Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 446

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хочется отметить, что относительно психокоррекционных сказок налицо терминологическая путаница. В иностранном, да рке и российском психологическом опыте подобные сказки называют "психотерапевтическими историями". Однако они затрагивают именно поведенческий аспект личности, ненавязчиво привносят модели успешного поведения и реагирования, изменяют отношение к ситуации с "неадекватного" на "более адекватное". Именно поэтому хочется разделить психокоррекционные сказки и психотерапевтические.

Таким образом, психокоррекционные сказки расширяют спектр моделей поведения и подсказывают альтернативы решения сложных ситуаций.

Психотерапевтические сказки — это сказки, которые в полном смысле "лечат Душу", "заботятся о Душе". За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о сущностных философских понятиях: Любви, Добре, Гордыне, Смерти, Стиле жизни. Эти сказки исследуют самые

44

Истоки волшебства

сокровенные мотивы поведения человека и раскрывают тайны Бытия. Они помогают человеку трансформировать себя, развивая Душу. Такие сказки можно найти в книгах А.Гнез-дилова "Петербургские сновидения" и "Дым старинного камина". К психотерапевтическим сказкам можно относить библейские истории и сказки-притчи.

Психотерапевтические сказки помогают там, где традиционные психологические и психотерапевтические приемы бессильны, когда речь идет о сущностных философских переживаниях пациента, о прощении недруга, или принятии ситуации "как есть", о понимании глубинных механизмов Мироздания, переживании смерти близкого человека, немотивированной "пустоты в душе", остро стоящем вопросе: "За что?!"

На прием приходит уверенный в себе мркчина, практикующий экстрасенс. Говорит, что у него все есть: власть, деньги, он чувствует себя реализованным. Казалось бы, ему совсем не нркна помощь психолога. Но он говорит, что все стало пресным. Нет, он не устал, у него сил на десятерых. Просто пусто на душе. Нет, последнее время он не переживал стрессовых ситуаций. Вроде бы все хорошо... и в то же время очень плохо. Что же делать? На помощь приходит психотерапевтическая сказка (принадлежит она перу замечательного петербургского сказочника Андрея Гнездилова и приводится из сборника психотерапевтических сказок "Петербургские сновидения"):

"Жил-был Волшебник. Могуществу его не было предела. Он мог возводить прекрасные дворцы и разрушать неприступные замки, ему повиновались леса и горы, ветры и дожди. Но чем больше он мог, тем меньше он хотел. Ему достаточно было знать о своей власти, не применяя ее на деле. И все же он творил чудеса. Правда, они были нужны не ему, а тем людям, которых он хотел привлечь к себе. И конечно же, это вызывало удивление. Но что нужно Волшебнику от простых людей? Что нищие могли дать королю? Оказывается, Волшебнику нркно было восхищение, а еще больше — любовь. И вот он осыпал своих избранников цветами, драгоценными подарками, заставлял танцевать перед ними деревья, повелевал ветрам петь пес-


Многообразие сказочных форм_____________________45

ни, устраивал праздники птиц, балы камней, поединки молний. Но адалысо он не завоевьшал сердец, все ему казалось мало. Получив чью-то любовь, он тут же терял к ней интерес и спешил за новой. И так дальше, пока ему не захотелось получить целое море любви. Желания его сбывались, и вот он очутился на берегу, а у его ног, переливаясь радужными искрами, шепча нежнейшие на свете слова, плескалось море любви. Лишь на мгновение Волшебник почувствовал себя счастливым. А затем вновь его сердце охватила пустота, и он ощутил себя безжизненной скалой, которой были совершенно безразличны и красота моря, и его ласки, и нежность, и чары. Тогда он заплакал, потому что больше негде было искать любви подобной той, что подарило ему море. Тоска охватила его, и он призвал к себе Смерть. Она не заставила себя ждать:

— Что ты хочешь от меня, о Великий? Твоя власть настолько могущественна, что даже я боюсь ее и готова повиноваться.

— Жизнь обманула меня, — ответил Волшебник. — Сердце мое не знает счастья, хотя целое море любви расстилается передо мной. Что мне делать? Скажи! Я готов отдать все свое могущество и даже жизнь, лишь бы не оставаться с той страшной пустотой, которая охватила мою душу.

Смерть засмеялась и, зачерпнув горсть воды из моря, плеснула в лицо Волшебнику:

— Ты жаждал любви, не имея ее в себе. Утолить тебя может только собственная любовь.

Вслед за этими словами капля из моря любви проникла в сердце Волшебника. Всего лишь одна капля! Но свершилось чудо! Радость и счастье охватили его. Растерянный, он еще не верил и ждал, что душа снова опустеет. Но она оставалась полной.

Низко склонился Волшебник перед морем и с улыбкой пошел прочь, отбросив в сторону свой магический жезл.

— Это не я помогла тебе, — крикнула Смерть ему вслед. — Возьми обратно могущество и власть.

Но он не ответил ей.

— Ему больше ничего не нужно, — шепнула волна, разбиваясь о берег".

46

Истоки волшебства

Пациент, выслушав сказку, говорит "Спасибо, я все понял. Не знаю, смогу ли я действительно полюбить, но я понял, почему у меня так пусто на душе". Любовь — это не модель успешного поведения, ее невозможно "отработать". И сказка для этого человека — лишь раскрытие новой грани Бытия, его взаимоотношений с окружающим Миром. И у него достаточно сил, чтобы дальше решать проблему самому.



Эта сказка может помочь не только в приведенном выше случае. Разочарованным в любви мркчинам и женщинам она показывает другую сторону взаимоотношений. И кроме того, учит особому взаимодействию со Смертью.

В зависимости от ситуации психотерапевтические сказки могут обсуждаться с пациентами. Сложно сказать, насколько они будут понятны нашим маленьким пациентам, но многим школьникам они интересны...

Медитативные сказки — это сказки, способствующие процессу погрркения, медитации.

Для медитативных сказок важно отсутствие явного конфликта и отрицательных героев. Ведь задача этих сказок — снятие напряжения, невротических симптомов; а также создание "идеальных" моделей взаимоотношений, которые выступали бы впоследствии как духовные ориентиры; передача положительных, энергетизирующих образов (звездное небо, Золотой Шар, добрые стихии: огонь, вода, воздух, земля и пр.); формирование философско-созерцательного взгляда на мир.

В тексте медитативной сказки могут присутствовать образы всех пяти модальностей восприятия: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной).

Например, мы можем лежать на волшебной поляне и видеть над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ), слушать, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ), чувствовать рядом аромат спелой земляники или свежевыпеченного хлеба, который исходит из избушки Волшебницы, живущей на опушке (обонятельный образ), протянуть руку, сорвать и положить в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутить сладость спелой земляники (вкусовой образ), при

Направления сказкотерапии

47

этом шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ).

Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Примером таких сказок могут быть "Сказки звездной страны Зодиакалии" автора этих строк, "Волшебные истории планеты Магнолия" Галины Азовцевой, имаготерапевтическая программа "Баиньки" Алены Лисиной, программа "Солнышко" Татьяны Речицкой.

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками

Сказкогерапия многопланова. Поэтому мы ее делим на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи. И каждый специалист может выбрать себе по душе свою форму работы со сказками.

1. Анапитическое направпение. Интерпретация сказок

Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании направления лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем. Информация об этом "зашифрована" в сказочных образах. Использование этого метода эффективно для развития дивергентного (творческого) мышления, аналитико-синтетичес-ких способностей и ценностных ориентации детей от 5 лет, подростков и взрослых.


На нынешнем этапе развития сказкотерапии аналитическое направление представлено в двух формах: исследовательской и терапевтической.

Исследовательская форма тесно связана с именами Карла Густава Юнга и его ученицы, последовательницы — Марии Луизы фон Франц. "Расшифровка" глубинной, архетипи-ческой природы сказочных образов дает нам возможность

48

Истоки волшебства

понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Так, например, К.Юнг считал, что архетип Духа проявляется в сказочных образах Волшебника, Старца, которые являются герою в самые ответственные моменты его пути. Зачастую героем, по мнению К.Юнга, движет мотивация, исходящая из архетипа Спасителя: он стремится спасти похищенную невесту (кстати, архетип Анимы — женской части в мужчине), сказочную страну, более слабых.

Исследования сказок погружают нас в древний символизм мифов, преданий, легенд, сказов, былин и саг; позволяют узнавать психологический смысл метафор, чувствовать архети-пическую природу проблемных и творческих человеческих проявлений, исследовать происхождение многих "крылатых" выражений, видеть, какие ассоциативные цепи рождают в бессознательном различные мифы и сказы, и многое другое. Такая работа позволяет соприкоснуться с мировым эпосом: античной, славянской, египетской, китайской, японской, персидской, индийской, африканской, индейской и кельтской мифологией. Само по себе понимание ритуалов и традиций различных культур расширяет рамки обыденного сознания.

Например, во многих сказках мы встречаемся с Бабой-Ягой. Это амбивалентный образ: о ее характере нельзя сказать определенно — злая она, или нет. Она может предстать перед нами как коварная, или простодушно доверчивая, может создавать герою массу неприятностей, или безвозмездно оказывать помощь. Кто же она, Баба-Яга? Исследователи славянского эпоса, в частности А.Андреев, считают, что образ Яги связан с языческой колдуньей, богиней, которая жила на границе двух миров: яви (наш реальный мир) и нави (мир усопших, тонкий мир). Помните реку Лету в греческой мифологии, разделяющую миры живых и мертвых? Наша Баба-Яга связана с этим образом. Не случайно, герой, попадая в царство Яги, напрямую встречается с волшебством: оживает лес, появляются говорящие по-человечески животные и другие существа. А сама Баба-Яга часто спрашивает героя: "Ты дела пытаешь, аль от дела лытаешь?" Таким образом колдунья проверяет героя — идет он в неведомый и не каждому доступный мир с определенной целью
,

Направления сказкотерапии_______________________49

или же праздно любопытствует. Этот предупреждающий вопрос Бабы-Яги может служить предостережением для многих, кто сегодня увлекается парапсихологией, спиритизмом, грубо внедряясь в тонкий мир нави.

Понимание архетипической природы сказочных смыслов важно не только для специалистов, но и для родителей. Какие сказки мы выбираем для чтения детям, что они на самом деле несут? Ведь ребенок "впитывает" не только сознанием, но и, в основном, бессознательным...

Наверное, всем известна русская народная сказка "Семь Симеонов" ? Оказывается, в рассказе об увлекательных приключениях семи братьев заложен глубочайший смысл. Исследователи, в частности Алексей Андреев, считают, что на символическом уровне в этой сказке содержится информация об энергетических центрах человека, называемых в индийской традиции чакрами. В русской традиции существовало понятие семи составах (суставах), или Симеонах. В метафорической форме сказка о семи Симеонах передает нам, потомкам, информацию о смысле и функции каждого энергетического центра. Собственно, читая ребенку сказку о семи Семеонах, мудрый родитель косвенно "очищает" его энергетические каналы...

Терапевтическая форма является прикладной и может быть использована в групповой и индивидуальной работе с детьми, подростками, взрослыми. В рамках данной формы решаются задачи формирования способностей к установлению причинно-следственных связей поступков и явлений, развития творческого мышления и воображения.

Терапевтическая форма применяется нами в двух видах:

— библеотерапия,

— решение сказочных задач.

Библеотерапия предполагает формирование ценностной структуры личности, более глубокое понимания смысла жизненных явлений и развитие аналитико-синтетических способностей. Такая форма работы хороша для детей от 5-6 лет, подростков, студентов и взрослых. В качестве психотерапевтического материала мы используем различные художественные сказки, а также психотерапевтические сказки А.В.Гнездилова,

50

Истоки волшебства

Процедура библеотерапии довольно проста. Участники группы располагаются в удобных, расслабленных позах. Они даже могут закрыть глаза. Ведущий читает специально подобранную (в соответствии с психологическими целями) сказку. После того как сказка прослушана, ведущий организует групповую дискуссию. Для этого могут быть предложены вопросы, например:

— Как вам показалось, о чем эта сказка?