Файл: Содержание введение стр. 34 Основная часть (содержание педагогической практики) стр. 529 Заключение стр. 30 Приложения стр. 31238 введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 915
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
.
Анализ работы учителя начальных классов
по созданию предметноразвивающей среды
в кабинете начальных классов
Кабинет предназначен для организации учебного процесса учащихся
1 – 4 классов, включающего проведение: учебных занятий; развивающих занятий в группе продлённого дня; индивидуальной работы с учащимися; классных часов, досуга учащихся во время перемен и после занятий.
Работа кабинета регулируется следующими документами: ФГОС НОО, СанПин, инструкции по технике безопасности, положение об учебном кабинете, должностная инструкция.
Цель работы кабинета: обеспечение здоровьесберегающей, развивающей предметно-пространственной среды для учащихся начальных классов.
Задачи работы кабинета:
Создание комфортных санитарно-гигиенические условий, соответствующих возрастным особенностям учащихся начальных классов.
Организация дидактического сопровождения учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
Систематическое обновление стендовых материалов кабинета для создания развивающей среды.
Содействие формированию эстетической культуры личности.
Основными направлениями деятельности работы кабинета являются: создание здоровьесберегающей образовательной среды, дидактическое обеспечение учебных занятий, создание развивающей образовательной среды.
По первому направлению в течение 3-й четверти были проведены следующие мероприятия: приобретен кулер с чистой питьевой водой и одноразовые стаканы, что является очень удобным приспособлениям. Учащиеся в любой момент могут попить чистой воды комнатной температуры, для них теперь нет необходимости ходить для этого в столовую (а чаще они бегают, поэтому дополнительно это предупреждает травматизацию), главное, им не нужно носить в портфелях бутылки с водой, что облегчает вес самого портфеля, который и так достаточно тяжелый для второклассников. По данному направлению проблем больше не обнаружено.
По второму направлению в течение 3-й четверти были разработаны следующие дидактические материалы: карточки с заданиями для организации работы на уроках русского языка и математики, которые способствуют закреплению знаний, умений и навыков, позволяют провести проверку их усвоения.
Таким образом, использование в учебном процессе данного дидактического материала способствует формированию четких пространственных представлений, содержательных понятий.
В перспективе способствуют развитию логического мышления и речи.
По третьему направлению какие-либо изменения не требовались. Тематические стенды и классный уголок оформляются регулярно инициативной группой учащихся под наблюдением классного руководителя.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что данные направления работы кабинета актуальны и в следующем году необходимо направить усилия на решение следующих задач:
Систематически обновлять стендовые материалы кабинета для создания развивающей среды;
Содействовать формированию эстетической культуры личности.
Рекомендуется приобрести стеллаж с секциями для спортивной формы учащихся с целью организации порядка в классе (спортивная форма, висящая на крючках парт, выглядит неэстетично и занимает много место, загромождая проходы между партами, что может спровоцировать травмоопасную ситуацию).
Анализ предметно-развивающей среды
в кабинете начальных классов
Критерии оценки предметно-развивающей среды кабинета начальных классов | Показатели |
Школа, номер кабинета | МБОУ СОШ № 18, каб. 3 |
Фамилия, имя, отчество учителя, ответственного за кабинет | Щербакова Екатерина Сергеевна |
Класс, ответственный за кабинет | 2 А |
Площадь кабинета в м2 | 63 кв. м. |
Число посадочных мест | 30 |
Характеристика освещения (направление потока света, количество оконных проемов, гигиеническое состояние окон, наличие осветительных приборов, их тип и количество, наличие штор и их тип) | Освещение соответствует САНПИНу, направление потока света спереди и сзади, 4 оконных проема, рамы окон и стекла чистые, рамы утеплены, установлены ЛЕЦ лампы, шторы отсутствуют, вместо них установлены жалюзи. |
Характеристика состояния кабинета в целом (эстетичность оформления, соблюдение гигиенических норм, комфортность работы учителя и обучающихся) | Кабинет оформлен эстетично, гигиенические нормы соблюдены, в кабинете есть рукомойник, всегда есть детское мыло для рук и бумажные полотенца, а также туалетная бумага. |
Опись имущества (доска и ее тип, мебель) | Магнитная откидная меловая доска, учительский стол 2 шт., тумбы для хранения документации, шкафы для хранения дидактических материалов, папок по изо и технологии, развивающих игр и тетрадей, парты, стулья. |
Технические средства обучения (виды оборудования, количество, место расположения | Интерактивная доска с проектором, компьютер (ноутбук с дисководом), МФУ, колонки, мышь, клавиатура. |
Другое оборудование, цель его установки | Установлен кулер с питьевой водой для того, чтобы учащиеся могли не носить с собой бутылки с водой. |
Наличие озеленения в кабинете (количество, место расположения, характеристика) | Цветы расположены в «зеленой зоне», учащиеся за ними ухаживают. Цветы (5 шт.) не мешают проникновению света, что соответствует нормам САНПИН. |
Стенды и их содержание | В кабинете оформлены тематические стенды и классный уголок, информация на них регулярно обновляется (пример: стенд техники безопасности – зимой размещены правила поведения на льду, предупреждения о гололеде, весной – предупреждение об опасности схода снега и сосулек с крыш зданий). |
Наличие необходимой документации в кабинете (план работы кабинета, план развития кабинета, инструкции по технике безопасности, образовательные стандарты, другое) | В кабинете присутствуют план работы кабинета, инструкции по технике безопасности, инструкция по пожарной безопасности, образовательные стандарты и пр. |
Комплект учебников (УМК, названия учебников, количество) | УМК «Школа России» для 2 класса: Русский язык (Канакина В.П., Горецкий В.Г.) Литературное чтение (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова) Математика (Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.) Окружающий мир (Плешаков А.А.) Изобразительное искусство (Коротеева Е.И./Под ред. Неменского Б.М.) Технология (Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.) Физическая культура (Лях В.И.) |
Наличие в кабинете дидактических материалов, контрольнооценочных средств, наглядных пособий, словарей, справочников, методической литературы | В кабинетеприсутствуют дидактические материалов, контрольнооценочные средства, наглядные пособия, словари, методическая литература |
Как представлены результаты деятельности учащихся | Результаты деятельности учащихся представлены в классном уголке в разделе «Наши достижения» |
Проект предметно-развивающей среды
в кабинете начальных классов
Направления деятельности | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Создание здоровьесберегающей образовательной среды | Приобретение пособий по охране здоровья | Приобретениеростомера | Приобретение стеллажей с секциями для хранения спортивной формы | Создание копилки физкультминуток |
Дидактическое обеспечение учебных занятий | Приобретение методических пособий | Систематизация раздаточного материала | Создание наглядного материала | Пополнение дидактического материала |
Создание развивающей образовательной среды | Замена стендов | Дополнительные занятия | Приобретение музыкальной аппаратуры | Приобретение аудиоматериалов |
Диагностический инструментарий для мониторинга
состояния предметно-развивающей среды
кабинета начальных классов
Работа кабинета регулируется следующими документами:
Цель работы кабинета:
Задачи работы кабинета:
Основными направлениями деятельности работы кабинета являются:
Мероприятия, проведенные по данным направлениям: .
Тезисы к предполагаемому выступлению
на методическом объединении учителей начальной школы
по теме «Роль предметно-развивающей среды кабинета
начальных классов в развитии младшего школьника»
Предметно развивающая среда – это комплекс психолого – педагогических, эстетических и санитарных условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.
В основе разработки реализуются принципы комплексного подхода:
- многофункциональность помещения;
- рациональность использования пространства;
- взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
- целесообразность озеленения интерьера.
Предметно - развивающая среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда, в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Цель: способствовать гармоничному развитию и саморазвитию детей в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
-
Создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; -
Представить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; -
Ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; -
Активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития индивидуальности; -
Ориентироваться на активные методы воздействия на личность ребенка.
При создание предметно-пространственной среды необходимо помнить:
1 Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
2. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
3. Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
4. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
5. Элементы декора должны быть легко сменяемыми;
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;
7. Среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;
8. Необходимо предоставлять детям возможность участвовать в создании и преобразовании предметно-пространственной среды.
Нормативная школьная документация на открытие и функционирование учебного кабинета:
Приказ об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета; хранится у зав. кабинетом в папке «Нормативно-правовая документация).
Приказ о назначении ответственного за кабинет, его функциональных обязанностях (по профилю кабинета; хранится в папке «Нормативно-правовая документация).
Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.