ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 365
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа»;
Н. Павлова «Земляничка»;
Н. Подлесова «Трусливый огурчик»;
Г. Сапгир «Часы»;
Г. Скребицкий «Снеговики»;
В.Сутеев «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Петух и краски»;
Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»;
К. Ушинский «Спор зверей», «Утренние лучи», «Еж и заяц»;
К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Фе-дориногоре», «Телефон», «Муха-цокотуха»;
Ю. Яковлев «Умка».
труд
Трудовое воспитание на третьем этапе направлено на совершенствование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, а также на овладение хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе и ручным трудом.
Коррекционная работа по трудовому воспитанию на третьем этапе осуществляется при подготовке и в ходе различных занятий, на специальных занятиях по данному разделу, а также в процессе индивидуальной работы.
Обучение различным видам труда детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью проводится воспитателями. Педагоги активно вовлекают детей в посильный повседневный самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд. Обучение хозяйственно-бытовому и ручному труду ведется, как и на предыдущих этапах, по подгруппам.
Педагогический замысел:
-
продолжать воспитывать доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказать помощь друг другу, взрослым, то есть всем, кто в этом нуждается; -
учить выполнять хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с заранее намеченным планом по образцу и по словесной просьбе взрослого; -
совершенствовать трудовые действия детей; -
совершенствовать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения трудовых действий;
-
продолжать учить раздеваться и одеваться самостоятельно, с частичной помощью взрослого и помощью друг другу; -
закреплять навыки аккуратного складывания вещей в шкафчики, соблюдения в нем порядка, учить приборке вещей в шкафчике;
— учить детей наводить порядок в собственной одежде (чистить щеточкой обувь, чистить щеткой одежду, стирать мелкие личные вещи, складывать одежду и т. п.);
-
совершенствовать навыки пользования носовым платком и личной расческой; -
учить расстилать и заправлять постель (расправлять простыню, аккуратно класть подушку и т. п.) с частичной помощью взрослого; -
формировать умение учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них; -
расширять навыки применения разнообразных предметов-орудий для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении, на прогулке; -
продолжать формировать навыки уборки игровых уголков на основе совместного планирования действий вместе со взрослым (протирать пыль, пользоваться пылесосом с помощью взрослого, расставлять игрушки на полках, мыть игрушки и т. п.); -
совершенствовать умение накрывать на стол по заранее намеченным этапам (вместе со взрослым); -
продолжать учить готовить место для занятий с природным материалом, бумагой и т. п.; -
воспитывать желание и формировать умение оказывать помощь взрослому в приготовлении пищи (салатов, винегретов, бутербродов, печенья и др.); -
воспитывать желание трудиться на участке детского сада, поддерживать порядок на игровой площадке (убирать опавшие листья, сгребать снег, посыпать дорожки песком, подметать мусор, вскапывать грядки и клумбы совместно со взрослыми и т. д.); -
воспитывать бережное отношение к результатам человеческого труда (предметам быта, одежде, игрушкам и т. п.); -
воспитывать интерес к изготовлению различных поделок из бумаги, природного, бросового материала, ткани и ниток;
— совершенствовать приемы работы с бумагой, картоном, природным материалом;
-
развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок; -
учить индивидуально работать на ткацком станке;
-
учить сшивать крупными иголками (деревянной, пластмассовой) различные детали из картона, бумаги, пластика и т. п.; -
учить пользоваться ножницами (индивидуально); -
формировать умения заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирать необходимые орудия и материалы для труда;
— развивать планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления различных поделок, хозяйственно-бытового труда.
Оборудование и материалы:
-
детские наборы бытовых инструментов; -
фартуки; -
предметы личной гигиены; -
разбрызгиватели воды; -
палочки для рыхления; -
детские ведра; -
щетки-сметки; -
лейки; -
клеенки; -
тазики; -
стеллаж для развешивания мелкого белья; -
прищепки; -
детские бытовые приборы-игрушки (пылесос, стиральная машина, миксер, швейная машинка и др.); -
тазики; -
рамки Монтессори; -
деревянные и пластмассовые крупные иголки;
-
шнуры, нитки (мулине и т. п.); -
картон; -
различная бумага (тонкая, бархатная и др.); -
природный материал (шишки, желуди, листья, соломка и др.)» -
бросовый материал (скорлупа, нитки, обрезки кожи и т. п.); -
ткани различной фактуры; -
детские ткацкие станки; -
ножницы (детский вариант); -
детские инструменты из дерева и пластмассы (молоток, отвертка, гаечный ключ и др.); -
грабли; -
лопаты; -
детские носилки (для уборки листьев и др.); -
разделочные доски; -
наборы формочек для теста; -
приспособления для проведения ремонта детских книг (элементарные материалы для картонажных работ).
Содержание
Раздевание и одевание
Привлечение внимания детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. д.), исправлять непорядок в одежде по словесной просьбе взрослого и самостоятельно.
Игры на определение порядка и непорядка в одежде, на соотнесение одежды по различным признакам (одежда для сна, для прогулки; обувь для дома, для улицы и т. п.).
Расстегивание застежек на «липучках», пуговицах, молниях, расшнуровывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно.
Застегивание застежек на «липучках», пуговицах, молниях, зашнуровывание и завязывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно.
Раздевание и одевание одежды в определенной последовательности с ориентировкой на словесную инструкцию взрослого, по последовательным картинкам и пиктограммам.
Умывание
Подворачивание рукавов одежды перед умыванием по образцу и по словесной просьбе взрослого, помогая друг другу, обращаясь за помощью к взрослому и другим детям.
Умывание лица, рук в определенной последовательности. Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (твердое мыло, жидкое мыло во флаконе с дозатором, полотенце). Пользование бумажными полотенцами (отрывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину). Выбор полотенца по символу. Пользование развернутым полотенцем для вытирания после умывания. Вытирание рук и лица насухо.
Элементарные гигиенические процедуры.
Причесывание
Пользование индивидуальной расческой. Расчесывание волос перед зеркалом. Помощь друг другу во время причесывания, обращение за помощью к взрослому в случае необходимости.
Уход за носом и ртом
Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды или в специальную сумочку-кошелек.
Сморкание в развернутый платок, складывание его в кармашек.
Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта после еды салфеткой.
Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой. Чистка зубов с нанесением зубной пасты на щетку, полоскание рта и мытье зубной щетки после чистки зубов (ориентировка на картинки, изображающие последовательные действия, на пиктограммы). Полоскание рта после еды.
Туалет
Своевременное пользование туалетом, посещение туалета перед занятиями, перед прогулкой (при необходимости). Пользование туалетной бумагой, мытье рук после туалета.
Прием пищи
Поведение во время еды. Держание ложки, вилки (индивидуально), чашки; брать в ложку, на вилку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.
Хозяйственно-бытовой труд
Поддержание порядка в групповой комнате.
Уборка постелей.
Мытье и протирание различных игрушек.
Стирка мелких вещей.
Уборка в игровых уголках.
Уход за растениями, рыбками и животными в уголке природы.
Ремонт игрушек и игровых атрибутов (совместно со взрослым).
Подготовка столов к приему пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Уборка на участке детского сада.
Приготовление еды совместно со взрослыми: приготавливать необходимые для этого кухонные приборы (доски, скалки, формочки, противень), раскатывать тесто на доске, вырезать формочками из теста печенье, класть готовые печенья на противень, намазывать пластмассовым ножом масло, крем на булку, печенья, резать пластмассовым ножом фрукты (бананы, яблоки), натирать на терке яблоко, отваренную морковь и т. д.
Труд в природе
Весной вместе с детьми подготавливать к посадке семена, грядки (вскапывать землю, рыхлить, помогать взрослым сажать рассаду, поливать всходы).
В летний период окучивать растения, поливать их, пропалывать, рыхлить землю, использовать определенные детские орудия труда в процессе работы на участке детского сада, в природном уголке.
В конце лета собирать урожай на участке, в парнике, срезать цветы и т. д.
Подготавливать землю к зиме (перекапывать ее, рыхлить).
Сажать вместе со взрослыми саженцы растений.
Заготавливать корм для зимующих птиц (ягоды рябины, шиповника и других растений). Изготавливать кормушки для птиц совместно со взрослыми.
Кормить зимой птиц, класть корм в кормушки,
разбрасывать на специальных стеллажах и т. п.
Кормить рыбок и птиц в уголке природы и т. п.
Ручной труд
Поделки из природного материала (шишек, желудей, бересты, листьев, древесных грибов и т. п.).
Поделки из бросового материала (катушек, скорлупы орехов, скорлупы яиц, перышек, картонной тары, мочала и т. п.).
Разрезание бумаги по прямой намеченной линии.
Вырезание геометрических фигур по прямым линиям: прямоугольник, квадрат, треугольник.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой и театрализованной игры (программки и билеты для театрализованных представлений, атрибуты для игр «Магазин», «Аптека», «Доктор» и других из специального теста, глины, пластилина, бумаги и иного материала).
Поделки из бумаги (оригами, изготовление сумочек, кошельков, тетрадок, книжек-самоделок и т. п.).
Поделки из бумаги, выполненные посредством складывания и плетения (конверты для детских работ, салфетки и коврики для кукол).
Прошивание шаблонов (сумка, платье, кошелек, очечник, папка) иголкой с толстой нитью с предварительным прокалыванием дыроколом основы для работы.
Поделки из коробочек (мебель для кукол, пеналы и т. д.).
Ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр совместно со взрослыми.
Работа на детских ткацких станках (индивидуально).
Литературный материал, используемый в процессе формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков в различных видах труда: «Валенки» (рус), «Солнышко-ведрышко!» (рус), «Отличные пшеничные» (шведск. песенка в обр. И. Токмаковой), «Ласковые песенки» (азерб.).
Я. Аким «Мама»;
3. Александрова «Постройка», «Большая ложка»;
A. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»;
Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Не мешайте мне трудиться»;
П. Воронько «Обновки»; О. Высотская «Тихий час»; Ш. Галиев «Баю-баю»;
B. Данько «Нет, я не шучу»;
C. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает», «Все спят»;
Н. Калинина «Помощники»; А. Кардашова «В детский сад», «Уборка»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Кригер «На прогулку»;
Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная» «Помощники весны», «Я под краном руки мыла...»;
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
Э. Мошковская «Уши»;
И. Муравейка «Я сама»;
Н. Найденова «Наши полотенца»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»;
Н. Полякова «Доброе лето»;
В. Руссу «Моя мама»;
Н. Саконская «Где мой пальчик?», «Иголка, иголка»;
Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру»;
Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»;
П. Чайников «Мой сын»;
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
На третьем этапе обучения детей объединяют игровые интересы, в игре возникают партнерские отношения, поэтому социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания педагогов. Взаимодействие взрослого с детьми строится с учетом интересов каждого ребенка и детского сообщества в целом. Здоровых детей в это время интересует их собственная жизнь во временном аспекте (что было, что будет, каким он будет и т. д.), жизнь людей в прошлом и будущем, другие планеты и пр. У детей с интеллектуальной недостаточностью такая направленность выражена очень слабо, поэтому развитие познавательных интересов ставится в центр всей коррекционно-развивающей работы по данному разделу.
В процессе формирования представлений об окружающем мире дети овладевают познавательными установками «Что это такое? », «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой? »с акцентом на последний. На основе выделения функциональных, пространственных и качественных признаков объектов ребенок сравнивает их, классифицирует, делает элементарные обобщения.