическом уровне ощущение завершенности и целостности проявляется в изображении квадратов, треугольников и кругов". На этом этапе происходит интеграция либидоз-ных сил, проявившихся на предыдущем этапе.

К.-Г.Юнг утверждал (1964), что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Несмотря на всю привлекательность песочной терапии, нельзя сказать, чтобы она была широко распространена. Немного специалистов берут на себя смелость "играть в песок" с пациентами. Может, от того, что сама организация процесса требует больших затрат. Или в связи с тем, что интерпретация песочных картин, создаваемых человеком, требует от психолога высокого профессионализма и хорошо развитой фантазии и интуиции (хотя Д. Калфф предостерегала от применения интерпретаций). А может быть, это обусловлено энергоемкостью процесса погружения в глубины чужой души... Так или иначе, в России психологи и психотерапевты, применяющие песочную терапию, являются пионерами этого движения. Это, с одной стороны, создает ряд информационных трудностей (отсутствие литературы, специалистов, общепризнанности). Но, с другой стороны, открывает огромный простор для творческого поиска, дополнения и расширения концепции песочной терапии. А последнее обстоятельство, согласитесь, для души русского исследователя бесценно.

Сказкотерапевтический подход к песочной терапии

Попав на благодатную российскую почву, песочная терапия приобрела асазкотерапевтическую индивидуальную и групповую формы. На данном этапе игра в песок служит психотерапевтическим, дидактическим и развивающим целям.


Дополнительную привлекательность этому методу придает то, что он может быть использован не только

Постановка сказок на песке

165

специалистами с большим опытом, но и начинающими (исключая интерпретационную сторону). Ибо психолог, педагог, родитель фактически создают контекст, безопасную среду, в которой происходит великое таинство переноса мира внутреннего вовне — на песочный "лист". Это стимулирует бессознательные процессы, направленные на активизацию потенциальных личностных структур.

Метод сказкотерапевтической песочной терапии позволяет значительно расширить возрастной диапазон применения. Нижняя граница использования "спустилась" до 2—2,5 лет. Играя с ребенком в песочнице, взрослый передает знания о мире и системе отношений в нем. "Песочные" сказки и истории значительно облегчают понимание маленького человека и переводят процессы взаимодействия с ним на близкий ему язык (это обстоятельство уже полезно и родителям). Что касается верхней границы применения — она пока не обнаружена.

Работа в рамках песочной терапии с детьми-инвалидами показала, что этот метод не только стабилизирует психоэмоциональное состояние, но и способствует развитию мелкой моторики, социального ориентирования, помогает разгадать тайны внутренних процессов "особых" детей.

В чем же секрет "песочных" сказок? Мы уже знаем, что, строя картину из песка, человек переносит на песочный "лист" ландшафт внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь мы знаем, что сказочный образ всегда потенциален, успешен). Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время наше бессознательное активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении человека определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом осуществляется, если перефрази-

166

Новые разработки

ровать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный лист, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека и так далее.



Процедура сказкотерапевтической песочной терапии

Индивидуальная форма

Пациенту (ребенку, подростку, взрослому) предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с коллекцией фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые хочется взять. Инструкция не ограничивает человека выбором только того, что нравится. Он может выбирать и "злые" фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Бремя выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Для бессознательного нашего пациента психотерапевтический процесс уже начался — он "ощупывает" фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если Ваш пациент берет все подряд и в неограниченном количестве — он проживает этап "хаоса" и сейчас ему важно "проработать" свое внутреннее напряжение. В этом случае выбор фигурок и его последовательность фиксировать бесполезно. В протоколе занятия просто можно сделать пометку "Хаос".

Темп выбора фигурок расскажет нам о скорости психических процессов пациента или о глубине переноса. Если выбор был сделан слишком быстро, мы можем предположить, что либо скорость реакции высока, либо перенос достаточно поверхностен. Если наш пациент большую часть сеанса потратил на выбор фигурок, нам имеет смысл задуматься: либо он стремится к высокому уровню обобщения, в его бессознательном есть доминирующий процесс, он спустился в экзистенциональный, бытийный пласт, либо он имеет замедленный темп реакции. Более точный вывод можно сделать, когда мы познакомимся с его песочной картиной.

