Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Как вы думаете, чему она учит?

— Отчего герой совершал те или иные поступки?

— Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь (или чего-либо не сделал, отказался) ?

— Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои?

— Какой была бы сказка, если бы в ней не было плохих героев?

— Почему герой потерял (или приобрел) что-то важное?

— Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если — да, то в каком случае? и прочие вопросы.

Важно, чтобы слушатели почувствовали и проговорили не сюжетную линию сказки, а ее скрытые смыслы. Что происходит, почему это происходит, зачем это нужно, есть ли аналоги сказочным ситуациям в нашей жизни — вот формулы для составления вопросов.

Подобные обсуждения сказок "учат нас думать", разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов и событий. Кроме того, в ходе групповой дискуссии каждый ее участник имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться выстраивать свою линию поведения в группе, аргументированно отстаивать свое мнение и без ущерба для себя принимать мнение других. Это очень важно для детей и подростков, но особенно полезно и "терапевтично" для взрослых, ибо в нашей непростой жизни не каждому удается освободиться от повседневных проблем и подумать о смысле происходящего...

Решение сказочных задач "открытого" типа служит благородным целям сбора психодиатостического материала, развития творческого (дивергентного) мышления и воображения. Попробуем определить понятие ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Направления сказкотсрапии_______________________51

Это умение находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач, достигать результата с наименьшими энергозатратами и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий ситуаций, поступков и решений. Наверное, без творческого подхода и мышления жизнь в конце старого и в начале нового тысячелетия была бы чрезвычайно затруднительна...

Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи — простимулировать процесс "генерации идей" для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление со множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.

Например:

"В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда — ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За что и прозвали ее люди Несмеяной. Что только царь ни делал, чтобы развеселить Царевну! И артистов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских — ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?"


Читатели-психологи, конечно, уже поняли, что в этой простой задаче содержится психологический вопрос: "Что вас огорчает, есть в вашей жизни стрессогенная ситуация?" Вы можете получить самые разнообразные ответы на этот вопрос: "Ее мама с папой все время ссорились, ей было не до улыбок", "Ей все надоело", "Она была несвободна", "Она при людях не смеялась, зато когда оставалась одна — давала себе юлю", "У нее не было близкого человека", "Она видела, что ее веселят неискренно, не от души, ее это злило", "Она была тяжело больна". Безусловно, в этих простых ответах содержится проекция травмирующих нас ситуаций, а следовательно и уникальная проективная диагностическая информация для психологов и психотерапевтов.

С помощью этой задачи можно строить не только проективную диагностику, но и коррекцию, ибо следующий наш вопрос может быть таким: "А что можно сделать, чтобы

52

Истоки волшебства

царевна улыбнулась, рассмеялась? Мы в Сказочной стране, и нам доступны самые разнообразные средства". Отвечая на этот вопрос, участники группы на метафорическом уровне расскажут нам о том, что поднимает их настроение, что их может вывести из сложных эмоциональных состояний. Без этой уникальной информации психологический процесс был бы затруднен.

Прекрасно, если сказочная задача, предлагаемая ребенку, отвечает следующим требованиям:

1. Задачу задает какое-либо сказочное существо (Фея, Волшебник, Страж Сказочных Ворот, Баба-Яга и пр.), в которого перевоплощается ведущий, или кукла (об этом речь пойдет в других направлениях сказкотерапии).

2. Сказочные задачи служат испытаниями. Например, Страж

Сказочных Ворот, встречая детей у входа в Сказочную страну, может их спросить: "Хочу я проверить тех, кто пришел сегодня ко мне в сказку. У нас здесь много непростых ситуаций, и нужно быть большими придумщиками, чтобы найти из них выход. Вот послушайте, что один раз приключилось с Иваном-Царевичем: «Ехал как-то Иван-Царевич по чистому полю. Вдруг видит — камень стоит, а от того камня три дороги расходятся. На камне том написано: "Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево пойдешь — сам погибнешь. Прямо пойдешь — ничего не найдешь" (примечание: надписи на камне можно менять и усложнять задачу). Вот вам вопрос: какую же дорогу выбрал Иван-Царевич, и почему он ее выбрал?» Дети оказываются в ситуации выбора, в которой важны: опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с Миром. Обычно дети не теряются в ситуации выбора. Чаще всего они выбирают путь "Направо пойдешь — коня потеряешь", т.к., потеряв коня, Иван-Царевич может познакомиться с другим помощником и достичь своей первоначальной цели. Некоторые, особенно изобретательные, дети говорят, что лучший путь "Прямо пойдешь — ничего не найдешь". Они утверждают, что Иван-Царевич не ищет "Ничего", поэтому если он пойдет по этому пути, он "Ни-



Направления сказкотерапии

53

чего" не найдет, но найдет многое другое. Часто дети выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора того или иного пути. Для таких занятий полезно иметь маленькие призы или жетоны, которые можно выдавать тем, кто назовет больше всего аргументов в пользу того или иного пути.

3. Ситуация не должна иметь "правильного" ответа, который известен только взрослому — ведущему.

4. Образы, герои и события задачи должны заинтриговывать ребенка, быть ему близкими.

5. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему ("зашифрованную" в образном ряде сказки). Например: преодоление препятствий (особенно если у ребенка обозначилась проблема нерешительности, страха проявить себя); взаимопомощи и взаимодействия (особенно если ребенку свойственен непро-работанный эгоцентризм), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т.п.

6. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).

Для заботливых и ищущих родителей хочу подчеркнуть, что решение сказочных задач может быть использовано не только в психолого-педагогической работе, но и на проводимых Вами детских праздниках. Ибо процесс самостоятельного решения сказочных "проблем" запоминается детьми намного лучше, чем всевозможные дорогие аттракционы, сладости и шумные игры.

Специалисты, работающие с подростками, могут использовать сказочные задачи в коммуникативных тренингах, упаковывая в сказочную форму тренинговые ситуации.

Уверена, что Вам доставит удовольствие процесс придумывания сказочных задач, а для примера приведу некоторые из них.

1. Решил Иван-Царевич поступить на слркбу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать Меч-Кладенец. А Баба-Яга очень

54

Истоки волшебства

хитрой была — всем, кто хотел поступить к ней на службу, она всякие задания придумывала. Какое задание она дала Ивану-Царевичу и почему?

2. Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти да Белый свет посмотреть. Ехал, ехал да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит — навстречу ему идет Старичок-Лесовичок, от голода спотыкается. Что делать Ивану-Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?


3. В одной сказочной стране есть Огненная река. Ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти Огненную реку? Как ты думаешь, откуда взялась такая река в этой стране?

4. Приехал Иван-Царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил Змею одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провел по ней Огненным пальцем, и голова на старое место встала. Что нужно сделать Ивану-Царевичу, чтобы он одолел Змея Горыныча?

5. Долго ехал Иван-Царевич и, наконец, приехал к замку Ко-

щея Бессмертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила невеста Ивана — Василиса Прекрасная. Но не просто войти в замок — ведь охраняет его злой бессмертный Дракон. Как Ивану-Царевичу войти в замок?

6. Шел Иван-Царевич по лесу заповедному и подошел к избушке на курьих ножках. Сказал он слова волшебные, чтобы она к нему повернулась (кстати, какие это слова?). Избушка повернулась, и вышла к нему Баба-Яга. "Ага, коли ты сам ко мне пожаловал, дам я тебе три задания. Не выполнишь — голова с плеч!" Какие задания она дала Ивану-Царевичу, и зачем ей нужно было, чтобы он делал именно это?

7. У одной сказочной Принцессы случилось несчастье — Дракон похитил ее сестру. Пошла Принцесса разыскивать свою сестру любимую. Шла через поле, шла через лес — долго шла, да всю еду, что из дома взяла, съела. Остался у нее только один пирог. Приготовилась она

Направления сказкотерапии_______________________55

покушать, как откуда ни возьмись, — прибежали Муравьи и стали у нее есть просить. Что сделала Принцесса?

8. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку?

9. Далеко-далеко, там где холодно и где живут сильные ветры, есть Туманные Горы. Тот, кто ходил через Туманные Горы, говорит, что это плохое и опасное место. Дело в том, что в этих горах живут злые Тролли. Это неприятные сказочные существа. Они очень любят путешественникам разные неприятности доставлять. То камень на голову норовят сбросить, то узкую тропинку ветками да камнями завалят. Как вы думаете, почему Тролли вредят тем, кто идет через горы? Что можно сделать, чтобы пройти через Туманные Горы?

10. В далекой Сказочной стране есть Железный лес. Как; вы думаете, кто все заколдовал и почему? Почему именно в железо все заколдовано?

11. Победил храбрый Солдат Дракона. Забрал он с собой все сокровища
, что хранились в Драконовых тайниках, и поехал домой. Он был уверен, что его приключения закончились. Но вдруг... Что могло случиться с храбрым Солдатом и почему?

12. Под землей, в горах, живут маленькие человечки с длинными бородами. Это — Гномы. Они добывают золото и драгоценные камни. Как вы думаете, что потом Гномы делают с золотом и драгоценными камнями? Расскажите подробно.

13. В одной сказочной стране жил-был старый Король. И была у него дочь единственная — красоты неописуемой. Шло время, и Король чувствовал, что у него становится все меньше и меньше сил для того, чтобы управлять страной. И решил он тогда выдать дочь замуж за человека достойного, который мог бы управлять страной вместо старого Короля. Много женихов сваталось к Принцессе, но всем она отказывала. Как; вы думаете, почему? Что хотела Принцесса? Какими качествами должен обладать тот, кто будет управлять страной вместо старого Короля?

56

Истоки волшебства

14. На одном сказочном острове жило Чудо-Юдо. Мудрые люди говорили, что раньше Чудо-Юдо было прекрасным Принцем. Как вы думаете, кто и почему заколдовал Принца? Что нужно сделать, чтобы его расколдовать?

15. На одном волшебном озере жила Царевна-Лебедь. Днем она плавала по озеру как прекрасный белый лебедь, а ночью — сбрасывала лебединые перья и превращалась в красивую девушку. Была она заколдована. Узнал об этом один Принц. И решил помочь Царевне-Лебедь. Ночью, когда царевна скинула с себя лебединые перья и превратилась в девушку, он тихонько собрал все перья и бросил в костер. Помог Принц Царевне-Лебедь или навредил? Придумайте, что случилось потом?

16. Женился Иван-Царевич на Марье Моревне. И остался у нее жить. Случилось как-то Марье Моревне по делам уехать. Перед отъездом отдала она Ивану-Царевичу ключи от всех комнат и сказала: "Ты можешь везде ходить, но только за ту маленькую дверь не заглядывай". Сказала и уехала. Что сделал Иван-Царевич? Почему нельзя было заглядывать за маленькую дверь?

17. Захотел Кощей Бессмертный жениться на Василисе Прекрасной и задумал ее похитить. Птицы лесные рассказали об этом коварстве Василисе. Стала Василиса думать, как Кощея перехитрить и себя в обиду не дать. Что придумала Василиса Прекрасная?

18. Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят,, что Баба-Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба-Яга иногда бывает злой и коварной?

19. После долгого путешествия и опасных приключений приехал Иван-Царевич домой. Заходит он во дворец — но никто его не узнает и не здоровается. Что произошло, почему никто не узнает Ивана-Царевича?