Файл: Мед. Курсовик быстро, дешево, надежно!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сестринское дело требует от медицинской сестры постоянного повышения уровня профессиональной компетентности и совершенствования знаний, умений и навыков. Опираясь на учебные пособия, современные технические средства обучения, старшие медицинские сестры сумеют управлять процессом обучения медицинских сестер в лечебно-профилактических учреждениях, направлять познавательную деятельность каждой из них, что должно обеспечить высокое качество обслуживания пациентов.

По мнению автора, если целью обучения медицинских сестер являются знания - сведения, то для усвоения материала можно ограничиться лекционными занятиями с последующей самостоятельной проработкой. Напротив, если целью изучения является формирование качественных знаний-умений, то она может быть достигнута только на практических занятиях. Практические занятия тоже не всегда обеспечивают управление с обратной связью, однако какая-то часть медицинских сестер, на каждом практическом занятии получает необходимое индивидуальное руководство. С этой точки зрения очень выигрышным является обучение в «малых группах». Возможна парная форма обучения, групповая, коллективная. Парные и групповые формы обучения традиционны. Коллективное обучение состоит в том, что учащиеся работают друг с другом в парах. Состав пар постоянно меняется. Допустим, в каждой паре есть спрашивающий и отвечающий. При изменении состава пар каждый обучающийся войдет в новую пару. Изменятся роли, отвечающий станет спрашивающим, а спрашивающий - отвечающим. При такой организации занятий каждый работает с каждым и может чему-то научиться: то, что знает один, будут знать все. Коллектив обучается под руководством квалифицированной медицинской сестры, владеющей знаниями основ педагогики [40].

Пшеничная Л.Ф. предлагает четыре педагогические функции медицинской сестры в сестринской практике [40]:

. Гностическая - прежде чем приступить к выполнению медицинских процедур, медсестра изучает режим труда и отдыха, домашние условия, поведение пациента, то есть проводит сестринское обследование. В ходе беседы медицинская сестра использует четыре основных метода ведения беседы: прямой вопрос, незавершенный вопрос, определение проблемы, решение проблемы.


. Информационная функция - объяснение, консультации, беседы - это те методы работы медсестры, которые она использует в своей ежедневной деятельности при уходе за пациентами, в профилактической работе.

. Инструктивно-методическая функция - это обучение пациентов приемам самоухода, способам приема различных процедур, консультации (индивидуальные, групповые по вопросам ухода, самоухода, профилактики вредных привычек, различных заболеваний), демонстрация последовательности всех операций, составляющих то или иное сложное действие, способ деятельности для пациента при самоуходе или родственников пациента при уходе за ним медицинская сестра использует разнообразные методы и средства для реализации поставленных целей.

. Коррективная и контрольная - показатели контроля служат главным основанием для суждения о результатах проведенного сестринского процесса. «Обратная связь» позволяет оценивать динамику состояния пациента, внести соответствующие коррективы.

На практике профессиональной деятельности медицинской сестры необходимы знания по применению существующих педагогических технологий обучения пациентов мерам профилактики заболевания. Особенность лечения многих хронических заболеваний состоит в том, что пациенту приходится в течение длительного времени, а иногда пожизненно самостоятельно проводить множество различных процедур и выполнять рекомендации. Для этого ему необходимо быть хорошо осведомленному о своём заболевании, и уметь самостоятельно менять тактику лечения в зависимости от конкретной ситуации. Для того чтобы правильно обучать пациента необходимо перенести в медицину принципы педагогики.

Для получения оптимального результата обучения необходимы:

 адекватное определение целей обучения;

 соответствующий отбор и обработка содержания;

 умелое использование всего спектра методов обучения, особенно активных.

Любая деятельность начинается с определения цели.

Цель - это ожидаемое желаемое состояние системы, обязательно предполагающее достижение заранее определенного результата.

При разработке целей обучения следует учитывать следующие принципы:

 жизненность - соответствие потребностям;

 реальность - соответствие исходному уровню знаний;

 диагностичность - цель формулируется таким образом, что можно объективно определить степень ее достижения, то есть существует возможность точной проверки степени ее реализации.

Соблюдение перечисленных выше принципов позволяет планировать качество с самого начала обучения. При планировании и реализации плана процессом обучения необходимо управлять. При этом необходимо помнить, что пациент при практической деятельности в 6-7 раз воспринимает полученную информацию эффективней, чем при проведении занятий в виде лекций, эффективность обучения более высока при практической деятельности. Информационная перегруженность выключает внимание пациентов и формирует негативное отношение к обучению.



Для осуществления обратной связи с пациентом необходим контроль. Понятие контроля, определение подготовки пациента к обучению, его заинтересованность, участие в процессе обучения. Необходимо использовать все этапы контроля: контроль исходного уровня знаний и умений, текущий контроль для оценки усвоения материала и итоговый контроль полученных пациентом знаний и умений. Успех обучения будет зависеть от формирования у пациента мотивации. Чем выше мотивация , тем эффективнее стремление пациента обучаться и выполнять необходимые действия. При проведении обучения необходимо включение элементов похвалы и одобрения, а также коррекцию неправильных ответов . Педагогические принципы обучения строятся на доступном изложении материала, активном участии пациента в тренировке и повторении узнанного. При проведении занятия необходимо создание открытой и доверительной атмосферы, в которой у пациента не должно сложиться ощущение себя недостаточно понимающим в восприятии полученной информации или слишком медлительным при практических занятиях.

По мнению Пшеничной Л.Ф., обучение пациентов можно разделить на групповое и индивидуальное [40]:

Групповое обучение больных имеет ряд ощутимых преимуществ. Обучение в группе создает определённую атмосферу, помогающую воспринять болезнь в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты имеют возможность обменяться опытом, получить поддержку, наблюдать положительную динамику в течение заболевания на примере других людей. В группе усиливается эмоциональный компонент обучения, что улучшает восприятие и повышает согласие больных с лечением. Оптимальным вариантом является группа численностью 5-7 человек. Однако групповое обучение не должно исключать индивидуальной работы с пациентами. Все рекомендации даются не в форме жесткого ограничения привычек и образа жизни пациента, а в виде поиска путей максимально большей независимости от заболевания при поддержании хорошего качества лечения. Вот почему обучение более всего эффективно при проведении его врачом или медицинской сестрой. Автор считает, что очень часто медицинский персонал интересуются лишь предметным содержанием обучения и практически не фиксирует своего внимания на том, как проводить занятие, то есть на самой методике. Чтобы вовлечь пациентов в активную работу на занятии, обучающему персоналу необходимо найти к каждому свой подход. В этих условиях возрастёт роль активных методов, средств и приемов обучения.


Индивидуальное обучение осуществляется в виде подхода на групповых занятиях, который может помочь медицинскому работнику использовать качество восприятия и заинтересованность каждого участника. Пациентов, положительно и с готовностью воспринимающих содержание занятия, следует стимулировать к формулированию важных выводов и подключать к обсуждению для подтверждения правильной точки зрения. Нелегко подключить к работе группы робких, стеснительных людей, для укрепления в них чувства уверенности рекомендуется напрямую задавать им легкие вопросы, на которые они обязательно смогут ответить. Наибольшую трудность для обучающего персонала представляют пациенты, демонстративно отвергающие процесс обучения и проявляющие - иногда весьма активно - свое недоверие к персоналу. В подобных ситуациях прекрасные результаты можно получить, если суметь подчеркнуть индивидуальный опыт пациента. Подобный подход оправдывает себя и при работе с незаинтересованными пациентами. Рекомендуется поощрять их задавать вопросы или приводить примеры из собственного опыта. Так, если в группе обучения присутствует пациент, оспаривающий какие-либо высказывания, необходимо спокойно обосновать медицинскую, точку зрения и постараться, чтобы аргументы спорщика были опровергнуты другими пациентами.
Навыки, необходимые медицинской сестре для консультирования и обучения пациентов. Во время своей повседневной работы сестра постоянно общается с большим количеством людей. Навыки общения в сестринском деле не являются чем-то само собой разумеющимся. Существуют различия между ежедневным житейским и целенаправленным профессиональным общением. Каждый раз, встречаясь с пациентом, необходимо помогать ему решать возникающие проблемы, отвечать на вопросы, давать своевременные и грамотные советы. Пациенты часто сомневаются в правильности своих действий, легко теряют уверенность в себе. Медицинским сестрам необходимо умение ободрять и проявлять теплоту, возвращая пациентам утраченную уверенность.
При разговоре с пациентом важно уметь выслушать и дать почувствовать, что он Вас интересует. При умелом поведении сестры беседа позволяет человеку ощутить и осознать свои проблемы более четко, что позволяет выбрать наиболее разумный путь их решения.

Во второй главе дипломной работы, были выделены особенности формирования функционирования деловых качеств медицинской сестры на профессиональном уровне. Исследованием литературных источников удалось установить, что множество современных специалистов, изучая профессиональную компетентность, заявляют основную цель, которая заключается в процессе выявления основных механизмов формирования продуктивного практического мышления.


В современной действительности профессиональная компетентность представляет собой определенную структуру. Основными компонентами этой структуры исследователи предлагают считать качествами медицинской сестры-координатора. Высоким уровнем компетентности исследователи считают компоненты структуры, которые осуществляют не только когнитивные возможности специалиста, а по большей части, его коммуникативные и креативные умения и навыки, проявляющиеся в прогнозе и моделировании развевающих процессов коллективного взаимодействия. В профессиональной деятельности медицинской сестры необходима компетентность по применению существующих педагогических технологий обучения пациентов профилактическим мероприятиям по предупреждению заболевания.

атеросклероз медсестра пациент