ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нepa», происходит развитие коммуникативных имений.
Овладевая первоначальными трудовыми навыками, ребенок приобретает не только опыт предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт. У него возникают самые первые реальные мотивы поведения. Поначалу они в значительно мере ориентированы на самого себя («делаю для себя»). В дальнейшем он стремится к тому, чтобы «доставить удовольствие» и заслужить Похвалу других — взрослых и сверстников.
На последнем этапе обучения большое значение приобретает развитие собственных трудовых умений детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании создавать самостоятельные поделки, атрибуты, приобщиться к разнообразным видам ручного труда, включая вязание, плетение, поделки из бумаги, природных материалов, кожи и т. д.
Важно, чтобы у детей возникло стремление поддерживать порядок в своем доме, по возможности улучшать за счет собственных трудовых усилий обстановку в игровой комнате, в раздевалке и других помещениях.
Необходимо, чтобы дети старшей и подготовительной групп проявляли заботу о младших и тех, кто в ней нуждается. Помимо труда на личное благо у детей должно возникнуть стремление работать и для других — приятелей, сверстников, родных и т.д. Участие в посильном труде должно существенно преобразовать личностный облик ребенка с интеллектуальной недостаточностью, сформировав у Него уверенность в собственных силах и избавив от Чувства отгороженности от среды нормально развивающихся сверстников.
В предшкольный период личность ребенка должна приобрести должное нравственное развитие. Оно, прежде всего, выражается в потребности соответствовать известному нравственному эталону, заключающемуся в ориентировке на хорошее, доброе начало в каждом человеке. Так же как и нормально развивающиеся дети, дошкольники с интеллектуальной недостаточностью должны стремиться следовать моральным нормам, принятым в обществе.
Содержание
программы
по этапам обучения
ПЕРВЫЙ ЭТАП
(ориентировочно младший дошкольный возраст)
Основные задачи коррекционно-развивающей работы:
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ФИЗИЧЕСКОЕ И МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Работа по физическому и моторно-двигательному развитию детей в дошкольном учреждении осуществляется в разнообразных формах, которые
отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы (лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулка, спортивный досуг и развлечения). Основной формой организации работы по физическому воспитанию детей является занятие физической культурой, обеспечивающее реализацию основных задач, определенных программой.
Занятия проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость.
Занятия проводятся по подгруппам в утреннее и вечернее время воспитателями (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя) два раза в неделю и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Лечебная физкультура дополняет, но не заменяет занятия по физическому воспитанию.
Работа с подгруппой проводится в физкультурном зале, а в теплое время года на специально оборудованной площадке.
Занятия по физической культуре в плане решаемых задач и реализуемого содержания связаны с сообразительными, подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.
Педагогический замысел:
Оборудование и материалы:
— мягкие модули;
— пирамидки (большая высотой 1 м, средние — 20—30 см, маленькие);
— ребристая доска;
— лесенки прямые с зацепами на концах длиной 1—2 м, шириной 40 см, с расстоянием между рейками 25 см, сечением реек 2—3 см;
— скамейки гимнастические низкие высотой 22 см, длиной 1,5—2 м;
— ковер или ковровая дорожка;
— игольчатая дорожка;
— баскетбольная корзина (или нечто подобное);
— сухой бассейн с шариками;
— бревно надувное или мягкий модуль;
— обручи (желтые и красные);
— шнур длиной 5 м;
— палки гимнастические длиной 70—80 см;
— кубы и кирпичи деревянные;
-нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц;
— зонтики (большие и маленькие);
— игрушки: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка и др.;
- неваляшки;
- колокольчики;
Содержание
Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки: ходить в заданном направлении (к игрушке), друг за Другом, держась за веревку.
Ходьба и бег с переходом от ходьбы к бегу по команде (стайкой к воспитателю и вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении, меняя темп передвижения).
Ходьба и бег по дорожке (шириной 30—40 см).
Ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала, с изменением темпа движения (быстро, медленно).
Перемещение по кругу (хороводные игры).
