Файл: Интеллектуальная собственность (её понятие и сущность термина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 721

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЁ ПОЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИЙ

1.1. Интеллектуальная собственность её понятие и сущность термина

1.2. Возникновение и формирование права интеллектуальной собственности в историй

1.3 Исключительный характер права интеллектуальной собственности

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

2.1. Правонарушения в сфере интеллектуальной собственности

2.2. Проблемы на рынке ИС в настоящее время и программное обеспечение

2.3. Источники интеллектуальной собственности в РФ

ГЛАВА 3. ВИДЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

3.1. Авторское право

3.2. Смежные права

3.3. Патентное право

3.4. Права на средства индивидуализаций

3.5. Право на секреты производства (Ноу-хау)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Главная цель предоставления обозначению правовой охраны – не допустить введения в заблуждение потребителей или контрагентов в отношении производимых товаров (оказываемых услуг).

2. Для каждого средства индивидуализации устанавливается особый правовой режим охраны, между собой эти режимы значительно различаются, особенно по таким критериям, как субъектный состав правообладателей; формальные условия, необходимые для возникновения исключительного права; срок действия и оборото способность исключительного права.

Что же позволяет говорить не о наборе различных обозначений, а именно о системе средств индивидуализации?

Во-первых, единство системы обнаруживается в общих чертах правовой охраны каждого средства индивидуализации:

учет сходства до степени смешения. Если на одно обозначение уже возникло исключительное право, то другое обозначение не может получить правовую охрану не только при полной тождественности с охраняемым обозначением, но и в том случае, когда имеющиеся отличия все же способны вызвать у рядового потребителя ассоциации с охраняемым обозначением. Например, сходны до степени смешения обозначения adidas и abibas;

  • ограниченность исключительного права определенной сферой. Предполагается, что для каждого средства индивидуализации существует своя сфера (однородные товары, однородная деятельность или территория), в рамках которой рядовой потребитель может быть введен в заблуждение. Поэтому, например, исключительное право на фирменное наименование ООО «Лезар» (сфера деятельности – лечение за рубежом) не считается нарушенным, если схожее фирменное наименование имеется у АО «Лезард» (сфера деятельности – производство средств для прочистки сантехники);
  • отсутствие юридической конструкции преждепользования. Если в отношении обозначения возникло исключительное право у одного лица, то другое лицо не может ссылаться на то, что оно ранее фактически использовало такое же неохраняемое обозначение.
  • Во-вторых, единство системы поддерживают условия охрано-способности, общие для всех средств индивидуализации:
  • требование различительной способности. Различительная способность – это гипотетическая возможность вызывать у рядового потребителя ассоциативные образы, необходимые и достаточные для идентификации предмета индивидуализации;
  • требование относительной новизны. Правовая охрана не предоставляется средству индивидуализации в том случае, если на аналогичный предмет индивидуализации уже возникло исключительное право (например, аналогичный товарный знак имеет более раннюю дату приоритета или аналогичное фирменное наименование уже внесено в ЕГРЮЛ);
  • зависимость от авторское право и общегражданских личных неимущественных прав. На средства индивидуализации отсутствуют личные неимущественные интеллектуальные права, поскольку не всякое обозначение, получающее правовую охрану, является результатом творческого труда и имеет автора. В тех же случаях, когда обозначение является объектом авторского права, исключительное право на средство индивидуализации защищается только в том случае, если этот объект (название произведения, имя персонажа, цитата) используется в качестве средства индивидуализации с согласия обладателя исключительного авторского права. Аналогично, использование в качестве средства индивидуализации имени или портрета известного лица допускается только с согласия этого лица или лиц, уполномоченных на защиту личных неимущественных прав этого лица после его смерти.

В-третьих, единство[30] системы обеспечивается взаимными связями между системообразующими элементами (п. 6 ст. 1252 ГК). В отношении различных средств индивидуализации при их столкновении действует «принцип старшинства»: если различные средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Если объемное обозначение является объектом авторских прав, то оно может получить правовую охрану и как промышленный образец (патентное прав) , и как товарный знак.

3.5. Право на секреты производства (Ноу-хау)

Секрет производства-это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Секретом производства могут являться сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, включая патентоспособные результаты, в отношении которых правообладатель принял решение о нецелесообразности получения патента.

Условия правовой охраны:

  • сведения имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам,
  • у третьих лиц нет свободного доступа к сведениям на законном основании, в отношении сведений введен режим коммерческой тайны.

Интеллектуальные права на секрет производства состоят из одного исключительного права.

Исключительное право - право использования секрета производства любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений.

Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства.

Субъекты исключительного права:

а) обладатель секрета производства,

б) его правопреемники,

в) правообладатели, к которым исключительное право перешло по договору.

Срок действия[31] исключительного права: до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих содержание секрета производства.


Распоряжение исключительным правом возможно по договору об его отчуждении или по лицензионному договору. Лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права или до прекращения действия лицензионного договора. Лицензиат обязан сохранять конфиденциальность секрета производства и после прекращения действия лицензионного договора вплоть до прекращения действия исключительного права.

Ответственность за нарушение исключительного права. Нарушением исключительного права на секрет производства является разглашение или использование сведений, составляющих секрет производства. Нарушитель обязан возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с нарушителем.

Понятие товарного знака и знака обслуживания. Условия охраны

Товарный знак и знак обслуживания являются средствами индивидуализации товаров, работ и услуг.

Товарный знак- это обозначение, служащее для индивидуализации определенной группы товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Знак обслуживания-это обозначение, служащее для индивидуализации определенной группы работ или услуг, выполняемых или оказываемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями.

Правила о товарных знаках применяются к знакам обслуживания в полном объеме, без каких-либо особенностей и исключений. В связи с этим на терминологическом уровне российское законодательство считает достаточным описывать отношения, связанные только с товарным знаком.

Условие правовой охраны:

1) Обладание различительной способностью (основной критерий). Различительная способность обозначения отсутствует, если оно тождественно другому обозначению или имитирует другое обозначение, т.е. сходно до степени смешения.

2) Оригинальность (специфическое проявление различительной способности).

3) Новизна (факультативный критерий).

Необходимость государственной регистрации и знак охраны. Исключительное право на товарный знак признается и охраняется при условии государственной регистрации товарного знака. Для оповещения о своем исключительном праве правообладатель вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с зарегистрированным товарным знаком, состоит из буквы "R" или R либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак".


Структура товарного знака: охраняемые элементы (обязательно) и неохраняемые элементы (факультативно).

Виды товарных знаков:

1) По разновидностям обозначений:

  • словесные;
  • изобразительные; - объемные; - комбинированные;
  • другие обозначения (напр., мировая практика допускает звуковые и обонятельные обозначения).

2) По принадлежности:

  • индивидуальные;
  • коллективные.

3) По степени известности:

  • вновь созданные;
  • общеизвестные.

Возможность признания обозначения товарным знаком Не признаются товарными знаками обозначения (элементы обозначения), которые:

а) являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

б) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Товарный знак не может полностью состоять из элементов, представляющих собой:

а) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

б) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

в) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

г) имитацию указанных элементов

Исключение. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В сфере ИС и Интеллектуальной деятельности сегодня мы с большим отставанием вступаем в мировое интеллектуальное сообщество и многим рискуем, упуская время для эффективное превращение России в подлинное правовое, информационное, интеллектуальное общество, в развитую в технико-технологическом отношений державу, в стабильное, безопасное государство.

Правовое регулирование ИС (Интеллектуальная собственностью) осуществляется Конституцией РФ(Ст.71), а в ст 138 ГК РФ интеллектуальная собственность показана как исключительное право физического или юридического лица на результат ИД(Интеллектуальной деятельности) и приравненные к ним средства. А в конвенций учреждающей Всемирную организацию Интеллектуальной собственности,1967.г (ВОИС)указывает что значение ИС включает в себя права ,относящиеся к литературным ,художественным и научным произведениям и тд.

В заключение хочется сказать о представленной мною курсовой работе ,что несмотря на не значительное отражение интеллектуальной собственности в ГК РФ данная сфера права неплохо отражена в самих законах, довольно неплохо проводится судебная практика и дела поданному направлению. и в будущем в данное направление права будут внесены дополнения в ГК РФ, и этим я говорю что у интеллектуальной собственности есть будущее, из-за того что с каждым днем объекты исключительных прав занимают все большее место в повседневной жизни человека. А с этим появляется все большая потребность в регулирование отношений в мире связанные с этим.


В самой курсовой работе было рассмотрено история появления ИС, понятие, значение в человеческом обществе, правовое регулирование, и виды интеллектуальной собственности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Консультант плюс.
  4. Электроный ресурс http://e-biblio.ru/.
  5. Экономическая теория: учебник/С.Ю. Абуздин [и др.]; под ред. М.А. Винокуров-2-е издание – Иркутск: Изд-во ИГЭА,1998. - 480с.
  6. Корчагин Н. Отнесение объектов интеллектуальной собственности к нематериальным активам/Н. Корчагин//Финансовая газета-2006г. 13 июля. с. 10.
  7. Зубарев Л.В. Интеллектуальная собственность и свободное движение товаров/Л.В. Зубарев//Государство и право-1998г. №1. с. 66-79.
  8. Гульбин Ю. Охрана прав программного обеспечения ЭВМ/Ю. Гульбин//Российская юстиция-1995г. №5. с.45-46.
  9. Пантелеев М. Условие новизны изобретения /М. Пантелеев//Интеллектуальная собственность- 1997. - № 3-4.
  10. Абрамян А.А Интеллектуальная собственность на всех этапах жизненного цикла/А.А Абрамян и [и др.] 2007г.
  11. Подшибихин Л./Продукты мультимедиа: правовые проблемы и экономические перспективы/Подшибихин Л.// ИС. Авторское право и смежные права. – 2002. - № 9.
  12. Закон РФ от 9.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. От 19.07.1995).
  13. Патентный Закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1 (в ред. От 07.02.2003)
  14. Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24.12.2002)
  15. Вестник ВАС РФ №8 2004. Постановление №1164/04 стр. 62
  16. Вестник ВАС РФ №11 2004. Постановление №2606/04 стр. 72.
  17. Бюллетень ВС РФ №6 2005. Определение Президиума ВС РФ №90пв03 стр. 19.
  18. Определение КС РФ от 23.01.2001г. №48-О ОСПС[19] Elex
  19. 10.    Решение АС г. Москвы от 18.02.2002. №А40-46580/01-110-574 (Извлечение) ОСПС Elex.
  20. Леонтьев Б.Б. Оценка интеллектуальной собственности в России: вчера, сегодня, завтра. «Патенты и лицензии». 2003. №4. стр. 26.
  21. Гаврилов Э.П. Правовая охрана интеллектуальной собственности как составная часть гражданского права. «Патенты и лицензии». 2004. №5. стр. 9.
  22. Афанасьева Ю.А. Нарушение прав интеллектуальной собственности в Интернете. «Гражданин и право». 2002. №4 стр. 40
  23. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право том 3. М.: Проспект. 2004.
  24. Асфандиаров Б.М. Право интеллектуальной собственности. М.: Юрист. 2004.
  25. . Введение в интеллектуальную собственность. Уч. пособие. М.:2002. стр 5.
  26. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Уч. пособие. М.:1999. стр37.
  27. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М.:1998. стр. 21.
  28. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. М.:1996. стр179.
  29. Гаврилов Э.П. Обновленный патентный закон РФ: гражданско-правовые аспекты. «Патенты и лицензии» №5. стр.9.
  30. Ст. 146 п. 2 УК РФ.
  31. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23.09 1992. с изм. и доп.
  32. Афанасьева Ю.А. Нарушение прав интеллектуальной собственности в Интернете// Гражданин и право 2002 №4.
  33. Журиленко Т.И., Котова О.И. Правовой режим коммерческой тайны и ноу-хау// Юрист 2000 №3.
  34. Кравец Л. Проблема регистрации адресов в Интернете// Интеллектуальная собственность 1998 №3.
  35. [Информация о деле] Суд г. Москвы. 27.06.2003. ОСПС Elex.
  36. Асфандиаров Б.М. Право интеллектуальной собственности. М.:2004. стр. 133.
  37. Гаврилов Э.П. Комментарий закона об авторских и смежных правах. М.:2004. стр. 75.
  38. Бюллетень ВС РФ от 06.06.2005г. №6 стр.19.
  39. Решение Арбитражного Суда от 18.02.2002.  №А40-46580/01-110-574. О взыскании компенсации за нарушение Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (Извлечение).
  40. Сенников Н.А. Систематизация норм права в сфере интеллектуальной собственности. «Юридический мир» 2005 №8. стр. 74.
  41. Правовая охрана интеллектуальной собственности как составная часть гражданского права// Патенты и лицензии №4 2004 г. Стр.11.
  42. Асфандиаров Б.М. Право интеллектуальной собственности. М. 2004. стр.3.
  43. Введение в интеллектуальную собственность. Уч. пособие. М.:2002. стр 5.
  44. . Права на результаты интеллектуальной деятельности. Уч. пособие. М.:1999. стр37
  45. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М.:1998. стр. 21.
  46. Афанасьева Ю.А. Нарушение прав интеллектуальной собственности в Интернете// Гражданин и право 2002 №4.
  47. Кравец Л. Проблема регистрации адресов в Интернете// Интеллектуальная собственность 1998 №3.
  48. Асфандиаров Б.М. Право интеллектуальной собственности. М.:2004. стр.
  49. Решение Арбитражного Суда от 18.02.2002. №А40-46580/01-110-574. О взыскании компенсации за нарушение Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (Извлечение).
  50. Сенников Н.А. Систематизация норм права в сфере интеллектуальной собственности. «Юридический мир» 2005 №8. стр. 74.