Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 477
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сказку про Кота в Сапогах). Поиск средства для того, чтобы обезвредить Дракона, способствует, с одной стороны, развитию творческого мышления ребенка, а, с другой стороны, помогает ребенку самостоятельно работать со своим страхом (Дракон — страшное существо, кроме того, он еще обладает и Волшебным Посохом, поэтому, придумав, как справиться с Драконом, ребенок запечатлевает в бессознательном не только победу над страхом, но и уверенность в том, что в дальнейшем он самостоятельно сможет справиться с ним).
Любой сценарий сказочного путешествия содержит в себе основные элементы сюжета сказки: расставание с домом, встреча с помощниками, борьба со злом и победа, возвращение домой. Основываясь на этом, Вы можете сочинить другие сценарии сказочных путешествий. При этом герои, которые встретятся на пути, могут быть известны детям из сказок (Баба-Яга, Кощей, Волк и др.), а могут быть и неизвестны детям (как Нибумбум). Неизвестных детям героев легче наделять качествами, необходимыми Вам для проработки. Например, герой, который совершает только плохие поступки, может быть перевоспитан детьми (при этом герой рассказывает историю, как он стал таким плохим и как ему, плохому, на самом деле трудно живется — никто с ним не играет, все боятся и пр.). От лица героев сказки дети легко воспринимают нормирование (правила поведения), с удовольствием выполняют задания на развитие памяти, внимания, речи.
Если у Вас нет ассистента, Вы можете использовать кукол-марионеток. Обычно дети легко включаются в такую игру.
Однако занятия по сказкотерапии можно проводить не только в виде сказочных путешествий по Волшебной стране. Когда дети окажутся в сказке (либо через Цветок, либо через Тоннель), можно с ними рисовать, ставить спектакль, изготавливать кукол, сочинять сказки, рассказывать им сказку под музыку и многое другое.
Сценарии занятий
151
Методы регистрации
Протокол сказкотерапевтического занятия
Ф. И. Цвет | Состояние | Персонаж | Характеристика | Реакции |
| | | | |
Количественный анализ:
агрессивность | 0 | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | миролюбие |
| | | ||||||||||
тревожность | 0 | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | спокойствие |
| | | ||||||||||
конформизм | 0 | | 2 | 3 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | лидерство | |
| | | ||||||||||
отстраненность | 0 | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | вовлеченность |
| | | ||||||||||
стереотипность | 0 | | 2 | 3 | 4 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | креативность | |
| | | ||||||||||
индивидуализм | 0 | | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 | 9 | 10 | сотрудничество |
| | | | | | | | |||||
ригидность | 0 | | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 | 9 | 10 | гибкость |
Комментарий к Протоколу. Протокол позволит Вам:
— фиксировать внимание на качествах, важных для понимания индивидуальных особенностей ребенка,
152__________Элементы практической сказкотерапии
— обратить внимание на степень выраженности того или иного качества
— не загружать свою память и иметь возможность вернуться к своим наблюдениям и впечатлениям в любое время
— отчитаться о результатах работы не только по количеству проведенных занятий, но и по качественным характеристикам
— выявить личностные особенности и проследить их динамику
— сопоставляя личностные проявления ребенка с темами занятий, выявить стиль поведения ребенка в различных ситуациях.
Протокол состоит из 2-х частей: качественной и количественной.
В таблице качественного анализа мы фиксируем: имя участника группы; цвет, которым мы будем рисовать его график; психоэмоциональное состояние на начало занятия; образ, который он выбрал для перевоплощения; краткую характеристику этого героя; особенности поведения и реагирования ребенка.
Протокол количественного анализа построен по принципу семантического дифференциала и состоит из 7 шкал, включающих в себя полярные качества.
Вам предлагается поставить оценку от 0 до 10 баллов.
Балл "5" показывает отсутствие явной выраженности качества. Баллы 0,1 и 9,10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества и поэтому обычно не выставляются.
1. Агрессивность — Миролюбие
Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, унижает — Вы можете поставить "X" (крест или точку) рядом с одной из цифр "2, 3, 4". Баллы "5 и 6" показывают ситуативную агрессивность: ребенок проявляет агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы "7 и 8" символизируют натуру миролюбивую,
Методы -регистрации____________________________153
готовность уладить конфликт. Ребенок не всегда агрессивно реагирует на агрессивные действия окружающих. Крайнее проявление миролюбия: "бьют по щеке — подставь другую", страх конфликта, беззащитность.
