Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 363

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел «Игра» является центральным в программе, что обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, в том числе и ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. Широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении — необходимое условие успешного физического и личностного развития детей. Содержание раздела «Игра» самым тесным образом связано с содержанием всех разделов программы на всех этапах обучения.

На первом этапе обучения с детьми проводятся Разнообразные игры и игровые упражнения, направленные на формирование элементарного игрового опыта. Это игры с природным, бросовым материалом, бумагой, тканью, бытовыми предметами-орудиями, игры, направленные на сенсорное развитие,

конструктивные, театрализованные и сюжетно-отобразительные игры (обыгрывание игрушек).

Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью проводится в форме индивидуальных и групповых занятий. Группа может состоять из 2—5 детей в зависимости от особенностей их психофизического развития. Занятия проводят в соответствии с расписанием учитель-дефектолог (игры с природным материалом, отобразительные, конструктивные игры) и воспитатель (подвижные, отобразительные игры). Кроме этого закрепление представлений, связанных с той или иной игровой темой, игровых умений и навыков происходит в ходе совместных игр и занятий детей и взрослых, для которых также отведено время в режиме дня каждой возрастной группы.

Игры с природным, бросовым материалом и тканью предполагают использование разных приемов выполнения детьми игровых действий в зависимости от особенностей развития воспитанников: совместных действий детей и взрослых, действий по подражанию взрослым, действий по образцу, предложенному взрослым. Они могут проводиться в специально отведенном пространстве игровой комнаты, кроме того, с этой целью может быть создана специальная комната для игр с песком и водой, бросовым материалом, бумагой и тканью.

Учитель-дефектолог и воспитатели проводят такие игры с группами детей, в которые могут включаться дети как с примерно одинаковым, так и с различным уровнем сформированности игровых
действий. При объединении детей в группы со сходными возможностями им предлагаются равные по сложности игры и игровые упражнения. При объединении в одну группу детей с разным уровнем сформированности игровых навыков педагог дифференцированно предлагает различные по степени сложности игровые задания или привлекает к играм пары детей, взаимодополняющие друг друга. Эти же игры могут проводиться индивидуально. В них учитель-дефектолог становится единственным партнером ребенка по игре, и сам предлагает ему образец выполнения разнообразных игровых действий с различными материалами.

Для игр с бытовыми предметами-орудиями учитель-дефектолог, воспитатели объединяют детей в небольшие группы по 2—3 человека, а также проводят их индивидуально. По мере овладения действиями с предметами-орудиями состав группы увеличивается до 5 человек.

Игры с бытовыми предметами-орудиями моделируются взрослыми в соответствии с психофизическими особенностями детей. Взрослые реализуют педагогический замысел в процессе совместной с детьми игровой деятельности, направленной на развитие самостоятельности, воспитание интереса детей к элементарной трудовой деятельности. В играх используются реальные предметы ближайшего окружения, которые дети могут видеть дома или в дошкольном учреждении постоянно, так как они применяются в быту, в процессе приготовления пищи, во время еды. Эти игры могут проводиться в качестве самостоятельных и игровых упражнений, предшествующих таким реальным действиям, как прием пищи, накрывание на стол и т. п.

Игры с бытовыми предметами-орудиями проводятся в специально оборудованной комнате (кухне) или в помещении группы в отведенном для них месте.

На первом этапе значительная роль отводится играм, направленным на сенсорное развитие детей. Это объясняется, во-первых, тем, что младший Дошкольный возраст у детей с интеллектуальной Недостаточностью становится сензитивным периодом в развитии сенсорной сферы, а во-вторых, тем огромным значением, какое имеет сенсорика в развитии всей познавательной деятельности ребенка.

На первом этапе обучения коррекционная работа направлена прежде всего на обогащение сенсомоторного опыта детей, формирование системы обследовательских действий, а также познавательных установок «Что это?», «Какой он?», «Где звучит?». В результате возникает способность выделять основные признаки предметов с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, вкусового, обоняния), дифференцировать их,

соотносить со словом; Это является необходимым условием формирования полных и адекватных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Внимание детей привлекается к функциональным и пространственным свойствам окружающих предметов (форме, отношениям по величине и расположению) и цвету, они обучаются действовать с учетом этих свойств, сравнивать объекты по данным признакам, находить сходство и различие, объединять в группы.

Одновременно у ребенка формируются первые практические ориентировочные действия («поисковая», результативная проба, практическое примеривание), умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, формируется система «взор — рука (руки)».

Такой комплексный подход к коррекции и формированию способов восприятия приводит к возникновению очень важной для познавательного развития ребенка сенсорно-перцептивной способности, развитию концентрации внимания, умения сосредоточиться на содержании и выполнении игрового задания, придавая вниманию устойчивость и произвольность.

; Игры, направленные на сенсорное развитие, проводятся индивидуально и с небольшими подгруппами по 2—4 человека. Они включаются в содержание различных занятий в качестве подготовительных, облегчающих детям выполнение основной дидактической задачи. При этом создаются благоприятные условия для учета индивидуальных возможностей каждого играющего путем предъявления материалов различной трудности.

Конструктивные игры направлены не только на ознакомление детей с конструктивной деятельностью, но прежде всего на решение целого круга коррекционно-развивающих задач: обогащение сенсорного опыта; закрепление первичных представлений о цвете, форме, величине, строении объектов действительности, расположении в пространстве их элементов по отношению друг к другу; развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и т.п., а также практическое использование этих свойств в создаваемых с помощью приемов конструктивной деятельности моделях объектов.

Конструктивные игры проводит учитель-дефектолог во время групповых занятий и в рамках индивидуальной работы. Кроме этого они могут включаться в другие виды игр и разделы работы на
Данном этапе. Например, в занятия по ознакомлению с окружающим и развитие речи, игры с образными игрушками, занятия изобразительной деятельностью, занятия физической культурой и др. Конструктивные игры может проводить также воспитатель, закрепляя интерес детей к конструктивной деятельности и формируемые конструктивные умения во время, предусмотренное для свободных игр и занятий. В начале обучения конструктивные игры проводятся с небольшими группами детей численностью в 2—3 человека. По мере овладения детьми конструктивными умениями и взаимодействием со взрослым и сверстниками численность подгрупп может увеличиваться до 5 человек.

Конструктивные игры проводятся в игровой комнате, в кабинете учителя-дефектолога, в групповой комнате. Для их проведения необходимо специально оборудованное место, в котором находятся столы для конструирования, а на полу лежит ковровое покрытие, на котором дети могут играть.

На первом этапе с детьми проводятся также сюжетно-отобразительные игры. Этим играм обучает учитель-дефектолог, а уточняют и закрепляют навыки игры воспитатели группы и другие специалисты, работающие с детьми (логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель и др.). Они включают элементы игр с образными игрушками в свои занятия, наполняя их, таким образом, единым содержанием, свя­зывая ход игрового занятия тематически со знакомой детям игровой ситуацией или образной игрушкой.

В групповой комнате выделяется место для игр. Оно может состоять из обязательной части — кукольного уголка, который оформляется в виде кукольной квартиры (кухня и большая комната) со всеми необходимыми для этого атрибутами. Содержание кукольного уголка меняется по мере того, как дети осваивают различные игровые действия с куклой. Содержание кукольного уголка связывается с различными игровыми ситуациями. На ковре создается игрушечный гараж для различных машинок (большого, среднего и маленького размера), любимые детьми образные игрушки располагаются на специальных стеллажах, в доступном для них месте.

Формирование у детей с проблемами интеллектуального развития интереса к театрализованной мере, и прежде всего к ее процессу, является одной из важнейших задач первого этапа.


Для проведения театрализованных игр используются песенки и потешки, кумулятивные и авторские сказки, сказки-импровизации, сюжет которых отражает простейшие ситуации, пригодные для режиссерских игр с образными игрушками, игр-драматизаций. Для театрализованных игр в групповой комнате выделяется специальное место, позволяющее представить все разнообразие игрово­го материала. Кроме этого для театрализованных игр может быть создано специальное помещение, например «Комната сказки». Она оформляется в декорациях, отражающих различные области действительности (лес, огород, дом и т. п.).

Игры с природным материалом Педагогический замысел:

—развивать у детей стремление действовать вместе со взрослым, вместе радоваться процессу игры с природным материалом;

- вызывать эмоциональный отклик на игровые действия с природным материалом;

учить выражать радость и удовольствие, огорчение, удивление в процессе совместных игр с водой, песком, разнообразными натуральными сыпучими веществами, листьями, плодами и т. п.;

- знакомить детей с различным природным материалом и его свойствами (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый; шишки «колючие», желуди гладкие и т. п.);

формировать умение адекватно, бережно и осторожно действовать с природным материалом;

-развивать орудийные действия: использовать орудия и предметы для достижения цели, например, выловить ракушку сачком из воды, Пересы58

пать песок совком, манку ложкой и т. п. из одной емкости в другую и др.;

- развивать познавательные функции руки: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т. п.);

- формировать представления о количестве: много, мало, пусто; один — много;

- развивать пространственно-величинные представления в процессе игр;

- пробуждать речевую активность в процессе игр с природным материалом;

пробуждать стремление действовать вместе со взрослым и сверстниками и наблюдать за преобразованием природного материала.

Оборудование и материалы:

  • водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для игр 3—4 детей;

  • разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных размеров (большие, средние, маленькие);

  • чистый просеянный песок, не слишком круп­ый или мелкий; он может быть прокален в духовом шкафу;

  • специальный стол с углублениями для поддонов, в которые по мере необходимости в соответствии с целями и задачами сенсорного развития детей наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы;

  • прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);

  • натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;