Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Литературный материал для развития движений с речью

Песенки и потешки: «Солнышко-ведрышко!» (рус), «Буренушка» (рус), «Пастух» (рус), «Наши уточки» (рус), «Ай, ду-ду» (рус), «Друзья-помощники» (pyc.)f «Тили-бом» (рус), «Совушка» (рус), «Петушок» (рус.), «Гуси вы, гуси» (рус), «Божья коровка» (рус), «Отличные пшеничные» (шведск., в обр. И. Токмаковой), «Маленькие пастухи» (шведск., в обр. И. Токмаковой), «Едем едем на лошадке» (шведск., в обр. И. Токмаковой).

A. Барто «Кто как кричит»;

B. Берестов «Мишка, мишка, лежебока»;
Г. Ладонщиков «Помощники весны»;

C. Маршак «Тихаясказка», «Перчатки» (пер. с англ.),
«Кошкин дом»;

С. Михалков «Песенка друзей» и др.

ИГРА

На втором этапе обучения, как и на первом, проводятся игры с песком, водой, различным природным, бросовым материалом и бумагой. Эти игры проводят учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, которые используют их в процессе различных занятий с детьми. Они проводятся на подгрупповых занятиях по формированию представлений об окружающем, на занятиях по развитию речи и формированию элементарных математических представлений, занятиях по труду и т. п. Эти игры используются также в индивидуальной работе (с одним-двумя детьми). (В данном разделе они отдельно не представлены, а включены в различные разделы программы на втором этапе обучения.)

Учитель-дефектолог проводит сюжетно-ролевые игры с подгруппами детей численностью 3—5 человек объединяя их по уровню интеллектуального развития, а в ряде случаев и по игровым интересам, исходя из особенностей взаимоотношений между ними и педагогических задач нравственного воспитания.

В процессе индивидуальной работы учитель-дефектолог исходит из особенностей развития игровой деятельности детей. Он уточняет, расширяет наиболее значимые для данной игры моменты: речевое развитие ребенка, формирование у него отдельных игровых действий, моделирование взаимоотношений со взрослым и со сверстником.

Воспитатели продолжают формировать игровые навыки, расширяя, уточняя и совершенствуя их. Они также объединяют детей в группы разной численности для совместных игр, привлекая для этого детей с различным уровнем игровых навыков и речевого развития.

В групповой комнате выделяется место для сюжетно-ролевых игр. Оно может состоять из обязательной ч
асти — кукольного уголка, который оформляется в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами. Содержание кукольного уголка меняется по мере того, как дети осваивают различные игровые действия с куклой. Кроме того, содержание кукольного уголка зависит от ситуаций различных сюжетно-ролевых игр, в которые дети играют. Необходимым компонентом сюжетно-ролевых игр является оборудование той игры, которая в данный момент ими проигрывается. Эта игра разворачивается в удобном месте и остается стационарно развернутой на весь период игры, чаще всего на один-два месяца. По мере освоения другой сюжетно-ролевой игры, которую дети осваивают совместно со взрослыми, предыдущая игра сворачивается, но остается еще в поле постоянного внимания детей. Оборудование остальных сюжетно-ролевых игр, в которые дети уже играли, располагается в доступном для них месте на специальных стеллажах в специальных ящиках, коробках с характерными символическими изображениями либо в специальных прозрачных саше на стене групповой комнаты.

На втором этапе обучения дети продолжают активно играть в театрализованные игры, которые организуются взрослыми совместно с детьми.

Для проведения театрализованных игр используются песенки и потешки, кумулятивные сказки авторские сказки, сказки-импровизации, сюжет которых отражает простейшие ситуации, направленные на режиссерские игры с образными игрушками, на игру-драматизацию. Театрализованная игра может проводиться на основе проигрывания ситуации, создающейся совместно детьми и взрослым и разыгрываемой без предварительного ознакомления детей с потешкой, песенкой, сказкой.


Сюжетно-ролевая игра

Педагогический замысел:

  • развивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со взрослыми и другими детьми;

  • организовывать условия для игры: подбор и изготовление атрибутов, расположение их в пространстве для игры и т. п.;

  • разнообразить действия с куклой и другими образными игрушками;

  • поощрять самостоятельное желание играть в знакомые игры;

  • учить использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы;

  • продолжать учить воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий, направленных на мытье кукол, раздевание и одевание, сервировки стола кукольной посудой, уборку постели, застилку коляски и т. п.;

- учить выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, по несложному словесному заданию;

— стимулировать и поощрять речевую активность в процессе игр;

— формировать представления об отражаемой области действительности, пригодные для игры;

— воспитывать адекватное отношение к ролевым действиям, учить понимать смысл действий того или иного персонажа в соответствии с ситуацией игры;

— закреплять знакомые ролевые действия в соответствии с содержанием игры и умение переносить эти игровые действия на различные ситуации, тематически близкие уже известной игре;

учить располагать атрибуты игры в пространстве комнаты, в игровом уголке, на плоскости стола и т.п.;

— адекватно, в соответствии с функциональным назначением использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;

— выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции;

— вызывать потребность в общении, используя рак речевые, так и неречевые средства общения;

— использовать в ходе игры различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

— производить простейшие действия с воображаемыми объектами по подражанию действиям взрослого;

— совместно со взрослым или по подражанию ему создавать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр;


  • использовать в процессе ролевых и сюжетно-ролевых игр продукты собственной конструктивной, трудовой и изобразительной деятельности;

  • брать на себя роль, называя себя по имени персонажа, и действовать в соответствии с нею при активной помощи взрослого;

  • учить понимать намерения, мотивы поведения персонажа (овладевать техникой перевоплощения);

  • играть совместно со взрослыми, детьми в строительно-конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр простые игрушки, машинки, украшения с помощью взрослого;

  • учить взаимодействовать с игровым персонажем, учитывая игровую программу партнера;

  • отражать в играх приобретенный жизненный опыт, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно;

  • передавать характер персонажа, используя движения, изобразительные жесты и речь, при активной поддержке взрослого;

  • использовать основные игровые навыки в новой игре;

  • изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого.

Оборудование и материалы:

  • куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы);

  • одежда для кукол;

  • оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер и т. п.;

— мягкие модули;

— крупный деревянный строительный материал;

- стационарный автобус из фанеры, картона или пластика (он имеет ограничения с трех сторон, а с Четвертой открытый проем — дверь, внутри такого автобуса устанавливаются руль, сиденья — стулья);

— знаки «автобусная остановка», «пешеходный переход», «осторожно, дети» и т. п.;

— игрушечный светофор;

- специальная дощечка с указанием остановки и приспособлением для картинки, означающей название остановки (вывески);

— картинки со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т.д.;

— стационарный прилавок;

— деньги из бумаги, картона, пластика и др.;


— касса и чеки;

— кошельки;

— сумки для покупателей;

— весы;

—счетная машинка (игрушечный или настоящий калькулятор);

— халаты для продавцов, парикмахера, врача, медсестры;

- туалетный столик с зеркалом;

— умывальник;

— полотенца;

— большой и маленький фен;

— набор салфеток;

— пелерина;

— туалетные принадлежности: одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы);

— ножницы;

  • набор для бритья (все сделано из картона используется детский набор «Парикмахер»);

  • расчески;

  • щетки;

  • бигуди;

  • ленты;

  • альбомы с образцами причесок;

  • наборы «Детский парикмахер», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Регулировщик»;

  • сумка врача;

  • трубка-фонендоскоп;

  • шпатель для осмотра горла;

  • градусники;

  • шприцы;

  • вата;

  • набор лекарств: йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала);

  • грелки;

  • бланки рецептов и т. п.

Примерный перечень игр

Игра «Дочки-матери»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «У нас в гостях кукла Катя», «Кукла хочет спать», «Завтрак куклы Маши», «День рождения медвежонка», «Прогулка малышей», «Купание малышей-голышей», «Стирка», «Праздник елки», «Оденем доченьку на прогулку», «Кукла Катя проснулась», «Поездка в гости на автобусе».

Игра «Семья»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «Утро в семье», «Обед в семье», «Вечер в семье», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка дома», «К нам пришли гости», «День рождения дочки».

Игра «Автобус»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Едем в школу»»

«Едем в парк», «Катаемся по городу», «Едем в гости», «Едем в театр».

Игра в магазин»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», Хлебный магазин», «Магазин одежды».

Игра «Парикмахерская» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)», «Папа ведетсына в парикмахерскую (игры с куклой)», «Едем на автобусе в парикмахерскую», «Делаем прически к празднику» и т. п.

Игра «Доктор»

Возможные варианты развития сюжетов игры: «На приеме у врача в медицинском кабинете», «Кукла Катя заболела», «Осмотр у врача», «В процедурном кабинете», «На приеме у врача в поликлинике», «Мама вызывает врача на дом», «Врачи "скорой помощи едут лечить Катю», «Скорая помощь увозит Катю в больницу