Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 442

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На этом этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен уже с позиции приобретенного им опыта, с использованием возможностей волшебных предметов. Действуя так, будто он только что вышел из родительского дома, герой погибает. Убегая от погони, необходимо воспользоваться волшебным платком и гребешком. Поднимаясь из-под земли, важно использовать волшебный перстень (который может исполнить любое желание), а не прибегать (по старой памяти) к услугам братьев. Героя проверяют на то, как он будет действовать в изменившихся условиях; сможет ли он по-новому, творчески подходить к решению кажущихся простыми задач.

Герой перешел на более высокий уровень развития и возможностей, и наивно было бы полагать, что это не вызовет зависти даже самых близких людей. "Будь бдительным — основное зло не открыто, а скрыто; оно появляется тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь". Мудрость сказки заключается в том, чтобы на примере главного героя нам, читателям, дать понять, что достигнутая цель, результат — еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившихся условиях.

В некоторых сказках на этом этапе герой рождается заново. Добрые сказочные существа омывают его "мертвой" и "живой" водой. На психологическом языке мы можем это прочитать

Ъ2

Истоки волшебства

так: "мертвая вода" смывает детские иллюзии, инфантилизм, неуместную доверчивость, а "живая вода" раскрывает творческие потенциалы, силу мудрости, дальновидность. После этого герой может победить не только внешних врагов, но и самых опасных — внутренних.

"Так как же, — спросит читатель, — никому не доверять, никогда не расслабляться, никому не варить? Мы же только что говорили о доверии к Миру!" Наверное, лучше всего на этот вопрос ответит мудрая восточная притча:

«Верующие стекались толпами, чтобы услышать слова пророка Мухаммеда. Один человек слушал особенно внимательно и благоговейно, истово молился и расстался с пророком только тогда, когда наступил вечер.

Не прошло и минуты, как он снова опрометью примчался на прежнее место и возопил прерьшающимся голосом: "О господин! Сегодня утром я приехал на верблюде, чтобы послушать тебя, пророка Бога. А теперь верблюда нет там, где я его оставил. Его нет нигде. Я был послушен тебе, внимал каждому твоему слову и верил во всемогущество Бога. А теперь, о мой господин, верблюд пропал. Это ли божественная справедливость? Это ли вознаграждение за мою веру? Это ли благодарность за мои молитвы?" Мухаммед выслушал эти слова, полные отчаянья, и ответил с добродушной улыбкой: "Верь в Бога, однако прочно привязывай своего верблюда"...»


6. Прибытие домой

И вот, наконец, все трудности позади, на пригорке показался отчий дом. Герой так давно ждал этого момента. Однако дома многое изменилось: по навету братьев, нашего героя считают подлецом или погибшим; его невеста собирается выходить замуж за другого. Часто ему приходится скрывать свой приезд и прибегать к хитрости; или же проходить дополнительные испытания (купаться в горячем молоке, например). Но наш герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Используя весь опыт пройденного пути, прибегая к помощи верных товарищей, он проходит последние испытания и восстанавливает справедливость. Таким образом, путеводная ниточка сказочного сюжета

Как строится сказочный сюжет___________________33.

привела нас в то место, с которого все начиналось. На психологическом языке символический смысл этого этапа — принятие своего раннего (детского) опыта, воссоединение со своими корнями, родом, который в дальнейшем будет служить взрослому человеку опорой в жизни. Однако для того, чтобы близкие люди прочувствовали изменившееся внутреннее содержание человека, ему придется изменить свой внешний образ. Говоря сказочным языком, "искупаться в горячем молоке и студеной воде" и выйти таким пригожим, "что ни в сказке сказать, ни пером описать". На этом этапе происходит окончательная трансформация героя, переход его на качественно новый уровень развития.

7. Свадьба. Коронование

Только теперь герой может праздновать свою победу. "Искра Божья", "королевское начало", потенциал героя раскрыт и предметно воплощен. В связи с этим он приобретает качественно новый социальный статус: становится мужем и монархом А это, безусловно, предполагает и большую ответственность. Но наш герой к этому готов. С честью выдержав все испытания, он способен мудро править и своей страной, и своей жизнью.

Наверное, читая эти строки, Вы нашли много общего между сказкой и процессом инициации, посвящением человека во взрослую жизнь.

Часто сказки заканчиваются свадьбой. На психологическом языке образ свадьбы может отражать завершенность процесса, воссоединение мужского и женского начала в человеке (инь и янь), восстановление целостности.

Однако сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни, на разных витках спирали развития...

