ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
книжного уголка постоянно обновляется по мере ознакомления детей с новыми литературными произведениями.
На третьем этапе обучения в занятия по развитию речи включаются элементы обучения грамоте. Эти занятия учитель-дефектолог и учитель-логопед проводят индивидуально, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Работа по развитию речи тесно связана с логопедической работой, которую осуществляет учитель-логопед, а при отсутствии его в штатах учреждения — учитель-дефектолог.
Решение основных задач работы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью на третьем этапе обучения осуществляется в процессе занятий, которые проводит учитель-дефектолог один раз в неделю по подгруппам из 3—5 человек (в зависимости от уровня речевого развития воспитанников). Много внимания уделяется развитию речи (детей в процессе формирования различных видов (деятельности, прежде всего игровой в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, непосредственно обеспечивающих развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Педагогический замысел:
— продолжать развивать речевую активность детей;
— продолжать развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, стимулировать их, создавать коммуникативные ситуации, вовлекая детей в беседу;
— связывать обучение рассказыванию с ролевой театрализованной игрой, занятиями рисованием, конструированием, хозяйственно-бытовым и ручным трудом;
— учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, оставлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из «личного опыта»;
- работать над пониманием логических связей причина — следствие, часть — целое, род — вид);
— проводить специальную работу по коррекции нарушений речи;
— развивать фонематический слух, анализирующее восприятие с целью подготовки детей к обучению грамоте.
Оборудование и материалы:
— книжная полка — по 2—3 книги одного содержания с разными иллюстрациями и различного размера, книжки-самоделки по сюжетам сказок или ситуациям из жизни детей, которые они выполняют на занятиях по изобразительной деятельности совместно с воспитателями; листки-картинки с текстами стихотворений, которые дети уже знают, и тех, которые разучивают (иллюстрации к текстам стихотворений могут быть выполнены педагогами совместно с детьми);
- альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. д.;
— картины из серий «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.;
— индивидуальные доски с маркерами для рисования;
— ковролинограф;
— фланелеграф и т. п.
Содержание
Жизнь ребенка среди взрослых и сверстников. Впечатления, возможности, желания (я могу, я хочу, мне нравится, так надо)
Люди. Имена и фамилии. Составление рассказов озанятиях и труде взрослых дома и на работе по картинкам, фотографиям, видеоматериалам, личным наблюдениям, а также по рисункам, выполненным на занятиях по рисованию. Организация бесед по фотографиям из жизни детей (прогулки, игры, занятия, хозяйственно-бытовой труд, сон, пробуждение и т. д.). Утренние беседы («утренний круг») о наиболее ярких событиях прошедшего дня, о дне предстоящем, о временах года, погоде и т. п. Комментированное рисование на темы, отражающие процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений, игровое партнерство, наблюдения и впечатления, полученные на прогулке, в повседневной жизни, отношение к окружающему.
Разыгрывание ситуаций типа «Наступила весна, и мне покупают новую одежду», «Как мы ездили (ходили) в лес по грибы, в зоопарк», «Как мы ездили летом на дачу (в деревню к бабушке)» и т. д. (сообщения из «личного опыта»).
Ребенок, игрушки и игры
Игры с конструкторами («Что я умею строить, как я строю, мы с Сережей строим и играем вместе нам нравится строить»). Описание игрушки, узнавание знакомых игрушек по описанию.
Составление простейших рассказов по серии специально созданных картинок и фотографий на темы ролевых, театрализованных игр.
Выделение главных составных частей рассказа об игре. Использование «графической подсказки» взрослого, символических изображений и других наглядных опор. Обучение детей выполнению вспомогательных схематических рисунков (содержание рассказа об игре делится на 3—4 части).
Ребенок и детская литература
Слушание сказок, песенок, потешек, стихотворений.
Разучивание стихотворений, потешек, песенок.
Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй с помощью пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол-бибабо, серий картинок, наглядных моделей, символических средств.
Разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) совместно со взрослым, который выполняет роль ведущего и режиссера.
Коллективный рассказ-рисование по содержанию произведения совместно взрослыми и детьми, комментированное рисование с элементами аппликации и т. п.
Составление книжек-самоделок из рисунков, аппликаций, выполненных совместно со взрослыми, и показ, называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода (в процессе «превращения» следовать технике создания выразительного образа — изменение позы, движений, голоса, мимики).
Составление рассказов в виде сообщений от собственного имени («Я ...», «Мы ...»), в виде обращений («Ты ...», «Вы ...», а также «Он (они) ...») с обязательным наличием адресата..
Ребенок и технические средства (телефон, телевизор, аудио- и видеомагнитофон, проигрыватель)
Слушание пластинок, аудиозаписей детских пеленок, потешек, стихотворений, сказок. Театрализация литературных произведений, прослушанных детьми, с акцентом на самостоятельное придумывание или видоизменение текста роли персонажа.
Элементарные беседы по произведениям с использованием игрушек, картинок, комментированного рисования (выполняет взрослый), детских рисунков и аппликаций, лепных поделок, режиссерских кукол, перчаточного, пальчикового и стендового театров.
Просмотр телевизионных передач и видеозаписей («В мире животных», «Утренняя звезда», «Сказка за сказкой» и др., мультфильмов, детских праздников и концертов). Разыгрывание по ролям с последующим рассказыванием ситуаций, просмотренных детьми. Обсуждение просмотренных передач с использованием игрушек, картинок, пиктограмм.
Игры-беседы по телефону (темы свободные, по ситуации).
Ребенок и картины
Рассматривание картин с доступной детям тематикой: по сказкам, об игровых ситуациях, о природе, животных, о прогулках в зависимости от времени года и т. п. Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах, с акцентом на социальном содержании отношений между персонажами.
Рассказывание по картинам с привлечением собственных впечатлений и представлений из «личного опыта» (особое внимание уделяется социальной
и нравственной стороне — отношениям ребенка с другими детьми). Использование приемов комментированного рисования.
Составление коллективных работ на тему картины: диорама по сюжету картины, коллективный рисунок-аппликация и т. п.
Составление рассказов по картинам простого, доступного детям содержания с изменением позиции рассказчика (я, ты, мы, вы и т. д.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
На третьем этапе обучения в занятия по развитию речи включаются элементы обучения грамоте. Эти занятия учитель-дефектолог и учитель-логопед проводят индивидуально, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Работа по развитию речи тесно связана с логопедической работой, которую осуществляет учитель-логопед, а при отсутствии его в штатах учреждения — учитель-дефектолог.
Решение основных задач работы по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью на третьем этапе обучения осуществляется в процессе занятий, которые проводит учитель-дефектолог один раз в неделю по подгруппам из 3—5 человек (в зависимости от уровня речевого развития воспитанников). Много внимания уделяется развитию речи (детей в процессе формирования различных видов (деятельности, прежде всего игровой в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, непосредственно обеспечивающих развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками.
Педагогический замысел:
— продолжать развивать речевую активность детей;
— продолжать развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, стимулировать их, создавать коммуникативные ситуации, вовлекая детей в беседу;
-
обеспечивать речевую мотивацию в быту, играх и на занятиях; -
формировать средства межличностного взаимодействия в ходе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время, использовать речевые и неречевые средства коммуникации; -
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний); -
расширять номинативный и глагольный словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта детей;
-
развивать фразовую речь в ходе комментированного рисования, обучения рассказыванию при знакомстве с литературными произведениями, в ходе работы с. картинками, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей; -
создавать условия для использования речевого материала, усвоенного на занятиях по развитию речи, в театрализованных играх, в ситуациях нерегламентированного общения; -
развивать все виды словесной регуляции: умение самостоятельно давать простейший словесный отчет о содержании и последовательности выполненных действий в игре, рисовании, конструировании, наблюдениях; сопровождать речью процесс выполнения; намечать основные этапы предстоящего выполнения (что будем делать сначала? что потом? и т. д.); -
проводить работу над пониманием содержания литературных произведений (прозаических и стихотворных), характера персонажей и их взаимоотношений, мотивов их поведения, учить отражать это в ролевой речи; -
знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, разыгрывать их содержание по ролям, разнообразить по своему усмотрению речь от имени персонажа; -
использовать при обучении рассказыванию сказок и других литературных произведений наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым; -
учить составлять рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин с «графической подсказкой» и самостоятельно;
— связывать обучение рассказыванию с ролевой театрализованной игрой, занятиями рисованием, конструированием, хозяйственно-бытовым и ручным трудом;
— учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи, оставлять с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из «личного опыта»;
-
учить с детьми стихотворения; -
продолжать проводить специальную работу по развитию способности к словообразованию и словоизменению;
- работать над пониманием логических связей причина — следствие, часть — целое, род — вид);
— проводить специальную работу по коррекции нарушений речи;
— развивать фонематический слух, анализирующее восприятие с целью подготовки детей к обучению грамоте.
Оборудование и материалы:
— книжная полка — по 2—3 книги одного содержания с разными иллюстрациями и различного размера, книжки-самоделки по сюжетам сказок или ситуациям из жизни детей, которые они выполняют на занятиях по изобразительной деятельности совместно с воспитателями; листки-картинки с текстами стихотворений, которые дети уже знают, и тех, которые разучивают (иллюстрации к текстам стихотворений могут быть выполнены педагогами совместно с детьми);
-
детские книги;
-
картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.;
- альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. д.;
-
иллюстрационный материал, отражающие эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; -
настольные театры из пластмассы, дерева или картона по сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Маша и медведь» «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях», «Три медведя»; -
настольная и напольная ширмы; -
декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. д.); -
наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. д.); -
куклы-бибабо для сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «У солнышка в гостях», «Три медведя» и др.; -
рукавички и перчатки с изображениями мордочек различных сказочных зверюшек; -
атрибуты для игры-драматизации: макеты репки и домика-теремка, имитирующего деревянную и ледяную избушку, большая рукавица, большой короб и др.; -
образные игрушки: кошка, собака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса; дедушка, бабушка, девочка, мальчик; Дед Мороз, Снегурочка, Лесовичок, Снеговик и т. д.; -
настольно-печатные игры: puzzle на сказочные и игровые темы, «Иллюстрированные кубики», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок, с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок», «Расскажи сказку», «Сказки», «В мире сказки» (игры-печатки) и др.;
— картины из серий «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.;
-
мольберт; -
доска для рисования (большая);
— индивидуальные доски с маркерами для рисования;
— ковролинограф;
— фланелеграф и т. п.
Содержание
Жизнь ребенка среди взрослых и сверстников. Впечатления, возможности, желания (я могу, я хочу, мне нравится, так надо)
Люди. Имена и фамилии. Составление рассказов озанятиях и труде взрослых дома и на работе по картинкам, фотографиям, видеоматериалам, личным наблюдениям, а также по рисункам, выполненным на занятиях по рисованию. Организация бесед по фотографиям из жизни детей (прогулки, игры, занятия, хозяйственно-бытовой труд, сон, пробуждение и т. д.). Утренние беседы («утренний круг») о наиболее ярких событиях прошедшего дня, о дне предстоящем, о временах года, погоде и т. п. Комментированное рисование на темы, отражающие процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений, игровое партнерство, наблюдения и впечатления, полученные на прогулке, в повседневной жизни, отношение к окружающему.
Разыгрывание ситуаций типа «Наступила весна, и мне покупают новую одежду», «Как мы ездили (ходили) в лес по грибы, в зоопарк», «Как мы ездили летом на дачу (в деревню к бабушке)» и т. д. (сообщения из «личного опыта»).
Ребенок, игрушки и игры
Игры с конструкторами («Что я умею строить, как я строю, мы с Сережей строим и играем вместе нам нравится строить»). Описание игрушки, узнавание знакомых игрушек по описанию.
Составление простейших рассказов по серии специально созданных картинок и фотографий на темы ролевых, театрализованных игр.
Выделение главных составных частей рассказа об игре. Использование «графической подсказки» взрослого, символических изображений и других наглядных опор. Обучение детей выполнению вспомогательных схематических рисунков (содержание рассказа об игре делится на 3—4 части).
Ребенок и детская литература
Слушание сказок, песенок, потешек, стихотворений.
Разучивание стихотворений, потешек, песенок.
Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй с помощью пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол-бибабо, серий картинок, наглядных моделей, символических средств.
Разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) совместно со взрослым, который выполняет роль ведущего и режиссера.
Коллективный рассказ-рисование по содержанию произведения совместно взрослыми и детьми, комментированное рисование с элементами аппликации и т. п.
Составление книжек-самоделок из рисунков, аппликаций, выполненных совместно со взрослыми, и показ, называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода (в процессе «превращения» следовать технике создания выразительного образа — изменение позы, движений, голоса, мимики).
Составление рассказов в виде сообщений от собственного имени («Я ...», «Мы ...»), в виде обращений («Ты ...», «Вы ...», а также «Он (они) ...») с обязательным наличием адресата..
Ребенок и технические средства (телефон, телевизор, аудио- и видеомагнитофон, проигрыватель)
Слушание пластинок, аудиозаписей детских пеленок, потешек, стихотворений, сказок. Театрализация литературных произведений, прослушанных детьми, с акцентом на самостоятельное придумывание или видоизменение текста роли персонажа.
Элементарные беседы по произведениям с использованием игрушек, картинок, комментированного рисования (выполняет взрослый), детских рисунков и аппликаций, лепных поделок, режиссерских кукол, перчаточного, пальчикового и стендового театров.
Просмотр телевизионных передач и видеозаписей («В мире животных», «Утренняя звезда», «Сказка за сказкой» и др., мультфильмов, детских праздников и концертов). Разыгрывание по ролям с последующим рассказыванием ситуаций, просмотренных детьми. Обсуждение просмотренных передач с использованием игрушек, картинок, пиктограмм.
Игры-беседы по телефону (темы свободные, по ситуации).
Ребенок и картины
Рассматривание картин с доступной детям тематикой: по сказкам, об игровых ситуациях, о природе, животных, о прогулках в зависимости от времени года и т. п. Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах, с акцентом на социальном содержании отношений между персонажами.
Рассказывание по картинам с привлечением собственных впечатлений и представлений из «личного опыта» (особое внимание уделяется социальной
и нравственной стороне — отношениям ребенка с другими детьми). Использование приемов комментированного рисования.
Составление коллективных работ на тему картины: диорама по сюжету картины, коллективный рисунок-аппликация и т. п.
Составление рассказов по картинам простого, доступного детям содержания с изменением позиции рассказчика (я, ты, мы, вы и т. д.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА