Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нepa», происходит развитие коммуникативных имений.

Овладевая первоначальными трудовыми навыками, ребенок приобретает не только опыт предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт. У него возникают самые первые реальные мотивы поведения. Поначалу они в значительно мере ориентированы на самого себя («делаю для себя»). В дальнейшем он стремится к тому, чтобы «доставить удовольствие» и заслужить Похвалу других — взрослых и сверстников.

На последнем этапе обучения большое значение приобретает развитие собственных трудовых умений детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании создавать самостоятельные поделки, атрибуты, приобщиться к разнообразным видам ручного труда, включая вязание, плетение, поделки из бумаги, природных материалов, кожи и т. д.

Важно, чтобы у детей возникло стремление поддерживать порядок в своем доме, по возможности улучшать за счет собственных трудовых усилий обстановку в игровой комнате, в раздевалке и других помещениях.

Необходимо, чтобы дети старшей и подготовительной групп проявляли заботу о младших и тех, кто в ней нуждается. Помимо труда на личное благо у детей должно возникнуть стремление работать и для других — приятелей, сверстников, родных и т.д. Участие в посильном труде должно существенно преобразовать личностный облик ребенка с интеллектуальной недостаточностью, сформировав у Него уверенность в собственных силах и избавив от Чувства отгороженности от среды нормально развивающихся сверстников.

В предшкольный период личность ребенка должна приобрести должное нравственное развитие. Оно, прежде всего, выражается в потребности соответствовать известному нравственному эталону, заключающемуся в ориентировке на хорошее, доброе начало в каждом человеке. Так же как и нормально развивающиеся дети, дошкольники с интеллектуальной недостаточностью должны стремиться следовать моральным нормам, принятым в обществе.

Содержание

программы

по этапам обучения

ПЕРВЫЙ ЭТАП

(ориентировочно младший дошкольный возраст)

Основные задачи коррекционно-развивающей работы:

  • развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений;


  • развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности;

  • формирование первоначальных представлений о себе и ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду»);

  • формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

  • физическое и моторно-двигательное развитие;

  • сенсорное развитие;

  • формирование величинных, пространственных представлений и ориентировок;

  • социально-нравственное развитие;

  • эстетическое развитие.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ФИЗИЧЕСКОЕ И МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Работа по физическому и моторно-двигательному развитию детей в дошкольном учреждении осуществляется в разнообразных формах, которые

отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы (лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулка, спортивный досуг и развлечения). Основной формой организации работы по физическому воспитанию детей является занятие физической культурой, обеспечивающее реализацию основных задач, определенных программой.

Занятия проводятся в форме увлекательных игр, удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость.

Занятия проводятся по подгруппам в утреннее и вечернее время воспитателями (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя) два раза в неделю и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Лечебная физкультура дополняет, но не заменяет занятия по физическому воспитанию.

Работа с подгруппой проводится в физкультурном зале, а в теплое время года на специально оборудованной площадке.

Занятия по физической культуре в плане решаемых задач и реализуемого содержания связаны с сообразительными, подвижными и театрализованными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.

Педагогический замысел:

  • стимулировать двигательную активность детей;

  • развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

  • обогащать двигательный опыт;

  • формировать положительное отношение к двигательным играм;

  • развивать кинестетическое восприятие;

  • развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);

  • формировать перекрестную схему ходьбы;

  • развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений;

  • формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;

  • развивать понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направлеия движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т. п.);

  • развивать ориентировку в пространстве;

  • развивать умение использовать пространство и находиться в нем вместе с другими;

  • учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;

  • формировать ритмичность движений (равномерную повторность и чередование);

  • учить воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;

  • развивать координацию движений обеих рук, рук и ног;

  • развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;

  • формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).


Оборудование и материалы:

— мягкие модули;

— пирамидки (большая высотой 1 м, средние — 20—30 см, маленькие);

— ребристая доска;

лесенки прямые с зацепами на концах длиной 1—2 м, шириной 40 см, с расстоянием между рейками 25 см, сечением реек 2—3 см;

— скамейки гимнастические низкие высотой 22 см, длиной 1,5—2 м;

— ковер или ковровая дорожка;

— игольчатая дорожка;

— баскетбольная корзина (или нечто подобное);

— сухой бассейн с шариками;

  • дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.);

  • раздвигающаяся дорожка из кубов;

  • различные по высоте воротики;

  • разноцветные флажки (желтые и красные);

  • цветные ленточки (желтые и красные);

  • мячи: большие диаметром 20—25 см, средние и маленькие, надувные диаметром 30—40 см, фитболы;

— бревно надувное или мягкий модуль;
— обручи (желтые и красные);

