Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Агротрейдинг»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Методы анализа конкурентоспособности предприятия
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АГРОТРЕЙДИНГ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Агротрейдинг»
2.2. Анализ внешней и внутренней среды
2.3. Анализ конкуренции и конкурентоспособности ООО «Агротрейдинг»
Из таблицы 5 видно, что все факторы влияют на деятельность предприятия по-разному. Положительный эффект ожидается под воздействием социальных и технологических факторов, политические и экономические факторы могут оказать негативное влияние.
В нашей стране предприниматели не возлагают особых надежд на помощь со стороны государства, поэтому здесь экспертами была дана невысокая оценка. В связи с тем, что деятельность предприятия носит международный характер, повышение таможенных пошлин и запрет на ввоз продукции из стран-поставщиков серьезно затруднит работу ООО «Агротрейдинг».
Здесь опять же со стороны государства повышение налогообложения, разрыв экономических отношений со странами-импортерами, нестабильность курсов валют затруднят работу предприятия с партнерами. Повышение издержек скажется на цене. А сезонность, как было сказано выше, в первую очередь влияет на продажи в летний период.
Что касается социальной компоненты, то здесь много положительных факторов. Все больше людей решают начать здоровый образ жизни, сесть на диеты, и говоря здоровом питании невозможно обойти стороной такую важную составляющую рациона как сухофрукты и орехи, которые так же потребляются не зависимо от возраста, пола, национальности, Так же за счет религиозного фактора, в период Великого поста, наблюдаются самые высокие продажи в году. Известность и положительный фирмы в деловых кругах может повлиять на увеличение клиентов.
Влияние технологических факторов:
- появление новых видов продукции (возможность для расширения ассортимента);
- развитие НТП (появление нового складского оборудования и техники, оборудование для фасовки, что повысит производительность труда);
- информация и коммуникации, влияние интернета (наличие доступа в интернет дает возможность поиска клиентов, поставщиков, оперативно делать заказы, проводить мониторинг цен у конкурентов, контролировать ситуацию на рынке сухофруктов и орехов);
- появление новых ГОСТов, например, может вызвать трудности при хранении товара на складе.
- повышение стоимости технологий (в силу объемов деятельности ООО «Агротрейдинг» не все может себе позволить).
Результаты проведенного анализа сведены в таблицу 6.
Таблица 6 – PEST-анализ
Факторы политической компоненты |
Мера влияния |
Факторы социальной компоненты |
Мера влияния |
1 |
2 |
3 |
4 |
Помощь со стороны государства малому предпринимательству |
+10 |
Тенденции, мода на здоровый образ жизни |
+30 |
Повышение таможенных пошлин |
-20 |
Рост любителей снековой продукции |
+30 |
Запрет на ввоз продукции из стран поставщиков |
-30 |
Известность фирмы в деловых кругах |
+40 |
Итого: |
-40 |
Демографический рост |
+20 |
Религиозный фактор |
+40 |
||
Итого: |
+160 |
||
Факторы экономической компоненты |
Факторы технологической компоненты |
||
Ужесточение налогообложения |
-20 |
Разработка и выпуск нового оборудования, появление новых видов продукции |
+20 |
Неустойчивость курсов валют |
-30 |
Появление новых требования ГОСТ |
-10 |
Снижение покупательской способности населения |
-30 |
Возможность оперативного получения информации |
+40 |
Дружеские экономические взаимоотношения с другими странами |
+30 |
Повышение стоимости технологий |
-10 |
Влияние сезонности на продажи |
-30 |
Итого: |
+40 |
Повышение цен поставщиков |
-10 |
||
Увеличение коммерческих и прочих затрат |
-10 |
||
Итого: |
-100 |
Таким образом, можно сделать вывод, что самое благоприятное влияние оказывают факторы социальной компоненты, а негативное - экономической.
Закуп продукции осуществляется с помощью программы «1с:7.7». В справочник программы занесены номенклатура и контрагенты (поставщики, покупатели), информация о них и последние закупочные цены. Менеджер делает в 1с заказ и отправляет в электронном виде поставщикам. Вся продукция заказывается в основном «под клиента».
Специалисты компании серьёзно относятся к выбору поставщиков, проверяя соответствие их производственных процессов и исходного сырья мировым стандартам. Благодаря такому тщательному контролю, сегодня ООО «Агротрейдинг» может предложить своим клиентам лучшие сухофрукты и орехи. Поставщики из Аргентины, Вьетнама, России, Таджикистана, Таиланда, Туниса, Турции и Чили являются постоянными партнерами. Все поставщики являются производителями, кроме ООО «Зард» - они являются и производителями и поставщиками.