2. Тревожность — Спокойствие Шкала отражает уровень внутреннего напряжения, тревожности ребенка. Если ребенок боится выполнять задание, нервничает в ответственных ситуациях, говорит, что у него ничего не получится, Вы можете поставить знак "X" рядом с одной из цифр "2, 3". (В процессе занятий по сказкотерапии обычно у детей снижается уровень тревоги и усиливается уверенность в себе.) Если ребенок осторожен, выполняет не все задания, а только те, в успешном выполнении которых он не сомневается, Вы можете поставить "X" рядом с цифрой "4" или "5". Если ребенок достаточно уверен в своих действиях, но все же постоянно следит за тем, как выполняете задания Вы, дети, и
старается соотносить свои действия с увиденным, Вы можете поставить "X" рядом с цифрой "6". Если ребенок спокойно и уверенно участвует в работе, Вы можете поставить знак "X" рядом с цифрой "7" или "8". Гиперспокойствие — рке сродни эмоциональной "тупости".
3. Комформизм — Лидерство
Шкала отражает тенденцию ребенка быть ведомым или лидером. Баллы "2, 3, 4" символизируют степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, невыраженность собственного мнения, потребность в опеке, легкость опсаза от своего желания или идеи и пр. Баллы "5 и 6" соответствуют ситуативному проявлению тех или иных качеств: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настроения, самочувствия ребенок проявляет черты лидера. За этим иногда скрывается неформальный лидер. Баллы "7 и 8" отражают явную выраженность лидерских качеств: стремление быть первым, "пробивать" свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его и пр. Балл "9" или даже "10" можно поставить только в том случае, если Вы столкнулись с деспотом, упрямо, иногда истерично, навязывающим свою юлю Вам и другим детям.
154__________Элементы праюпической сказкотерапии
4. Отстраненность — Вовлеченность
Шкала показывает уровень мотивации ребенка по отношению к занятиям, его интерес к работе группы, ПАССИВНОСТЬ ИЛИ АКТИВНОСТЬ участия в групповом процессе. Если ребенку неинтересно, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и безынициативен, то Вы можете поставить в этой шкале знак "X" рядом с одной из цифр "2, 3 (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребенка, если она не вызвана его болезнью, может говорить о том, что для него данный подход или мало эффективен, или задания сложны, или это его личностная особенность.
Если ребенок больше склонен наблюдать за процессом, чем участвовать, но, вместе с тем, Вы чувствуете его определенный интерес, можно поставить баллы "4, 5". Балл "6" отразит достаточную вовлеченность в процесс и ситуативную активность (активность проявляется, но немного осторожно).
Если Вы видите, что ребенок очень активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то можно поставить знак "X" около цифр 7 или о .
Активность или пассивность во многом зависят от состояния ребенка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость и пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им интересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни и в разных обстоятельствах.
Шкала является одним из серьезных показателей эффективности Вашей работы. Если в начале курса сказкотерапии у ребенка были низкие показатели по этой шкале, а по мере Вашей работы они повышались — это означает, что Вы смогли увлечь ребенка и занятия пошли ему на пользу.
Методы регистрации____________________________155
5. Стереотипность — Креативность
Шкала отражает динамику развития у ребенка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и воображения результаты по этой шкале будут повышаться. Проявлением стереотипных действий могут считаться хорошо известные ребенку модели поведения, суждения, идеи. Проявлением творческих действий (креативности) могут считаться нестандартные оригинальные предложения, аргументы, повороты сказочного сюжета, приводящие к успешному результату.
6. Индивидуализм — Сотрудничество
Шкала исследует коммуникативные навыки ребенка. Если он стремится быть обособленным, неохотно участвует в совместной деятельности, предпочитает индивидуальные задания, проявляет враждебность при вовлечении его в общее дело или при "покушении на его территорию", можно присвоить баллы "2, 3". Если он "тянется" к другим, но все же неохотно сотрудничает — баллы "4" или "5".
Балл "6" покажет тенденцию к сотрудничеству, совместной деятельности. Баллы "7" и "8" символизируют тенденцию к преимущественно групповому способу взаимодействия. 7. Ригидность — Гибкость
Шкала отражает уровень психологической гибкости ребенка, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, принимать новое, быть адекватным ситуации.
Когда ребенок чрезвычайно упрям, его не переубедить, "зацикливается" на одном, не принимает новое, изменения и пр. — мы можем присвоить баллы "2" или "3". Ситуативному упрямству, негибкому поведению соответствуют баллы "4" или "5". Достаточная гибкость, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям