Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Агротрейдинг»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Методы анализа конкурентоспособности предприятия
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АГРОТРЕЙДИНГ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Агротрейдинг»
2.2. Анализ внешней и внутренней среды
2.3. Анализ конкуренции и конкурентоспособности ООО «Агротрейдинг»
Из анализа модели Портера можно сделать вывод, что наибольшее влияние на деятельность фирмы оказывает вторая и пятая сила, а это «товары-заменители» и конкуренция в отрасли. Оба фактора могут повлиять на главный показатель деятельности фирмы — прибыль.
Далее определим конкурентные позиции предприятий отрасли (по данным Петростата). Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих в отрасли, используются процедуры графической стратегической группировки.
Компании в одной стратегической группе могут объединяться по разным признакам. Карта стратегических групп изображена на рисунке 2.5. Для ее построения были выбраны две наиболее важные характеристики: цена и ассортимент. Чтобы построить карту стратегических групп воспользуемся АВС-анализом (см. таблицу 10).
Таблица 10 - АВС-анализ
Доля рынка,% |
|||
А (12%) |
Компании, специализирующиеся на импорте |
- ООО ТД «Ермак» - ЗАО «Кинг» - ООО «Восточная сказка» - ООО «Агротрейдинг» - прочие |
2,1 1,9 2,8 2,2 3 |
В (28 %) |
Крупные компании-дистрибьютеры |
- ООО «Августтопфер» - ООО «Берекат» - ООО «Петробарс» - ООО «Мир сухофруктов» - ООО «Зард» - прочие |
3,2 4,3 5,9 6,6 8 |
С (60%) |
Мелкие компании-дистрибьютеры |
- ООО «Золотая долина» - ООО ТК «Мэджик Фуд» - ООО «АБ-Маркет» - ООО «Атланта» - прочие |
4,7 9,6 7,9 9,4 28,4 |
Итого: |
100 |
Категория А — те фирмы, которые являются прямыми конкурентами и на деятельность которых следует обращать внимание в первую очередь.
Категория С — так же являются конкурентами, но у них нет такого преимущества, как прямые поставки от производителей.
Теперь построим карту стратегических групп конкурентов непосредственно по наиболее интересующей нас группе А (см. рисунок 2.5).
цена
высокая
средняя
низкая
ассортимент
узкий средний широкий
Рисунок 3– Карта стратегических групп конкурентов
Для удобства каждому конкуренту был присвоен порядковый номер:
1 – ООО ТД «Ермак»;
2 – ЗАО «Кинг»;
3 – ООО «Восточная сказка»;
4 – ООО «Агротрейдинг»;
5 – прочие.
Из рисунка видно, что ближайший конкурент к ООО «Агротрейдинг» — ООО ТД «Ермак» и ООО «Восточная сказка». На деятельность данных предприятий нужно обратить особое внимание.
Доли рынка выделим в отдельной диаграмме (см. рис. 4).
Рисунок 4 – Доля рынка группы А (%)
По доли рынка лидирует ООО «Восточная сказка», так как это предприятие уже давно функционирует на рынке Санкт-Петербурга и успело наработать широкую клиентскую базу. При этом за достаточно короткое время существования, ООО «Агротрейдинг» смогло завоевать высокие позиции.
Далее, анализ основных конкурентов был проведен на основе экспертных оценок. В качестве экспертов выступали руководители отделов закупок и развития предприятий ООО «Зард» и руководитель отдела развития кондитерской фабрики «Север».
Таблица 11 – Оценка сравнительных преимуществ (по 5-ти бальной системе: минимальная оценка – 1; максимальная - 5)
Критерий |
Весовой коэффициент значимости |
ООО «Агротрейдинг» |
ООО «Восточная сказка» |
ООО ТД «Ермак» |
ЗАО «Кинг» |
||||
балл |
взвешенная оценка |
балл |
взвешенная оценка |
балл |
взвешенная оценка |
балл |
взвешенная оценка |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ассортимент |
0,14 |
4 |
0,56 |
5 |
0,7 |
4 |
0,56 |
3 |
0,42 |
Цена |
0,2 |
4 |
0,8 |
5 |
1 |
3 |
0,6 |
4 |
0,8 |
Качество |
0,2 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
4 |
0,8 |
Продвижение |
0,14 |
3 |
0,42 |
4 |
0,56 |
3 |
0,42 |
3 |
0,42 |
Фасовка |
0,12 |
- |
- |
5 |
0,7 |
3 |
0,36 |
3 |
0,36 |
Условия поставки |
0,2 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
5 |
1 |
Итого: |
1 |
20 |
3,78 |
29 |
4,96 |
23 |
3,94 |
22 |
2,8 |
1 – позиция очень плохая; 2 – плохая; 3 – средняя; 4 – хорошая; 5 – отличная. |
Лидером рынка является ООО «Восточная сказка». Минимальную оценку получил ЗАО «Кинг», у него узкий ассортимент и цены выше среднерыночных, слабое продвижение как и у ООО ТД «Ермак». Предприятие ООО «Агротрейдинг» получило оценку выше среднего. Как видно, основным критерием, по которому он уступает всем конкурентам, является «фасовка». Так же слабая политика продвижения мешает ООО «Агротрейдинг» занять лидирующие позиции.
Изучим положение рассматриваемых организаций с помощью многоугольника конкурентоспособности (рисунок 5).
Рисунок 5 – Многоугольник конкурентоспособности
Каждая ось отражает значения шести исследуемых факторов по четырем рассмотренным организациям. Видно, что предприятие ЗАО «Кинг» имеет самые низкие оценки, ООО «Восточная сказка» самые высокие. Кроме фасовки основные колебания наблюдаются по параметрам: ассортимент и цена. Предприятие ООО «Агротрейдинг» занимает позицию близкую к лидеру.
Итак, из всего анализа конкурентов можно сделать вывод, что ООО «Агротрейдинг» имеет как преимущества перед конкурентами, так и слабые стороны. Но в целом предприятие имеет все предпосылки для того, чтобы стать лидером на рынке оптовой торговли сухофруктами и орехами Санкт-Петербурга.
Проанализировав ситуацию во внешней и внутренней среду организации и оценив уровень конкурентоспособности можно резюмировать:
- предприятие стабильно функционирует, не смотря на влияние сезонного фактора, доходы покрывают все расходы;
- организация реализует свою продукцию оптом кондитерским предприятиям, фасовщикам, крупным и мелким оптовикам;
- у ООО «Агротрейдинг» есть своя наработанная база постоянных клиентов, а так же специалисты предприятия занимаются активным поиском новых; благодаря репутации предприятия и поддерживаемому сайту некоторые покупатели сами проявляют желание сотрудничать;
- самое положительное влияние на предприятие оказывают социальные факторы, а негативное - экономические;
- ООО «Агротрейдинг» практически всю продукцию закупает у иностранных производителей, с которыми налажена система поставок;
- предприятие занимает высокие позиции на рынке Санкт-Петербурга, основными проблемами, мешающими занять лидирующие места являются слабое продвижение, неконкурентные цены и отсутствие фасовки.
Из сильных сторон так же можно выделить:
- кондитерское сырье, сухофрукты, орехи и цукаты высшего качества, имеющие все необходимые сертификаты,
- стабильность и своевременность поставок,
- выгодные условия товарного кредита для предприятий пищевой промышленности,
- возможность контрактных поставок по фиксированным ценам.
В целом при устранении недостатков, исследуемая организация имеет хорошие перспективы для увеличения своего конкурентоспособного потенциала.
По результатам анализов внешней и внутренней среды предприятия можно выделить его сильные и слабые стороны, которые целесообразней представить в структуре SWOT-анализа (см. табл. 2.25). Экспертами выступили руководители и менеджеры компании ООО «Зард».
Итак, проведя анализ деятельности ООО «Агротрейдинг» мы определили, что главными слабыми сторонами предприятия являются: ценовая политика, продвижение, влияние сезонности на продажи. При нынешних масштабах деятельности предприятие может усилить свои позиции за счет расширения ассортимента и увеличения продаж за счет поиска новых потребителей, поддержания высокого качества продукции и выполнения условий договоров.
Таблица 12 - SWOT – анализ
Возможности:
3.Усиление маркетинговой деятельности, в частности по товарной политике (расширение ассортимента), стимулированию сбыта, продвижение. 4. Развитие новых технологий и появление нового оборудования. |
УГРОЗЫ: 1.Снижение цен конкурентами (агрессивная политика). 2.Ужесточение законодательного регулирования в области таможенного оформления и запрет на ввоз продукции из стран-импотеров. 3.Увеличение стоимости закупа продукции. 4.Нестабильность экономики (снижение покупательской способности), как следствие снижение объемов продаж. 5.Появление новых конкурентов. |
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: 1. Квалифицированный персонал. 2. Рост объемов продаж и прибыли. 3. Хорошо налаженная работа с поставщиками и клиентами. 4. Хорошая репутация. 5. Наличие склада, складского оборудования, транспорта. 6. Удобное местоположение. 7. Широкий ассортимент. 8. Высокое качество продукции. 9. Предоставление выгодных кредитов. |
За счет широкого ассортимента, высокого качества продукции, высокого уровня обслуживания, наличия хороших производственных возможностей завоевать новых клиентов и увеличить долю рынка. |
Рост числа постоянных покупателей, выгодные условия сотрудничества, высокое качество продукции, хорошая репутация могут быть хорошей защитой перед агрессивной политикой конкурентов. Вероятная возможность повышения поставщиками цен и запрет на ввоз продукции не предоставляет особой угрозы, т.к. на международном рынке достаточно высокая концентрация предложений со стороны поставщиков. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: 1.Слабое продвижение. 2.Отсутствие фасовочного оборудования. 3. Превосходство лидера рынка в ценовой и ассортиментной политике. 4. Сезонность. |
Увеличение доли охвата рынка можно достичь за счет усиления маркетинговой деятельности и внедрения фасовки. Разработка ценовой стратегии - как способ привлечь потенциальных покупателей и стимулировать сбыт. Внедрение фасовки поможет повысить продажи в летний период, а так же появляется возможность сбыта в розничные сети. |
С ужесточение конкуренции на рынке необходимо принять меры по повышению конкурентоспособности предприятия: разработать ценовую стратегию и продвижение. |
Сопоставив угрозы со слабыми сторонами ООО «Агротрейдинг» приходим к выводу, что предприятию необходимо разработать четкую ценовую политику, внедрить фасовку за счет расширения производственных мощностей, уделить особое внимание продвижению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение анализа конкурентоспособности предприятия является жизненно необходимой составляющей каждой организации, поскольку, не зная того, что нужно потребителю и какими конкурентными преимуществами обладают соперники, не стремясь исправить сложившееся не завидное положение можно прийти к банкротству.
Целью данной курсовой работы являлась разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на ООО «Агротрейдинг» и обоснование их экономической эффективности.
Данная цель была достигнута за счет решения ряда задач:
1. были изучены теоретические и методологические основы анализа и оценки, повышения конкурентоспособности организации;
2. был проведен анализ конкурентоспособности на примере выбранной организации, в рамках которого были проанализированы: финансовое состояние, расположение конкурентных сил на рынке, проведен сравнительный анализ конкурентов; SWOT – анализ предприятия;
3. были выявлены основные проблемы;
4. разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности.
В ходе анализа финансового состояния предприятия были обозначены следующие тенденции:
- более эффективное использование основных фондов;
- прирост по всем экономическим показателям 2019 года, в связи с наращиванием объемов деятельности;
- темпы роста прибыли (83) превышают скорость изменения таких показателей как выручка (60,6%) и издержки (25,3%), что говорит о повышении прибыльности предприятия ООО «Агротрейдинг.
Наибольшими статьями затрат ООО «Агротрейдинг» являются: заработная плата (58%) и арендная плата (23%).
ООО «Агротрейдинг» имеет как преимущества перед конкурентами, так и слабые стороны. Но в целом предприятие имеет все предпосылки для того, чтобы стать лидером на рынке оптовой торговли города Санкт-Петербурга.
Проанализировав существующую ситуацию во внешней и внутренней среде ООО «Агротрейдинг» можно резюмировать: предприятие стабильно развивается, расширяет свой ассортимент, основными потребителями являются кондитерские и оптовые предприятия, с каждым годом их количество увеличивается. Со всеми покупателями и поставщиками налажены прочные деловые связи.