Анализа поставщиков проведем по следующим направлениям: определим структуру поставщиков, их долю в закупке, проранжируем. Экспертами при проведении анализа выступили руководители организации.
Таблица 7 – Классификация поставщиков ООО «Агротрейдинг»
Ассортиментная группа |
Количество поставщиков |
Поставщик |
1 |
2 |
3 |
Сухофрукты |
8 |
ЛТД «Интегре» (Турция) |
ЛТД «Гочмез» (Турция) |
||
ЛТД «ВиКей» (Таиланд) |
||
ЛТД «ДжиСиЭф» (Таиланд) |
||
ЛТД «АгроКом» (Чили) |
||
ЛТД «Латинсер» (Аргентина) |
||
ООО «Зард» (Россия-Таджикистан) |
||
ООО «Агрофуд» (Россия) |
||
Орехи |
4 |
ЛТД «Лонгсон» (Вьетнам) |
ООО «Зард» (Россия-Таджикистан) |
||
ООО «Росорех» (Россия) |
||
ООО «Ореховый мир» (Россия) |
||
Цукаты |
2 |
ЛТД «ВиКей» (Таиланд) |
ООО «Зард» (Россия-Таджикистан) |
||
Семена |
2 |
ООО «Алтай» (Россия) |
ООО «Зард» (Россия-Таджикистан) |
Из таблицы 7 видно, что на группу сухофруктов приходится максимальное количество поставщиков. Количество поставщиков орехов в два раза меньше. Ассортимент цукатов и семян не такой широкий как сухофруктов, поэтому и поставщиков не так много.
Сопоставим доли каждого поставщика в общей закупке и отобразим в таблице 8.
Таблица 8 – Доли поставщиков в закупке ООО «Агротрейдинг»
Поставщик |
Доля в закупке, %. |
1 |
2 |
ЛТД «Интегре» (Турция) |
13,8 |
ЛТД «Гочмез» (Турция) |
7,9 |
ЛТД «ВиКей» (Таиланд) |
7,3 |
ЛТД «ДжиСиЭф» (Таиланд) |
6,7 |
ЛТД «АгроКом» (Чили) |
13,9 |
ЛТД «Латинсер» (Аргентина) |
7,4 |
ООО «Зард» (Россия-Таджикистан) |
12,6 |
ООО «Агрофуд» (Россия) |
2,7 |
ЛТД «Лонгсон» (Вьетнам) |
8,3 |
ООО «Росорех» (Россия) |
6,9 |
ООО «Ореховый мир» (Россия) |
9,4 |
ООО «Алтай» (Россия) |
3,1 |
Итого: |
100 |
Самые высокие доли в закупке принадлежат: ЛТД «Интегре» (Турция) – 13,8%, ЛТД «АгроКом» (Чили) – 13,9%, ООО «Зард» (Россия-Таджикистан) – 12,6%, ООО «Ореховый мир» (Россия) – 9,4%.
Проранжируем поставщиков по десятибалльной шкале в таблице 9.
Таблица 9 - Ранжирование поставщиков
Поставщик |
Критерий |
Результат |
|||||
Ассортимент |
Объем поставки |
Срок поставки |
Отсрочка платежа |
Цена поставки |
Исполнение договорных обязательств |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ЛТД «Интегре» |
7 |
10 |
10 |
10 |
8 |
10 |
55 |
ЛТД «Гочмез» |
7 |
10 |
9 |
9 |
8 |
10 |
52 |
ЛТД «ВиКей» |
7 |
10 |
10 |
9 |
9 |
10 |
54 |
ЛТД «ДжиСиЭф» |
6 |
10 |
9 |
8 |
7 |
10 |
49 |
ЛТД «АгроКом» |
9 |
10 |
9 |
8 |
8 |
10 |
53 |
ЛТД «Латинсер» |
5 |
10 |
9 |
8 |
9 |
10 |
50 |
ООО «Зард» |
9 |
10 |
10 |
10 |
9 |
10 |
58 |
ООО «Агрофуд» |
5 |
10 |
9 |
8 |
8 |
10 |
49 |
ЛТД «Лонгсон» |
5 |
10 |
10 |
8 |
8 |
10 |
50 |
ООО «Росорех» |
8 |
9 |
10 |
8 |
8 |
10 |
53 |
ООО «Ореховый мир» |
9 |
10 |
10 |
9 |
8 |
10 |
56 |
ООО «Алтай» |
9 |
10 |
10 |
9 |
8 |
10 |
56 |
Как видно в таблице 9, в целом у каждого поставщика оценки довольно высокие. Все поставщики выполняют договорные обязательства. В основном заказы в ООО «Агротрейдинг» отправляются поставщикам «под клиента», который внес предоплату, поэтому критерий «срок поставки и объем поставки» очень важен и оценки по ним даны высокие, что говорит о налаженности работы со всеми партнерами. Цены у поставщиков, по мнению экспертов слегка завышены, но качество продукции и условия поставки их вполне устраивают. Низкие оценки за ассортимент связаны с тем, что никто из поставщиков не может предоставить весь перечень по группам продукции, в основном предлагают различные сорта; ЛТД «Интегре», например, производит и поставляет только курагу, но разных сортов; ЛТД «Лонгсон» - только кешью со своего производства хорошего качества.
Максимальный балл получил ООО «Зард», этот поставщик может предоставить максимальный ассортимент и по выгодным условиям. Лучший поставщик группы сухофруктов - ЛТД «Интегре», несмотря на узкий ассортимент, является давним партнером и предлагает лучшие условия поставки и отсрочку платежа. ЛТД «ДжиСиЭф» в этой группе набрал наименьший балл, но качество продукции у них отличное, с объемом поставки не подводят и ООО «Агротрейдинг» не собирается искать замену.
Баллы у поставщиков группы «орехи» довольно высокие, лишь
ЛТД «Лонгсон» отстает, но он единственный поставщик кешью собственного производства.
У поставщиков цукатов и семян высокие оценки, но есть и недостатки, они единственные в своих группах, кроме ООО «Зард», поэтому ООО «Агротрейдинг» вынуждены с ними сотрудничать.
В связи с наличием недостатком, необходимо предпринять дополнительные меры для усиления работы с поставщиком (например, никогда не задерживать платежи за полученный товар), а также довести до их сведения свои предложения для улучшения отношений и сотрудничества.
Итак, проведя анализ поставщиков можно сделать следующие выводы:
- все поставщики являются производителями продукции;
- большинство компаний являются поставщиками сухофруктов;
- компания ООО «Зард» поставляет самый широкий ассортимент и имеет высокую долю в общем закупе ООО «Агротрейдинг»;
- так же высокие доли у поставщиков: ЛТД «АгроКом» (Чили) – 13,9%, ЛТД «Интегре» (Турция) – 13,8%, ООО «Зард» (Россия-Таджикистан) – 12,6%, ООО «Ореховый мир» (Россия) – 9,4%;
- по оценкам экспертов все поставщики получили высокие баллы, есть недостатки, но они не сильно сказываются в целом сотрудничестве.
2.3. Анализ конкуренции и конкурентоспособности ООО «Агротрейдинг»
Основной характеристикой российского рынка является высокая зависимость от конъюнктуры мирового рынка, несмотря на это отрасль сухофруктов и орехов динамично и стремительно развивается. Увеличение количества производителей, расширение ассортиментных позиций за счет создания оригинальных видов продукции, появление большого количества фасованных видов готовых к употреблению сухих фруктов, ягод и смесей, орешков, разработка новых торговых марок – вот основные тенденции развития рынка на ближайшее время.
Проведем анализ конкурентных сил, действующих на фирму при помощи модели Портера.
1. Поскольку отрасль стремительно развивается и является довольно привлекательной (Самым быстрорастущим в стоимостном выражении на рынке снеков является сегмент фруктовых снеков. Эта продукция завоевывает все большую популярность среди приверженцев здорового образа жизни.
2. Наличие товаров-заменителей. Как было сказано выше, торговля сухофруктами и орехами носит сезонный характер, главным заменителем являются свежие фрукты и ягоды. И в летние месяцы этот фактор оказывает ощутимое влияние на продажи.
3. Санкт-Петербург — самый востребованный порт, через который проходит 66% объема морской торговли России. В то же время согласно результатам рейтинга «Ведение бизнеса в России», составленного Группой организаций Всемирного банка, Санкт-Петербург занимает первое место среди регионов Российской Федерации с точки зрения количества документов, которые необходимо оформить для экспорта и импорта, а также времени и средств, затрачиваемых при их оформлении [16]. Это один из факторов, который может сказаться на поведении поставщиков, они могут поднять цены на продукцию, пересмотреть условия договора, что маловероятно, ведь у них с ООО «Агротрейдинг» прочные многолетние партнерские отношения.
4. Покупатели. Как уже неоднократно говорилось, у ООО «Агротрейдинг» налаженные каналы дистрибуции, ежегодно количество лояльных покупателей растет. Компания предлагает своим клиентам продукцию отличного качества и по выгодным условиям.
5. Соперничество существующих в отрасли компаний. Спрос и количество конкурентов стабильно растет, поэтому при привлечении клиентов, каждая конкурирующая фирма пытается предложить выгодные условия сотрудничества, заинтересовать ценами и ассортиментом.