Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На третьем этапе занятия по ознакомлению де­тей с окружающим проводит учитель-дефектолог один раз в неделю по подгруппам. Однако задачи этого раздела решаются и в повседневной жизни, в ходе общения детей со взрослыми, на других заня­тиях.

В процессе ознакомления детей с миром людей, миром предметов и миром природы широко исполь­зуются разнообразные методы и приемы обучения в различном их сочетании. Прежде всего это эле­ментарные опыты, упражнения, практические ори­ентировочно-исследовательские действия с предме­тами, наблюдения, показ натуральных предметов и их моделей, показ видеоматериалов, кинофильмов, диафильмов, фотографий, иллюстраций, картин и картинок, которые сочетаются со словесными объяс­нениями, рассказом педагога или беседой, чтением художественной литературы.

На третьем этапе еще большее значение приоб­ретают экскурсии, которые проводят как педагоги дошкольного учреждения, так и родители. Они рас­ширяют возможности познания детьми объектов и явлений социальной и природной действительно­сти в естественных условиях их существования. Большую/ценность для закрепления представлений об окружающем имеет труд в уголке природы и на участке (например, подготовка грядки к посеву се­мян, выращивание и посадка рассады овощных куль­тур и цветов, полив растений, уборка урожая и т. п.).

Содержание раздела на третьем этапе также не­посредственно связано с игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой деятельностью детей, работой по формированию элементарных математических представлений и развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Дети совместно со взрослыми учатся планиро­вать свою деятельность в течение дня, с этой целью используется стенд «Календарь наших дел».

Педагогический замысел:

  • развивать познавательный интерес к окружа­ющему социальному, предметному и природному миру и познавательную активность;

  • пробуждать элементарную любознательность, желание наблюдать за изменениями, происходя­щими в окружающем;

  • продолжать формировать познавательную ус­тановку «Почему это происходит? Почему он такой (по цвету, форме, размеру и т. д.)?»;

  • знакомить с занятиями и трудом взрослых;

  • укреплять образ Я, расширять представления о собственных возможностях и умениях и успехах других детей;

  • привлекать внимание детей к различным ви­дам социальных отношений, передавать их в роле­вых и театрализованных играх;

  • развивать способность выражать свое настро­ение, потребности с помощью пантомимических, мимических и других средств;

  • развивать стремление передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

  • расширять и углублять представления о раз­ных местах обитания и образе жизни, способах пи­тания животных и растений;

  • формировать умение устанавливать причин­но-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в жи­вом и растительном мире и др.;

  • продолжать знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и прак­тического экспериментирования;

  • расширять и закреплять представления о пред­метах быта, необходимых в жизни человека (одеж­да, обувь, мебель, посуда и др.);

  • расширять и закреплять представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятель­ность людей, транспорт и др.);

  • углублять и расширять представления о явле­ниях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), се­зонных и суточных изменениях (лето — зима, вес­на — осень, день — ночь, утро — вечер); связывать их с изменениями в жизни людей, животных, ра­стений;

  • продолжать формировать экологические пред­ставления, знакомить с функциями человека в при­роде (потребительской, природоохранной, восстано­вительной);

  • продолжать развивать сенсорноперцептивную способность: выделение знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус (исхо­дя из целесообразности и безопасности);

  • знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, Рождество, Пасха, Масленица, проводы осени, спортивный праздник);

  • знакомить с художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.);

  • развивать восприятие, внимание, память, мыш­ление (аналитико-синтетическую деятельность, опе­рации сравнения, классификации, обобщения).


Оборудование и материалы:

фотографии каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных; фотографии, сделанные во время режимных моментов, праздников, экскурсий, игр и т. п.;

  • картинный материал, отражающий эмоцио­нальный, бытовой, социальный, игровой опыт де­тей;

  • «Календарь наших дел». В групповой комна­те или раздевалке, то есть в месте, удобном для сво­бодного подхода детей, размещается стенд в виде плоскостного изображения дома с окнами, или ко­рабля с иллюминаторами, или дерева с гнездами, или самолета с иллюминаторами, или другое изоб­ражение, доступное для понимания детей. Внутри каждого окна, иллюминатора, гнезда располагают­ся фотографии детей в полный рост в нарядной одежде с любимой игрушкой в руках. Размеры фо­тографий 9x13 или 10 х 15 см. Окошечки для фо­тографий закрываются ставнями, на внутренней стороне которых имеется специальное приспособ­ление для крепления необходимых символов. Эти стенды становятся предметом ежедневного наблю­дения, ориентировки детей в режимных моментах, в занятиях, то есть наполняются тем содержанием, которое составляет основу жизнедеятельности де­тей в группе. Каждое утро педагоги проводят с деть­ми беседу, открывают окошечки и уточняют, кто из детей и чем будет заниматься. К одним окошечкам прикрепляются символы, обозначающие занятия в уголке природы, уборку тех или иных уголков группы (помощники по занятиям, по накрыванию столов для приема пищи и т. п.). В нижней части стенда располагаются символы, обозначающие наи­более значимые виды деятельности, которые дети будут осуществлять с различными педагогами, — музыкальное занятие, физкультура, театрализован­ные игры и т. п. Беседа по содержанию стендов про­водится утром, по мере того как дети приходят в группу, и вечером, перед уходом домой. Если дети живут в детском доме, то такая беседа проводится после утреннего туалета и перед вечерним сном;

  • природный уголок — маленький садик или уго­лок леса, в котором представлена обстановка, ситуа­ция мира природы. В таком уголке должны созда­ваться ситуации, которые характерны для реально­го растительного и животного мира, поэтому он, периодически изменяясь, составляется на сюжет­ной основе. В этом уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игруш­ки — аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выпол­ненными совместно со взрослыми;

  • муляжи овощей и фруктов, продуктов пита­ния (булочки, батоны и др.);

  • мольберт или специальная доска для рисования;

  • подставки для ног с шершавой поверхностью;

  • специальный стол с углублениями для поддо­нов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;

  • фланелеграф;

  • ковролинограф;

  • магнитная доска;

  • макеты времен года (диорамы в нишах шка­фов, стеллажей);

  • водонепроницаемые деревянные (пластмассо­вые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместных игр детей;

  • разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);

  • прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранят­ся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);

  • емкость по типу аквариума;

  • прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранят­ся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, ба­ночки из-под различных продуктов питания, ко­робки, пакеты и т. п.);

  • прозрачные пластмассовые пузырьки, метал­лические и пластмассовые баночки и т. п.;

  • чистый просеянный песок, не слишком круп­ный и не мелкий (может быть прокален в духовом шкафу);

  • натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, метал­лические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;

  • совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;

  • специально оборудованная вешалка, на кото­рой располагаются фартуки, накидки, нарукавни­ки из полиэтилена и т. п.;

  • сачки, сита различных размеров, ковшики и т. п.;

  • лейки;

  • игрушечные удочки с магнитами;

  • мелкие игрушки с магнитами (рыбки, шари­ки и т. п.);

  • мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.;

  • игрушки, изображающие сказочных персона­жей (Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снегови­ка и т. д.);

  • народные игрушки (свистульки, матрешки, бочонки и т. п.);

  • животные (мягкие, пластмассовые, резиновые игрушки, изображающие кошку, собаку, утенка, курочку, цыпленка и т. п.);


  • мебель большого размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита);

  • посуда разной величины (чашка, блюдце, лож­ка, тарелка, чайник);

  • постельные принадлежности (подушка, мат­рац, одеяло, простыня);

  • принадлежности для мытья куклы (ванноч­ка, кувшин, мыло, губка, полотенце);

  • куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. д.);

  • бумага различной фактуры и плотности;

  • наборы ткани разной фактуры и цвета;

  • различные грузовые и легковые машины, иг­рушки с подвижными частями на колесах, пере­двигающиеся с помощью специальной палочки, на­пример бабочки;

  • объемные или плоскостные изображения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. д.);

  • растения (для природного уголка и др.);

  • настольно-печатные дидактические игры.

Содержание

Я ребенок

Мое тело. Голова (глаза, нос, рот, уши), шея, туло­вище, руки, ноги. Я смеюсь, радуюсь, плачу, печа­люсь. Я играю, мои любимые игрушки. Моя одежда, обувь зимой и летом. Одежда, обувь, посуда, мебель для меня и для моих родителей. Мои занятия дома. Мой день. Мои друзья. Мой брат и (или) моя сест­ра. Я — мальчик (девочка). Я расту.

Ребенок в семье

Семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, де­душка, брат, сестра). Ребенок — член семьи. Лю­бовь, доброе (заботливое) отношение членов семьи друг к другу.

Занятия и труд членов семьи — что умеют делать мама, папа, бабушка и т. д. («Мой папа работаетслесарем в гараже...»). Наблюдения за трудом взрослых с последующим разыгрыванием ситуаций в ролевой и театрализованной игре, отражением пред­ставлений в продуктивных видах деятельности.

Общие праздники в семье (Новый год, дни рож­дения). Семейный альбом - фотографии членов се­мьи. Жизнь семьи вне дома: покупка продуктов в магазине и на рынке, прогулки в парке, поход в те­атр, в цирк, в гости и др.

Ребенок и его дом

Домашний адрес. Дом и домашний очаг. Основные предметы быта и убранство дома (посуда, ме­бель, самые необходимые бытовые приборы, элементарные предметы народного творчества). Раз­нообразие целевого назначения предметов быта (посуда столовая, чайная и т. д.; мебель для кухни и комнат). Игры и занятия детей дома с родными.

Ребенок в детском саду

Детский сад. Адрес детского сада. Разные поме­щения детского сада.

Взрослые и их имена, основные занятия. Совместные игры детей. Мальчики и девочки группы. Друзья. Рассматривание фотографий, отражающих со­вместные игры, занятия, досуг, прогулки, праздни­чки и развлечения.


Участок детского сада. Игрушки для игр на прогулке. Участок детского сада зимой и летом. Игры детей на прогулке зимой и летом.

Общие праздники, игры и развлечения в детском саду (Новый год, дни рождения детей, Рождество, проводы зимы и осени, спортивные праздники).

Ребенок и макросоциальное окружение Мой двор. Моя улица. Дорога в детский сад. Мой город — улицы, дома, транспорт (автобус,

машина, грузовик, трамвай, самолет, метро, поезд, корабль), памятники.

Места общественного назначения: магазин, почта, кинотеатр, театр, цирк, музей, библиотека,

парк и т. п.

Люди, их деятельность и взаимоотношения.

Ребенок и мир животных

Животные, птицы, насекомые (строение тела, способ передвижения, питание, повадки, среда обитания, классификация). Животные и птицы дома и в лесу. Забота о животных и птицах. Многообразие насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары), защита от насекомых (мошек, комаров, мух).

Человеческая семья и семья животного — сходство и различия. Родственные взаимоотношения в семье животного и человека: как люди, так и животные растят, кормят своих детенышей, живут вместе с ними, пока они не вырастут, и т. п. (на примере наиболее известных домашних и диких животных).

Изменения в жизни животных и человека в зависимости от времени года и суток. Изменения внешнего вида в процессе роста и развития животных и человека.

Ребенок и мир растений

Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы. Растения — живые организмы. Наблюдения за ростом растений дома, на улице, в помещении, природном уголке. Растения весной. Цветение и плодоношение. Сад и огород. Лес.

Разнообразие растений (выбор растений зависит от местных природных условий). Деревья, кусты, цветы (на участке, в лесу, степи, тайге, парке...). Растения в природном уголке и дома. Общее в жизни человека и растений (спят, питаются, дышат...). Заботливое отношение человека к растениям.

Изделия из дерева: постройки, мебель, посуда, игрушки, украшения.

Ребенок и мир минералов

Наиболее известные виды минералов (песок, глина, камни, соль). Их значение в жизни челове­ка (строительный материал, материал для изготов­ления посуды и пр.). Соль в жизни человека и жи­вотных. Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Предметы повседневного обихода из глины, камня. Изделия из камня и глины; постройки, посуда, иг­рушки, украшения. Ребенок в разнообразном мире цвета и звука

Разные звуки (шум дождя, звучание ручья, звуки улицы, шелест листвы, скрип снега, шум воды, песни ветра, голоса птиц и зверей и т. д.). Музыкальные игрушки (свистульки, барабан, дудочка, [гармошка и т. п.).


Цвета в природе (красный, желтый, зеленый, синий, белый). Выделение характерного цвета травы, солнышка, воды, снега. Основные цвета зимы и лета, весны и осени. Цвет как признак состояния растений. Изменение окраски животных и растений в зависимости от времени года.

Ребенок и явления (стихии) природы Огонь, вода, земля, воздух. Их значение в жизни природы и человека. Река и пруд как экосистемы. Жизнь в воде. Явления природы зимой и летом (снег, дождь, туман, гололед). Вода в реке, в посуде, ванночке, тазу, в луже и т. д. Осторожность в поведении на воде. Огонь свечи, огонь в печке и т. п. Опасность огня. Осторожность в обращении с огнем. Добрый огонь. Земля на участке, в цветочном горшке и т. д. Ветер зимой и летом.

Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказки о явлениях природы.

Ребенок и космос

Солнце, луна, тучи, небо, звезды. Движение светил (в течение суток). Наблюдения за движением солнца, луны, звезд на небе. Их значение в жизни детей и взрослых, растений и животных. Солнце зимой и летом. Мороз и жара. Тучи, дождь и снег. Потешки, песенки, стихи, народные игры, сказки о небесных светилах.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

На этом этапе основное внимание уделяется формированию связной речи, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Особые усилия направляются на обучение детей рассказыванию по предметам и игрушкам, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практический, игровой, эмоциональный и познавательный опыт ребенка. При обучении детей рассказыванию широко используются символические средства, рисование, драматизация.

Большое внимание в работе уделяется ознакомлению детей с литературными произведениями. С этой целью воспитатели раз в неделю проводят занятия «В мире книги». Они рассказывают детям сказки, стихотворения, короткие рассказы, а кроме того, проводят различные игры по сюжетам этих произведений. В группе оформляется специальная книжная выставка — книжный уголок, где помещаются книги, выполненные полиграфическим способом, и книжки-самоделки, которые дети изготавливают совместно со взрослыми. Содержание