Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Агротрейдинг»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Методы анализа конкурентоспособности предприятия
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АГРОТРЕЙДИНГ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Агротрейдинг»
2.2. Анализ внешней и внутренней среды
2.3. Анализ конкуренции и конкурентоспособности ООО «Агротрейдинг»
В целом в результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
- изменение порядка проектирования продукции;
- изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
- изменение системы стимулирования поставщиков;
- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Итак, при выборе путей повышения конкурентоспособности, необходимо провести комплексную диагностику фирмы, и, ориентируясь на те или иные пробелы в её работе, выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям собственного предприятия, и органично вписать его в общую систему управления для создания крепкого фундамента устойчивой позиции на рынке.
Изучив теоретические аспекты по повышению конкурентоспособности организации можно резюмировать, что уровень конкурентоспособности может определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними будут связаны тенденции продолжения роста затрат на маркетинг, исследовательские и опытные разработки.
2.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АГРОТРЕЙДИНГ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Агротрейдинг»
Общество с ограниченной ответственностью «Агротрейдинг» (далее - ООО «Агротрейдинг») было создано 23 ноября 2006 года. Юридический и фактический адрес предприятия: 192241, Ленинградская обл., г. Санкт-Петербург, Южное шоссе, д.49.
ООО «Агротрейдинг», является юридическим лицом, коммерческой организацией, занимающейся оптовой торговлей кондитерским сырьем, орехами и сухофруктами в Санкт-Петербурге и России.
Отлаженная система поставок, долговременное сотрудничество с производителями сырья, а также собственный склад позволяют осуществлять снабжение кондитерским сырьем предприятий России.
С 2006 года ООО «Агротрейдинг» поставляет на предприятия пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли орехи (арахис, бразильский орех, кешью, кедровый орех, миндаль, фисташки, фундук), сухофрукты (изюм, инжир, курага, финики, чернослив), цукаты (ананас, канталуп, манго, папайя, киви, физалис, груша, кумкват, яблоки, кокос, клубника) и прочее кондитерское сырье. Продажа изюма, кураги, чернослива, кешью и арахиса — это далеко не полный список. Ассортимент продукции расширяется постоянно.
ООО «Агротрейдинг» серьёзно относятся к выбору поставщиков, проверяя соответствие их производственных процессов и исходного сырья мировым стандартам. Поставщики из Аргентины, Афганистана, Азербайджана, Боливии, Бразилии, Вьетнама, Индии, Ирана, Китая, России, США, Таджикистана, Таиланда, Туниса, Турции, Узбекистана, Украины и Чили являются их постоянными партнерами.
Трудовой коллектив ООО «Агротрейдинг» на данный момент насчитывает 8 человек. Из них: генеральный директор (главный бухгалтер), исполнительный директор (менеджер по развитию), менеджер по продажам, бухгалтер, 2 грузчика, водитель погрузчика, водитель грузового а/м.
Организационную схему данного предприятия целесообразно рассмотреть в графической форме:
Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Агротрейдинг
Организационная структура компании представляет собой простую линейную структуру – удобна и эффективна при небольшом количестве персонала.
Рассмотрим данные экономических показателей организации в таблице 2.
Таблица 2 - Основные показатели деятельности за 2017-2019г.г.
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Темп прироста, % |
|
2018-2017 гг. |
2019-2019 гг. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка (В), тыс.руб. |
40883 |
32121 |
51588 |
- 21,4 |
60,6 |
Издержки (И), тыс.руб. |
2 810 |
3 318 |
4 157 |
18,1 |
25,3 |
Себестоимость по закупу (С/с), тыс.руб. |
35 977 |
27 068 |
44 534 |
- 25,5 |
66,1 |
Налогооблагаемая прибыль (ВП=В-И-С/с), тыс.руб. |
2 350 |
1 735 |
3 149 |
-26 |
81 |
Налог на прибыль, (15% по упрощенной системе) тыс.руб. |
353 |
260 |
472 |
- 26 |
81 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
1 997 |
1 475 |
2 677 |
- 26 |
81 |
Рентабельность (П/В), руб./руб. |
4,9 |
4,6 |
5,2 |
- 6,1 |
13 |
По данным таблицы и рисунка видно, что показатели выручки и себестоимости по закупу изменяются пропорционально друг другу.
Показатели издержек увеличиваются с каждым годом, это связано с повышением заработной платы, увеличением платы за аренду, повышение транспортных и прочих расходов. Темп роста прибыли в 2019 году превышают скорость изменения всех предыдущих показателей, рост обусловлен повышением объемов продаж.
В настоящее время ООО «Агротрейдинг» предлагает своим клиентам практически все известные сухофрукты, орехи, цукаты и семена. Специалисты серьёзно относятся к выбору поставщиков, проверяя соответствие их производственных процессов и исходного сырья мировым стандартам.
Рассмотрим динамику и структуру продаж по ассортиментным группам за 2017-2019 гг. в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика и структура продаж ассортиментных групп
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Темп прироста, % |
||||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
2018-2017 гг. |
2019-2018 гг. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
С/фрукты |
24 727 |
60,5 |
19 346 |
60,2 |
31 775 |
61,6 |
-22 |
64 |
Орехи |
7 905 |
19,3 |
6 330 |
19,7 |
10 265 |
19,9 |
-20 |
62 |
Семена |
1 120 |
2,7 |
892 |
2,8 |
1 432 |
2,8 |
-20 |
61 |
Цукаты |
7 131 |
17,4 |
5 553 |
17,3 |
8 998 |
17,4 |
-22 |
62 |
Итого: |
40 883 |
100 |
32 121 |
100 |
51 588 |
100 |
-21 |
61 |
Большую долю в продажах занимает группа сухофруктов. Доля цукатов и орехов примерно равны, на семена приходится чуть больше 17%. Темпы прироста каждой ассортиментной группы примерно равны, это говорит о том, что соотношение долей в общей выручке с годами меняется незначительно.
Рынок снеков носит сезонный характер, так, например, когда в мае появляются свежие фрукты и овощи, в этот период значительно сокращается потребление натуральных снеков, от сезона в большей степени зависит объем потребления сухофруктов и орехов (осенью он начинает расти), в зимний период они особенно пользуются спросом у людей, соблюдающих пост, диеты и просто употребляются как лакомство и витамины. Что касается семечек, то спрос на них менее подвержен сезонным колебаниям, он всегда стабилен [17].
Для анализа покупателей ООО «Агротрейдинг» разобьем их на группы:
- кондитерские предприятия (п/п);
- «крупный опт» (от 1 тонны);
- «мелкий опт» (от 100 кг);
- «фасовщики».
Структуру потребителей по ассортиментным группам рассмотрим в таблице 4.
Таблица 4 - Структура потребителей по ассортиментным группам
Потребители |
Сухофрукты, % |
Орехи, % |
Цукаты, % |
Семена, % |
Итого, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Кондитерские п/п |
16,2 |
5,4 |
4,59 |
0,81 |
27 |
Крупный опт |
22,8 |
7,6 |
6,46 |
1,14 |
38 |
Мелкий опт |
12 |
4 |
3,4 |
0,6 |
20 |
Фасовщики |
9 |
3 |
2,55 |
0,45 |
15 |
Итого,% |
60 |
20 |
17 |
3 |
100 |
Исходя из таблицы 4 можно сказать, что максимальные закупки приходятся на предприятия, занимающиеся крупным оптом. Далее идут кондитерские предприятия, на их долю приходится 27% от общего товарооборота, фасовщики и мелкие оптовики 15% и 20% соответственно. Так же видно, что все покупатели закупают полный ассортимент.
2.2. Анализ внешней и внутренней среды
Изучение среды, в которой действует организация необходимо начать с выявления тенденций, которые могут, так или иначе, повлиять на деятельность ООО «Агротрейдинг» в ближайшее время. Для этого был проведён PEST – анализ, где рассматривалось влияние политических, экономических, социальных и технологических факторов. Экспертами выступили:
- руководители отдела продаж и отдела маркетинга крупного оптового предприятия Санкт-Петербурга ООО «Зард»;
- руководитель и старший менеджер отдела развития кондитерской фабрики «Север»;
Для наглядности отобразим результаты в таблице 5.
Таблица 5 – Анализ влияния факторов макросреды на деятельность компании ООО «Агротрейдинг»
Факторы |
Мера влияния |
Итого |
|||||||||
Угрозы |
Возможности |
||||||||||
-50 |
-40 |
-30 |
-20 |
-10 |
+10 |
+20 |
+30 |
+40 |
+50 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Политические факторы |
|||||||||||
Помощь со стороны государства малому предпринимательству |
* |
+10 |
|||||||||
Повышение таможенных пошлин |
* |
-20 |
|||||||||
Запрет на ввоз продукции из стран поставщиков |
* |
-30 |
|||||||||
Итого: |
-40 |
||||||||||
Экономические факторы |
|||||||||||
Ужесточение налогообложения |
* |
-20 |
|||||||||
Неустойчивость курсов валют |
* |
-30 |
|||||||||
Снижение покупательской способности населения |
* |
-30 |
|||||||||
Дружеские экономические взаимоотношения с другими странами |
* |
+30 |
|||||||||
Влияние сезонности на продажи |
* |
-30 |
|||||||||
Повышение цен поставщиков |
* |
-10 |
|||||||||
Увеличение коммерческих и прочих затрат |
* |
-10 |
|||||||||
Итого: |
-100 |
||||||||||
Социальные факторы |
|||||||||||
Тенденции, мода на здоровый образ жизни |
* |
+30 |
|||||||||
Рост любителей снековой продукции |
* |
+30 |
|||||||||
Известность фирмы в деловых кругах |
* |
+40 |
|||||||||
Демографический рост |
* |
+20 |
|||||||||
Религиозный фактор |
* |
+40 |
|||||||||
Итого: |
+160 |
||||||||||
Технологические факторы |
|||||||||||
Разработка и выпуск нового оборудования, появление новых видов продукции |
* |
+20 |
|||||||||
Появление новых требования ГОСТ |
* |
-10 |
|||||||||
Возможность оперативного получения информации |
* |
+40 |
|||||||||
Повышение стоимости технологий |
* |
-10 |
|||||||||
Итого: |
+40 |