Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третий этап. Предоставление необходимой информацию. Цель состоит в том, чтобы предоставить студентам достаточно информации для выполнения практических действий на их основе.

Знакомимся (сценарий).

Четвертый этап – синтез.

Целью является практическое освоение нетрадиционных литературных

уроков.

1. Изучение повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Формат урока: нетрадиционные разговорные уроки.

Мотивация.

1. Обращаюсь к людям, которые еще не знают писателя, с которым мы начинаем знакомиться сегодня. Борис Львович Васильев. Ребята, какие у вас ассоциации появляются, когда вы слышите его имя?

2. А сейчас вопрос для тех, кто что-то уже знает о писателе и читает его работы: чем в первую очередь запомнился Вам Борис Львович, чем он привлек ваше внимания?

Учитель говорит, одновременно показывая портрет писателя.

Беседа: Посмотрите на эти фото. Что вы можете сказать о Борисе Львовиче как о человеке, как личности, обратившись только к его облику?

Рассказ учителя об авторе: Борис Львович Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом – кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие…» - его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в «Юности». Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей». Но первое произведение было о войне, о погибших девушках.

Мы знаем Бориса Львовича Васильева как писателя и сценариста, Лауреатом Госпремии СССР 1975 года. А еще он - воплощение целой эпохи, представитель «гвардии» писателей и поэтов, которые, к сожалению, покидают нас и растворяются в вечности. К счастью, не бесследно они оставили богатое наследие в виде написанных романов, рассказов, пьес.

Военная тема присутствует практически во всех произведениях Бориса Васильева. Ведь он сам прошел через ад.


В повестях «Завтра была война», «В списках не значился», в рассказах «Великолепная шестерка», «Ветеран», «Неопалимая купина» и «Вы чье, старичье?» — подлинные эпизоды Великой Отечественной войны. На основе этих произведений сняты фильмы, некоторые переснимались по нескольку раз.

Первое понимание работы. Жанр книги – история. Объем очень низкая, и вы можете прочитать все сразу. Автор намеренно извлек из своих известных военных будней все бытовые подробности, замедляющие динамику текста. Он хотел оставить только те эмоционально заряженные фрагменты, которые вызывают искреннюю реакцию читателя на прочитанное. Прозаически-реалистическое военное направление. Б. Васильев использует реальный материал для создания сюжетов и рассказов о войне.

Беседа:

-Вы прочитали дома рассказ «А зори здесь тихие…». О чем рассказывает сама история?

Определитесь с темой произведения.

- Какой эпизод произвел на вас наибольшее впечатление?

Постановка целей. Решите сами, что делать на сегодняшнем уроке. Что для нас самое главное, когда мы думаем о рассказе «А зори здесь тихие…»?.

Анализ наблюдения. В этой истории много героев, которых мы любим.

1. Старшина Васков. (Рассказ ученика о Васкове).

- Как строились взаимоотношения между Васковым и девушками?

2. Рита Осянина. (Рассказ ученика о Рите Осяниной).

- Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

3. Женя Комелькова (Рассказ ученика о Жене Комельковой).

- Почему Женя Комелькова не затаилась, а приняла смерть?

4. Соня Гурвич (Рассказ ученика о Соне Гурвич).

- Чем Соня Гурвич отличалась от всех девушек?

- Какие слова и почему произнес Васков, потрясенный гибелью Сони?

5. Галя Четвертак (Рассказ ученика о Гале Четвертак).

- Можно ли осуждать Галю Четвертак за нелепую смерть?



6. Лиза Бричкина (Рассказ ученика о Лизе Бричкиной).

- Можно ли сказать, что все девушки вели себя героически?

Слово учителя: Проблемы рассказа связаны с типичными проблемами военной прозы: жестокость и человечность, мужество и трусость, историческая память и забвение. Она также передает определенную новаторскую проблему - судьбу женщин на войне.

Напишите в тетради: На доске и в тетради описывается коллекция из трех тем: война, память и герои.

Проблема войны. Битва не выясняет, кого убить, а кому выжить, она подобна разрушительной стихии, слепой и равнодушной, так как слабые и невинные женщины погибли в результате несчастных случаев, и единственный человек остался в живых тоже случайно. Им предстоит неравная борьба, и вполне нормально, что никто не успевает им помочь. Таково условие выставки: везде, даже в тихом месте, опасно, везде ломается судьба.

Поскольку женщины - это начало всей жизни, неслучайно Борис Васильев сделал девушек героинями своих рассказов, чтобы показать, насколько жестока война. «Ненависть к убийству присуща самой сути». После смерти Сони Гурвич Васков в отчаянии думает: «А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…».