В приложении Вы найдете "Сказ про Белого Коня" — стихотворную иллюстрацию Дмитрия Фролова к данному материалу.




2 «Сказкотерапия»

34

Истоки волшебства

Многообразие сказочных форм

Легенды, сказы, мифы, саги, былины, притчи, анекдоты — вот далеко не полный перечень сказочных форм. Часто на методических семинарах по сказкотерапии меня спрашивают: "А детективы — это что?" Наверное, и детективы, и фантастические рассказы, и любовные романы можно отнести к сказкам для взрослых. Это лишний раз доказывает, что сказочный жанр гораздо шире, чем принято считать.

1. Родина сказки

Сказка несет в себе культуру, мировоззрение, стиль взаимоотношений, ценности, моральные нормы своего народа. Африканские сказки непохожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских.

Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, помогает ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.

В одной телепередаче русский журналист, переехавший жить в Америку, рассказывал о своем сыне, который собирается жениться на американке. Он говорил о том, что его сыну бывает трудно понять свою невесту, у него возникают психологические сложности в понимании внутренних мотивов будущей супруги. Это неудивительно, сказал журналист, ведь сын и его невеста выросли на разных сказках...

Сказки разных народов — замечательное средство понимания внутреннего мира, образа мыслей и "правил игры" людей, живущих иначе, чем мы. Ибо сказки передают архетипы своего народа.

2. Народная и авторская сказка

Народные сказки тоже имеют своего автора — это интерпретатор и составите/л сборника. В разных изданиях одна и та же сказка может иметь разные оттенки. В настоящее время существует множество сборников народных сказок в

Многообразие сказочных форм_______________________35^

обработке различных авторов. Под народной сказкой подразумевается и фольклор. Например, в собрании русских народных сказок Афанасьева можно увидеть несколько вариантов одной сказки (в зависимости от губернии). Эти сказки грубоваты, натуралистичны, отражают крестьянский быт и мировоззрение того времени. Как правило, детям не нравятся такие сказки. Это неудивительно — ведь они представляют бо'ль-ший интерес для ггрофессиональных исследователей.


Замечательный петербургский сказочник Андрей Гнез-дилов часто говорит: «Есть сказки, и есть "читки". Читки служат для развлечения как лекарство от скуки. А сказки действительно развивают Душу».

Авторские сказки отражают взгляд писателя на Мир. Эмоциональный фон, сюжет, линии главных героев и смысл во многом зависят от особенностей личности автора. Читая авторскую сказку, ребенок воспринимает жизненный и психологический опыт писателя, который может нести как радость и надежду, так и разочарование и недоверие к Миру. Выбирая сказки для себя и детей, важно прислушаться к своей душе...

3. Действующие лица и сюжет сказки

По этому признаку сказки можно разделить на несколько групп:

♦ сказки о животных;

♦ сказки о взаимодействии людей и животных;

♦ сказки-притчи;

♦ бытовые сказки;

♦ сказки-страшилки, истории о нечисти;

♦ заветные сказки;

♦ волшебные сказки и другие.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория.

Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

36

Истоки волшебства

Начиная с 5,5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Волшебниками, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, "примеряя" на себя различные модели поведения и роли. Примерно с 5-6 лет ребенок начинает понимать и любить волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи, бытовые и заветные сказки.

Часто родители и педагоги жалуются, что современная западная телевизионная культура навязывает детям псевдосказочные образы: трансформеры, супергерои, Черный Плащ, Вольтрон, Черепашки-ниндзя и пр. Нельзя сказать, что это примета только нашего времени. В 20—30-е годы, когда Н.Крупская пыталась предать сказки анафеме (ибо сказки отрывают ребенка от реальности и пр.), стали появляться "пролетарские" псевдосказки. Их сюжетом и идейным содержанием была, как и полагалось, классовая борьба. До нас дошли лучшие из таких сказок "Три Толстяка", "Королевство Кривых зеркал" и другие. Сложно сказать, развивали ли эти истории Душу, но зато они явно формировали советское самосознание. В наши дни детское сознание вновь оказывается под угрозой захвата, но теперь уже не советскими образами, а "западными". Поскольку запрещать смотреть подобные мультфильмы все равно что дать на это благословение (и вдобавок испортить отношения с ребенком), поэтому мы должны только как можно больше читать детям других сказок, расширяя их представление о мире. Если ребенок идентифицирует себя с "мультяшными" героями, не стоит ругать его, а нужно побольше расспросить об этом герое — ведь именно через него в данный момент ребенок познает систему отношений в окружающем мире.