Постановка сказок на песке

167

Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто "растворяется", но при этом фиксирует в Протоколе выбор фигурок.

Когда выбор сделан, мы приглашаем нашего пациента к подносам с песком и предлагаем ему выбрать, с каким песком ему сегодня будет приятней играть: с влажным или сухим. Если у Вас пока есть только один ящик — рядом с ним можно поставить кувшин с водой.

С влажным песком приятней взаимодействовать достаточно напряженным, тревожным людям, некоторым гиперактивным детям и подросткам. Сухой песок рассыпается
, и это их раздражает. Замечу, что переход от влажного песка к сухому часто является показателем проявления стабилизирующих психических процессов, позитивной динамики.

Мы можем дать "сказочную" инстру1сцию: "Представь себе, что ты —Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в Сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь".

Безусловно, это не единственный вариант "введения" в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста пациента (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок) инструкции будут звучать по-разному: "Создай то, что хочешь", "Создай наиболее яркий эпизод твоего сна", "Создай свою семью и расскажи о ней" и др. Можно дать дополнение к инструкции: "Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает".

Маленькому или "особому" ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного процесса необходимо все разровнять.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что для интерпретации индивидуальных песочных картин необходимо, чтобы наш пациент занял определенное место у песочницы, Таким

166

Новые разработки

ровать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный лист, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и рке в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека и так далее.

Процедура сказкотерапевгшческой песочной терапии

Индивидуальная форма

Пациенту (ребенку, подростку, взрослому) предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с коллекцией фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые хочется взять. Инструкция не ограничивает человека выбором только того, что нравится. Он может выбирать и "злые" фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Для бессознательного нашего пациента психотерапевтический процесс рке начался — он "ощупывает" фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если Ваш пациент берет все подряд и в неограниченном количестве — он проживает этап "хаоса" и сейчас ему важно "проработать" свое внутреннее напряжение. В этом случае выбор фигурок и его последовательность фиксировать бесполезно. В протоколе занятия просто можно сделать пометку "Хаос".


Темп выбора фигурок расскажет нам о скорости психических процессов пациента или о глубине переноса. Если выбор был сделан слишком быстро, мы можем предположить, что либо скорость реакции высока, либо перенос достаточно поверхностен. Если наш пациент большую часть сеанса потратил на выбор фигурок, нам имеет смысл задуматься: либо он стремится к высокому уровню обобщения, в его бессознательном есть доминирующий процесс, он спустился в экзистенциональный, бытийный пласт, либо он имеет замедленный темп реакции. Более точный вывод можно сделать, когда мы познакомимся с его песочной картиной.

Постановка сказок на песке

167

Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто "растворяется", но при этом фиксирует в Протоколе выбор фигурок.

Когда выбор сделан, мы приглашаем нашего пациента к подносам с песком и предлагаем ему выбрать, с каким песком ему сегодня будет приятней играть: с влажным или сухим. Если у Вас пока есть только один ящик — рядом с ним можно поставить кувшин с водой.

С влажным песком приятней взаимодействовать достаточно напряженным, тревожным людям, некоторым гиперактивным детям и подросткам. Сухой песок рассыпается, и это их раздражает. Замечу, что переход от влажного песка к сухому часто является показателем проявления стабилизирующих психических процессов, позитивной динамики.

Мы можем дать "сказочную" инструкцию: "Представь себе, что ты —Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в Сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь".

Безусловно, это не единственный вариант "введения" в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста пациента (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок) инструкции будут звучать по-разному: "Создай то, что хочешь", "Создай наиболее яркий эпизод твоего сна", "Создай свою семью и расскажи о ней" и др. Можно дать дополнение к инструкции: "Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает".

Маленькому или "особому" ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного процесса необходимо все разровнять.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что для интерпретации индивидуальных песочных картин необходимо, чтобы наш пациент занял определенное место у песочницы. Таким