Проблемы памяти. В финале старшина в сопровождении сына Риты Осяниной приходит на место страшных событий и встречает молодых людей, которые удивлены тем, что тут, в этой глуши, происходили бои. Поэтому оставшийся в живых мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливает мемориальную плиту. Потомки будут помнить их подвиг.

Если бесстрашие и самопожертвование считать героизмом, то только смерть Жени Комельковой можно назвать истинным героическим поступком. Но высшим и истинным героизмом всех девушек было то, что они встали на пути не только 16 диверсионных активистов, но и фашизма, посмотрели смерти в глаза в возрасте 19 лет и не присоединились к «скорлупе» собственной жизни, когда волна войны захлестнула их родину. Когда на родину приходит беда, не стойте в стороне, не думайте только о себе без лишних слов, выполняйте тяжелую «военную» работу по сохранению человеческих качеств в борьбе с врагом - это обычный и настоящий героизм на войне.


Концептуальное осмысление.

Беседа:

- Как вы понимаете смысл названия повести?

- Конечно, каждый читатель самостоятельно подводит итог моральным последствиям рассказа. Однако многие, кто внимательно прочитал эту книгу, согласятся, что речь идет о необходимости сохранения исторической памяти. Мы должны помнить о невообразимых жертвах, на которые добровольно и сознательно пошли наши предки во имя мира на Земле. Они влились в кровопролитную битву за уничтожение не только оккупантов, но и самой концепции фашизма, лживой и нечестной методологии, сделавшей допустимым обилие небывалых злодеяний против прав человека и его свобод. Память необходима, чтобы русский народ и его не менее храбрые соседи понимали свое место в мире и его современной истории. Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети сумели сплотиться ради всеобщей задачи: возвращения мирного неба над головой. Таким образом, сегодня мы можем повторить это партнерство с тем же великим посланием добра и справедливости.

Письменная работа малой формы: постарайтесь выразить ваши впечатления от повести Б. Васильева в небольшой письменной работе. Напишите небольшое сочинение по повести «Хочу рассказать о…».

  1. Далее у нас идет изучение рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Форма урока: нетрадиционный урок-спектакль.

Действующие лица:

- Андрей Соколов нынешний;

- Андрей Соколов в прошлом;

- Ваня (мальчик 6-7 лет);

- Первый заключенный;

- Второй заключенный;

- Комендант лагеря Мюллер;

- Конвоир;

- Фашист за столом;

- Жена Андрея Соколова Ирина.

- Сын Андрея Соколова Анатолий;

- Две дочери Андрея Соколова.

Техническая поддержка: осветители, работники сцены, ответственный за фонограмму.


Оборудование: лавка (для первой части сцены), деревья из картона, 2 лавки, фонарь, стол, 3 табуретки, 2 прожектора, 2 ширмы, 2 темных покрывала, костюмы героям, сервировка для стола. Сценарий урока- спектакля предоставлен в Приложении 1.

Концептуальное осмысление: Зрители делятся своими впечатлениями об увиденном, задают вопросы актерам.

Домашнее задание: написать отзыв о спектакле.

  1. Далее у нас идет изучение повести Э. Казакевича «Звезда».

Форма урока: нетрадиционный урок-квест.

Персонажи: ученики 8 – 9 класса.

Майор Воронин, Катя, Куприянов, 2 немецких разведчика, Мещерский.

Техническая поддержка:

Оборудование: проектор, 3 стола, стулья, костюмы персонажей, военная атрибутика (можно позаимствовать из кабинета ОБЖ), пилотки для участников, погоны на липучках.

Оформление класса: оформление помещения должно максимально соответствовать военному времени.

Сценарий урока – квеста предоставлен в Приложении 2.

Далее педагогический эксперимент с целью проверки гипотезы исследования был проведен в 5 -9 классах Саха политехнического лицея г. Якутска. Основные методы сбора данных – включенное наблюдение, анкетирование и анализ анкет.

Цель педагогического эксперимента. В процессе экспериментального преподавания нами была проведена нетрадиционные формы уроков литературы по произведениям о Великой Отечественной Войне.

Основные задачи, которые были решены во время эксперимента:

1. На констатирующем этапе было проведено анкетирование с целью проверки заинтересованности учащихся в теме «героика и трагедия Великой отечественной войны.

2. На формирующем этапе нами проведены три урока на тему «Героика и трагедия Великой Отечественной войны» по произведениям Э. Казакевича «Звезда», М. Шолохова «Судьба человека» и Б. Васильева «А зори здесь тихие…». В процессе уроков были учтены основные особенности восприятия литературного произведения в зависимости от формы урока. Все уроки были проведены в 5 - 9 классе.