Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

— совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;

— специально оборудованная вешалка, на которой располагаются фартуки, накидки, нарукавники из полиэтилена и т. п.;

— емкость (по типу аквариума);

— сачки, сита различных размеров, ковшики и

Кг. п.;

—лейки;

— прозрачные пластмассовые пузырьки, банки и т. п.;

— игрушечные удочки с магнитами;

— мелкие пластмассовые игрушки с магнитами (рыбки, шарики и т. п.);

— мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.

Примерный перечень игр

Игры-экспериментирования с природным материалом: «Налей воду в кастрюли», «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озере» (используются разные тазы), «Плавает и тонет», «Ловля рыбок», «Насыпь песок в чашки», «Следы на песке», «Следы на полу», «Наполни водой (песком, мелкими шариками из бумаги, фасолью и т. п.) большой и маленький кувшин», «Игра с уточками в тазу», «Игра с корабликами в бассейне», «Печем куличи», «Моем кукол», «Плавающие листья и цветы, шишки», «Лепим конфеты», «Печем пирожки», «Разноцветные колобки» и т. п.

Для игр педагоги изготавливают специальное тесто с пищевыми красителями (срок хранения не более 2 суток), а также используют различные пластичные материалы — цветную глину, пат (смесь муки, соли и воды, взятых в равных соотношениях).

Игры с бросовым материалом, бумагой и тканью Педагогический замысел:

  • формировать положительное эмоциональное отношение, пробуждать интерес к играм и разнообразным действиям с бросовым материалом, тканью и бумагой;

  • формировать представления об игровых действиях с бумагой, тканью и разнообразным бросовым материалом, который можно использовать в игровых целях (скорлупки грецких орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания и т. п.);

  • знакомить с разнообразием бросового материала, бумаги и тканей;

  • знакомить с наиболее характерными особенностями бумаги (на ней можно рисовать, в нее можно заворачивать, она рвется, не тонет в воде и т. п.);

  • знакомить с наиболее характерными особенностями ткани (ее можно намочить и отжать, протирать ею поверхности, можно складывать, сворачивать, завязывать в узелок, из нее можно шить и т. п.);

  • формировать сенсорно-перцептивную способность: учить узнавать материалы зрительно, на ощупь и по характерным звукам, производимым в момент действий с ними;

  • развивать представления о величине и количестве: много — мало (скорлупок и т. д.), большая — маленькая (баночка и т. д.);

  • учить понимать названия различных бросовых материалов и бумаги;

  • развивать воображение в процессе использования различных бросовых материалов (скорлупок, баночек и т. п.), ткани и бумаги.


Оборудование и материалы:

Игры проводятся в специально отведенном месте, которое может быть оборудовано в комнате, предназначенной для игр с природным, бросовым материалом, тканью и бумагой, или в выделенном пространстве игровой комнаты. Важно, чтобы место для проведения игр не совмещалось с центром, Предусмотренным для изобразительной деятельности.

Для игр с бумагой, тканью, бросовым материалом используются:

к.— специальный стол или пространство пола, докрытое линолеумом или пластиком, желательно светлым, однотонным;

  • разноцветные пластмассовые подносы;

  • прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, баночки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.);

  • прозрачные пластмассовые пузырьки, металлические и пластмассовые баночки и т. п.;

  • бумага разной фактуры и плотности;

  • наборы ткани разной фактуры и цвета;

  • мелкие резиновые, пластмассовые и сделанные из бумаги и ткани игрушки.

Примерный перечень игр

Игры-упражнения и игры-экспериментирования: «Бумажные капельки», «Салют из конфетти», «Что в баночке лежит» (наполнение железных и пластиковых сосудов), «Следы на бумаге», «Яичная скорлупка», «Шарики из скорлупы (бумаги и т. п.)», «Шумит и шелестит» (бумага, целлофановые пакеты, фольга и т. п.), «Разноцветные дорожки» (рваная аппликация), «Протрем подносы», «Мокрая и сухая тряпочка», «Разные куколки» (куклы из ткани, бумаги, природного и бросового материала), «Что можно сделать из ..?», «Елочные игрушки» и др.