Бег и ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.).
Ходьба на носках (с поддержкой).
Перешагивание через небольшие препятствия — веревку и другие невысокие (5 см) предметы с помощью взрослого и самостоятельно.
Вращение то в одну, то в другую сторону в положении стоя или сидя на полу (игры типа «Волчок»).
Игры с мячом: прокатывать мячи, бросать друг другу, ловить, поднимать упавший мяч, катать мячи друг другу, прокатывать мячи в ворота.
Игры с надувными шарами.
Ползание на животе и на четвереньках в разных направлениях к предметной цели или по указательному жесту.
Проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой и т. п.
Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия.
Подпрыгивание на двух ногах (держась за руки взрослого и самостоятельно).
Подпрыгивание на надувном шаре (фитболе) со страховкой.
Движения под музыку, движения с прихлопы-ванием и проговариванием слов, коротких стишков и т. п.
Примерный перечень подвижных игр
«Дождик, дождик — кап-кап-кап!», «Добрый зонтик», «Дети и колокольчик», «Воробьи и машина», «Поезд», «Самолеты», «Шар», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка на полянке», «Птички летают», «Догони меня», «Бегите ко мне», «Кто тише», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Найди свой домик».
Двигательные игры-импровизации:
«Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на полянке», «Лягушата и бабочки у озера», «Игры с зайчиками», «Зайчики и сова», «В гостях у ежика», «Прогулка за грибами» и др.
Литературный материал для сопровождения движений речью
«Солнышко-ведрышко!» (рус), «Травка-муравка» (рус), «Сидит, сидит зайка» (рус), «Скок-скок-поскок» (Рус), «Как у нашего кота» (рус), «Наши уточки» (рус), «Ай, ду-ду» (рус), «Котик серенький» (рус), «Киска, киска» (рус), «Кисонька-Мурысенька» (рус), «Сорока-белобока» (рус), «Идет коза рогатая» (рус), «Ладушки» (рус), «Наша Маша» (рус), «Заинька» (рус), «Гуси вы, гуси» (рус), «Топ-топ» (кабардино-балкарск.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Топ, топ» (польск.), «На зеленом на лужку» (рус).
З.Александрова «Пляска»;
Н. Артюхова «Ручеек»;
А. Барто «Бычок», «Лошадка»;
Е. Благинина «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»;
Бродский «Солнечные зайчики»;
П. Воронько «Пирог»;
О. Высотская «На санках»;
B. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»;
Б. Иовлев «У крылечка»;
C. Капутикян «Хлюп-хлюп»;
М. Клокова «Мой конь», «Белые гуси»;
С. Маршак «Мяч»;
С. Михалков «Песенка друзей»;
Э. Мошкрвская «Я — машина»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»;
А. Прокофьев «Мишка косолапый по лесу идет»;
Н. Саконская «Где мой пальчик?»;
И. Токмакова «На машине ехали» и др.
ИГРА
Овладевая первоначальными трудовыми навыками, ребенок приобретает не только опыт предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт. У него возникают самые первые реальные мотивы поведения. Поначалу они в значительно мере ориентированы на самого себя («делаю для себя»). В дальнейшем он стремится к тому, чтобы «доставить удовольствие» и заслужить Похвалу других — взрослых и сверстников.
На последнем этапе обучения большое значение приобретает развитие собственных трудовых умений детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании создавать самостоятельные поделки, атрибуты, приобщиться к разнообразным видам ручного труда, включая вязание, плетение, поделки из бумаги, природных материалов, кожи и т. д.
Важно, чтобы у детей возникло стремление поддерживать порядок в своем доме, по возможности улучшать за счет собственных трудовых усилий обстановку в игровой комнате, в раздевалке и других помещениях.
Необходимо, чтобы дети старшей и подготовительной групп проявляли заботу о младших и тех, кто в ней нуждается. Помимо труда на личное благо у детей должно возникнуть стремление работать и для других — приятелей, сверстников, родных и т.д. Участие в посильном труде должно существенно преобразовать личностный облик ребенка с интеллектуальной недостаточностью, сформировав у Него уверенность в собственных силах и избавив от Чувства отгороженности от среды нормально развивающихся сверстников.
В предшкольный период личность ребенка должна приобрести должное нравственное развитие. Оно, прежде всего, выражается в потребности соответствовать известному нравственному эталону, заключающемуся в ориентировке на хорошее, доброе начало в каждом человеке. Так же как и нормально развивающиеся дети, дошкольники с интеллектуальной недостаточностью должны стремиться следовать моральным нормам, принятым в обществе.
Содержание
программы
по этапам обучения
ПЕРВЫЙ ЭТАП
(ориентировочно младший дошкольный возраст)
Основные задачи коррекционно-развивающей работы:
-
развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений;
-
развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности;
-
формирование первоначальных представлений о себе и ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду»); -
формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; -
физическое и моторно-двигательное развитие; -
сенсорное развитие; -
формирование величинных, пространственных представлений и ориентировок; -
социально-нравственное развитие; -
эстетическое развитие.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ФИЗИЧЕСКОЕ И МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Работа по физическому и моторно-двигательному развитию детей в дошкольном учреждении осуществляется в разнообразных формах, которые
отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы (лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулка, спортивный досуг и развлечения). Основной формой организации работы по физическому воспитанию детей является занятие физической культурой, обеспечивающее реализацию основных задач, определенных программой.
Занятия проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость.
Занятия проводятся по подгруппам в утреннее и вечернее время воспитателями (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя) два раза в неделю и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Лечебная физкультура дополняет, но не заменяет занятия по физическому воспитанию.
Работа с подгруппой проводится в физкультурном зале, а в теплое время года на специально оборудованной площадке.
Занятия по физической культуре в плане решаемых задач и реализуемого содержания связаны с сообразительными, подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.
Педагогический замысел:
-
стимулировать двигательную активность детей; -
развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности; -
обогащать двигательный опыт; -
формировать положительное отношение к двигательным играм; -
развивать кинестетическое восприятие; -
развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание); -
формировать перекрестную схему ходьбы; -
развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений; -
формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях; -
развивать понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направлеия движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т. п.); -
развивать ориентировку в пространстве; -
развивать умение использовать пространство и находиться в нем вместе с другими; -
учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу; -
формировать ритмичность движений (равномерную повторность и чередование); -
учить воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором; -
развивать координацию движений обеих рук, рук и ног; -
развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек; -
формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
Оборудование и материалы:
— мягкие модули;
— пирамидки (большая высотой 1 м, средние — 20—30 см, маленькие);
— ребристая доска;
— лесенки прямые с зацепами на концах длиной 1—2 м, шириной 40 см, с расстоянием между рейками 25 см, сечением реек 2—3 см;
— скамейки гимнастические низкие высотой 22 см, длиной 1,5—2 м;
— ковер или ковровая дорожка;
— игольчатая дорожка;
— баскетбольная корзина (или нечто подобное);
— сухой бассейн с шариками;
-
дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); -
раздвигающаяся дорожка из кубов; -
различные по высоте воротики; -
разноцветные флажки (желтые и красные); -
цветные ленточки (желтые и красные); -
мячи: большие диаметром 20—25 см, средние и маленькие, надувные диаметром 30—40 см, фитболы;
— бревно надувное или мягкий модуль;
— обручи (желтые и красные);
— шнур длиной 5 м;
— палки гимнастические длиной 70—80 см;
— кубы и кирпичи деревянные;
-нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц;
— зонтики (большие и маленькие);
— игрушки: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка и др.;
- неваляшки;
- колокольчики;
-
погремушки; -
бубен; -
пластмассовые кубики; -
пластмассовые кегли и шары; -
деревянные, картонные или пластмассовые домики, деревья, елки и др.; -
муляжи овощей, фруктов, грибов; -
корзины; -
мисочки, кувшины для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; -
кольца для надевания на руки, на подставки; -
шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки; -
коробки-вкладыши разных размеров; -
бочки-вкладыши; -
шароброс с шарами двух размеров; -
матрешки двух-, трехместные; -
столики с втулками; -
коляски с рукоятками; -
тележки, машины; -
лоточки для скатывания шариков; -
лотки для прокатывания автомобилей; -
набор «Достань колечко»; -
трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками; -
тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него; -
внутренние и внешние трафареты; -
вкладыши по типу досок Сегена; -
игрушки с крепящимися деталями; -
пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа туловища для бабочки, корзинка и др.); -
большое настенное зеркало; -
магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (марш, полька и т. п.).
Содержание
Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки: ходить в заданном направлении (к игрушке), друг за Другом, держась за веревку.
Ходьба и бег с переходом от ходьбы к бегу по команде (стайкой к воспитателю и вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении, меняя темп передвижения).
Ходьба и бег по дорожке (шириной 30—40 см).
Ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала, с изменением темпа движения (быстро, медленно).
Перемещение по кругу (хороводные игры).
Бег и ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.).
Ходьба на носках (с поддержкой).
Перешагивание через небольшие препятствия — веревку и другие невысокие (5 см) предметы с помощью взрослого и самостоятельно.
Вращение то в одну, то в другую сторону в положении стоя или сидя на полу (игры типа «Волчок»).
Игры с мячом: прокатывать мячи, бросать друг другу, ловить, поднимать упавший мяч, катать мячи друг другу, прокатывать мячи в ворота.
Игры с надувными шарами.
Ползание на животе и на четвереньках в разных направлениях к предметной цели или по указательному жесту.
Проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой и т. п.
Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия.
Подпрыгивание на двух ногах (держась за руки взрослого и самостоятельно).
Подпрыгивание на надувном шаре (фитболе) со страховкой.
Движения под музыку, движения с прихлопы-ванием и проговариванием слов, коротких стишков и т. п.
Примерный перечень подвижных игр
«Дождик, дождик — кап-кап-кап!», «Добрый зонтик», «Дети и колокольчик», «Воробьи и машина», «Поезд», «Самолеты», «Шар», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка на полянке», «Птички летают», «Догони меня», «Бегите ко мне», «Кто тише», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Найди свой домик».
Двигательные игры-импровизации:
«Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на полянке», «Лягушата и бабочки у озера», «Игры с зайчиками», «Зайчики и сова», «В гостях у ежика», «Прогулка за грибами» и др.
Литературный материал для сопровождения движений речью
«Солнышко-ведрышко!» (рус), «Травка-муравка» (рус), «Сидит, сидит зайка» (рус), «Скок-скок-поскок» (Рус), «Как у нашего кота» (рус), «Наши уточки» (рус), «Ай, ду-ду» (рус), «Котик серенький» (рус), «Киска, киска» (рус), «Кисонька-Мурысенька» (рус), «Сорока-белобока» (рус), «Идет коза рогатая» (рус), «Ладушки» (рус), «Наша Маша» (рус), «Заинька» (рус), «Гуси вы, гуси» (рус), «Топ-топ» (кабардино-балкарск.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Топ, топ» (польск.), «На зеленом на лужку» (рус).
З.Александрова «Пляска»;
Н. Артюхова «Ручеек»;
А. Барто «Бычок», «Лошадка»;
Е. Благинина «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»;
Бродский «Солнечные зайчики»;
П. Воронько «Пирог»;
О. Высотская «На санках»;
B. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»;
Б. Иовлев «У крылечка»;
C. Капутикян «Хлюп-хлюп»;
М. Клокова «Мой конь», «Белые гуси»;
С. Маршак «Мяч»;
С. Михалков «Песенка друзей»;
Э. Мошкрвская «Я — машина»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»;
А. Прокофьев «Мишка косолапый по лесу идет»;
Н. Саконская «Где мой пальчик?»;
И. Токмакова «На машине ехали» и др.
ИГРА