— шнур длиной 5 м;

— палки гимнастические длиной 70—80 см;

— кубы и кирпичи деревянные;

-нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц;

— зонтики (большие и маленькие);

— игрушки: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка и др.;

- неваляшки;

- колокольчики;

  • погремушки;

  • бубен;

  • пластмассовые кубики;

  • пластмассовые кегли и шары;

  • деревянные, картонные или пластмассовые домики, деревья, елки и др.;

  • муляжи овощей, фруктов, грибов;

  • корзины;

  • мисочки, кувшины для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

  • кольца для надевания на руки, на подставки;

  • шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;

  • коробки-вкладыши разных размеров;

  • бочки-вкладыши;

  • шароброс с шарами двух размеров;

  • матрешки двух-, трехместные;

  • столики с втулками;

  • коляски с рукоятками;

  • тележки, машины;

  • лоточки для скатывания шариков;

  • лотки для прокатывания автомобилей;

  • набор «Достань колечко»;

  • трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками;

  • тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него;

  • внутренние и внешние трафареты;

  • вкладыши по типу досок Сегена;

  • игрушки с крепящимися деталями;

  • пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа туловища для бабочки, корзинка и др.);

  • большое настенное зеркало;

  • магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (марш, полька и т. п.).


Содержание

Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки: ходить в заданном направлении (к игрушке), друг за Другом, держась за веревку.

Ходьба и бег с переходом от ходьбы к бегу по команде (стайкой к воспитателю и вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении, меняя темп передвижения).

Ходьба и бег по дорожке (шириной 30—40 см).

Ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала, с изменением темпа движения (быстро, медленно).

Перемещение по кругу (хороводные игры).

Бег и ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.).

Ходьба на носках (с поддержкой).

Перешагивание через небольшие препятствия — веревку и другие невысокие (5 см) предметы с помощью взрослого и самостоятельно.

Вращение то в одну, то в другую сторону в положении стоя или сидя на полу (игры типа «Волчок»).

Игры с мячом: прокатывать мячи, бросать друг другу, ловить, поднимать упавший мяч, катать мячи друг другу, прокатывать мячи в ворота.

Игры с надувными шарами.

Ползание на животе и на четвереньках в разных направлениях к предметной цели или по указательному жесту.

Проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой и т. п.

Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия.

Подпрыгивание на двух ногах (держась за руки взрослого и самостоятельно).

Подпрыгивание на надувном шаре (фитболе) со страховкой.

Движения под музыку, движения с прихлопы-ванием и проговариванием слов, коротких стишков и т. п.

Примерный перечень подвижных игр

«Дождик, дождик — кап-кап-кап!», «Добрый зонтик», «Дети и колокольчик», «Воробьи и машина», «Поезд», «Самолеты», «Шар», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка на полянке», «Птички летают», «Догони меня», «Бегите ко мне», «Кто тише», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Найди свой домик».

Двигательные игры-импровизации:

«Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на полянке», «Лягушата и бабочки у озера», «Игры с зайчиками», «Зайчики и сова», «В гостях у ежика», «Прогулка за грибами» и др.

Литературный материал для сопровождения движений речью

«Солнышко-ведрышко!» (рус), «Травка-муравка» (рус), «Сидит, сидит зайка» (рус), «Скок-скок-поскок» (Рус), «Как у нашего кота» (рус), «Наши уточки» (рус), «Ай, ду-ду» (рус), «Котик серенький» (рус), «Киска, киска» (рус), «Кисонька-Мурысенька» (рус), «Сорока-белобока» (рус), «Идет коза рогатая» (рус), «Ладушки» (рус), «Наша Маша» (рус), «Заинька» (рус), «Гуси вы, гуси» (рус), «Топ-топ» (кабардино-балкарск.), «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Топ, топ» (польск.), «На зеленом на лужку» (рус).


З.Александрова «Пляска»;

Н. Артюхова «Ручеек»;

А. Барто «Бычок», «Лошадка»;

Е. Благинина «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»;

Бродский «Солнечные зайчики»;
П. Воронько «Пирог»;

О. Высотская «На санках»;

B. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»;
Б. Иовлев «У крылечка»;

C. Капутикян «Хлюп-хлюп»;

М. Клокова «Мой конь», «Белые гуси»;

С. Маршак «Мяч»;

С. Михалков «Песенка друзей»;

Э. Мошкрвская «Я — машина»;

М. Пожарова «Толя и медвежонок»;

А. Прокофьев «Мишка косолапый по лесу идет»;

Н. Саконская «Где мой пальчик?»;

И. Токмакова «На машине ехали» и др.

ИГРА