Игры с бытовыми предметами-орудиями

Педагогический замысел:

  • знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов-орудий, представленных в оборудовании;

  • учить пользоваться реальными бытовыми предметами-орудиями в соответствии с игровым замыслом по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе взрослого;

  • учить радоваться вместе со взрослым результату игровых действий с бытовыми предметами-орудиями;

  • учить осуществлять поиск вспомогательных бытовых предметов-орудий для игровой ситуации, ориентируясь на их функциональные свойства;

  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе игр с предметами-орудиями (нести кастрюлю вдвоем, передавать полную кастрюлю товарищу и т. п.);

  • развивать элементарные математические пред­ставления в процессе игр: много — мало (воды и т. д.), пусто, большая — маленькая (кастрюля, чашка, кухонная прихватка и т. д.);

  • развивать операционально-технические уме­ния (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета и различные предметы бытового назначения);

  • учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;

  • поощрять стремление гордиться своими достижениями;

  • использовать навыки, приобретенные в процессе игр с предметами-орудиями, в быту.


Оборудование и материалы:

— кухонный стол, подобранный по росту детей;

— кастрюли трех размеров;

— пластмассовая посуда (чашки, блюдца, тарелки, стаканы, кувшины, ложки), используемая в быту;

— разноцветные подносы;

— деревянная посуда однотонная и с различной росписью (миски, ложки и т. п.);

— пластмассовые вазочки-контейнеры в форме груши, яблока, шара и т. п.;

— муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье-маше и т. п.;

— плетеные и пластмассовые корзины;

— сервировочный стол, пластмассовые стеллажи на колесиках и т. п.;

— фартуки;

  • кухонные прихватки различного размера и цвета, с картинками, знакомыми детям, и т. п.;

  • салфетки из пластика, ткани, соломки и т. п.

Примерный перечень игр

Игры-упражнения: «Накроем кастрюли крышками», «Донесем кастрюли до плиты» (использование прихваток), «Разложим посуду на подносы», «Чашки и ложки», «Мамин стол», «Принесем Мишке овощи и фрукты в корзине», «Сервировочный столик», «Этажерка с посудой», «Протираем салфетки» (пластиковые салфетки), «Украсим стол для деток», «Поднос с чашками» и т. п.

Игры-экспериментирования: «Пустые и полные кастрюли», «Пустые и полные вазочки (корзинки)», «Наливаем чай в чашки», «Наливаем суп в тарелку», «Если кастрюли горячие...», «Несем кастрюлю вдвоем», «Возьми уменя пустой (полный воды) тазик и т. п.» и др.


Игры, направленные на сенсорное развитие

Педагогический замысел:

— развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними;

  • развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;

  • развивать систему зрительно-слухо-двигательной связи;

  • обращать внимание на развитие тактильно-кинестетического восприятия, развивать познавательные функции руки;

  • развивать познавательную направленность ребенка (установки «Что это?», «Что делает?», «Что с ним делают?», «Зачем он?»), формировать потребность в предметной «новизне»;

  • стимулировать и поощрять желание действовать с предметами, сотрудничая со взрослым;

  • формировать операционально-техническую сторону предметной деятельности;

  • стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий;

  • знакомить с пространственными свойствами предметов, формировать Перцептивные действия идентификации и группировки (по образцу);

  • формировать первые действия воображения (« опредмечивание »);

  • развивать умение различать бытовые звуки, шум работающих электроприборов (пылесоса, стиральной машины и др.), звуки природы (шум дождя, шуршание листьев, удары грома, голоса животных и др.), подражать им.

Оборудование и материалы:

  • наборы разнообразных погремушек;

  • наборы кубиков (пластмассовых, деревянных) разного цвета и размера;

  • мисочки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

  • шарики (пластмассовые, резиновые, деревянные) разного размера и цвета;

— мячи разного цвета и размера (большие и маленькие, легкие и тяжелые);

— гирлянды, бусы разной формы, размера, цвета (в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.);

— кольца для надевания на руки, на стержни, шарики и кубики с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки;

— коробки, бочки-вкладыши типа матрешки разных размеров;

— коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

- шароброс с шарами двух размеров;

— матрешки двух-, трехместные;

— различные пирамидки из элементов одного и разных размеров, одного цвета и разноцветные;

—- столики с отверстиями, одноцветные и двухцветные, с комплектом втулок или грибочков;

- образные озвученные резиновые игрушки;

— коляски, тележки, машины с рукоятками;

— лоточки для скатывания шариков;

— лотки для прокатывания автомобилей;

— набор «Достань колечко»;

-_ трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками;

— тележки со съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него для приближения тележки;

- внутренние и внешние трафареты, вкладыши по типу досок Сегена;

— игрушки с крепящимися деталями, прищепки
и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа
$Дя туловища бабочки, корзинка и др.);

— различные материалы для развития движений, тактильной чувствительности (образцы разных тканей, бумаги, пенопласт, полиэтилен и пр.);

  • мячи различных размеров, фитбол, большая пирамида (высотой 1 м), обручи двух-трех-размеров и другие игрушки;

  • картинки с изображением человека в движении, покое, труде, занимающегося спортом, и пр.;

  • модели подвижных фигурок человечков (например, из трубочек, соединенных продетой внутрь тесьмой);

  • комплекты картинок с изображением различных эмоциональных состояний человека (радости, печали, горя);

  • рамки Монтессори;

  • «Коричневая лестница» (материал Монтессори);

  • «Розовая башня» (материал Монтессори) и др.

Примерный перечень игр

Игры на выделение предметов из фона: «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», I «Предметы и картинки» и т. п.

Игры и упражнения на идентификацию предметов I и движений: «У кого такая картинка?», «Найди пару»: "Какой сюда подходит?", "Кто что делает?", "У кого такой человек?"», «Веселые человечки», «Чья фотография?», «Нравится — не нравится» («опредмечивание» эмоций), «Девочки и мальчики», «Зеркальце, скажи...» и т. п.

Игры и упражнения на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Найди такую кляксу», «Что нарисовано?», «Что он делает?», «Почтовый ящик» и т. п. |

Игры на развитие восприятия отношений по величине: материал Монтессори «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины» (разной величины), «Закрой коробочки разной величины», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины) и т. п.

Игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений: «Далеко и близко», «Достань колечко», «Дорожка длинная и дорожка короткая кдомику», «Составь гирлянды» (бусы из форм разной - величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки» и т. п.

Конструктивные игры Педагогический замысел:

— познакомить детей с различными конструктивными материалами;

— вызывать интерес и эмоциональный отклик на деятельность взрослого в процессе конструктивных игр путем создания на глазах у детей несложных конструкций (мебель для куклы, мишки; гараж и ворота для машины; загородки для живот­ных, домики для кукол) с целью незамедлительного их игрового использования педагогом и детьми;

- развивать восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение) в процессе дидактических игр и упражнений;

— учить выделять из фона, выбирать по образцу необходимые элементы строительного набора (где такой?) с помощью соотносящего и указательного жестов, используя в качестве образцов объемные фигуры и плоскостные изображения;

— формировать направленность на создание Функциональных построек путем обучения приемам «дополнения» (прикреплять окна и двери к построенному дому), «включения» (например, вокруг достроенного дома располагают деревья, песочницы и пр., «расстилают» тротуары, дороги, по которым едут игрушечные машины), обыгрывания постройки;

  • учить адекватно реагировать на разрушение конструкций, вызывать стремление восстанавливать их для продолжения игры, развивать игровую направленность детского конструирования;

  • учить использовать конструктивный материал в качестве предметов-заменителей в образных играх;

  • формировать пространственные представления (вперед — назад, впереди — сзади, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе, наверху — внизу и пр.) в процессе игр с конструктивным материалом и игрушками;

  • знакомить с постоянством формы и относительностью размера в процессе конструктивных игр (большая — маленькая, больше — меньше, самая большая, самая маленькая и т. п.);

  • учить группировать по двум образцам детали строительных наборов (кубики, палочки, бруски, кирпичики, пластины, треугольные призмы — крыши);

  • познакомить с названиями основных деталей строительных наборов, учить выделять по названию, поощрять самостоятельное называние (использовать названия материальных предэталонов);

  • учить сравнивать по форме, количеству и величине, используя приемы приложения и наложения;

  • формировать умение выполнять последовательную цепочку действий, направленных на создание конструкции из строительного материала;

  • развивать общую и мелкую моторику, формируя необходимые для конструирования операциональные умения (пальцевый захват деталей, их удерживание, поворачивание, совмещение и т. д.)»1 способность удерживать плоскостной и объемный материал двумя и одной рукой, перемещать в пространстве различные части и детали конструкции и т. п.;

  • учить действовать двумя руками, формировать опережающие движения взора;

  • направлять детей на создание коллективной постройки (строим одинаковые конструкции, вместе создаем одну и т.п.) с непосредственным участием взрослого;

- учить создавать постройки по подражанию действиям взрослого и по простейшему образцу;

— создавать условия для использования детьми вне занятий, в ходе предметно-строительной игры
Умений, Приобретенных в совместных со взрослым конструктивных играх;

- учить детей достигать результата в конструировании для последующей игры;

— учить выражать радость и удовольствие от полученного результата, демонстрировать его взрослым, другим детям.

Оборудование и материалы:

  • ковровое покрытие (однотонное, с рисунками дороги, улиц и т. п.);

  • крупный строительный материал, состоящий из мягких модулей;

— крупный деревянный строитель;
- конструктор по типу Lego-duplo;

  • крупные палочки (бамбуковые или деревянные) размером 20 см;

  • столы для конструктора Lego;

-р 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (конторки могут использоваться для игр стоя; внутри конторки дети вместе со взрослыми могут организовывать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.);

- настольный конструктор — строительные наборы, состоящие из кубиков, брусков и т. п.;

Деревянные и пластмассовые палочки;


- материалы Монтессори («Коричневая лестница» «Розовая башня» и др.);

- колечки на подставке;

- коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши;

  • коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

  • матрешки двух-, трехместные;

  • различные пирамидки с кольцами одного и разных размеров, одного цвета и разноцветные;

  • столики с отверстиями, одноцветные и двухцветные, с комплектом втулок или грибочков;

  • вкладыши по типу досок Сегена;

  • игрушки со съемными деталями, прищепки и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа для туловища бабочки, корзинка и др.);

  • большая пирамида (высотой 1 м).

Примерный перечень игр

«Построим башню: кубик на кубик», «Построй дорожку для машины из пластин», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже», «Забор из больших и маленьких палочек», «Розовая башня» (материал Монтессори); «Коричневая лестница» (материал Монтессори), «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки (на подставке)», «Домик-вкладыш», «Слоник-вкладыш», «Бочки-вкладыши», «Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм», «Матрешки», «Пирамидки», «Столики с отверстиями (одноцветные и двухцветные) с комплектом втулок или грибочков», «Тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него», «Вкладыши» (по типу досок Сегена), «Составь из круга (квадрата, треугольника и т. п.) и прищепок елку (солнце, бабочку и др.)», «Волшебная пирамида» (большая пирамида высотой 1 м с кольцами), «Конструктор Lego» и др.

Сюжетно-отобразительные игры

педагогический замысел:

- познакомить с куклой, формировать особое отмщение к кукле как к ребенку (игровому заместителю человека): учить говорить ласковые слова, заглядывать в глаза, поглаживать по головке и т. п.;

—- знакомить с предметами, необходимыми для игры с куклой (предметы одежды, посуды, мебели), учить их показывать и называть (мимикой, жестами, словами);

— вызывать интерес к образным игрушкам,
учить радоваться встрече с игрушками и хотеть играть с ними;

- учить выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию действиям и по словесной просьбе взрослого;