Файл: «Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование»(Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1 Понятие, цели, задачи, принципы организации коммерческой деятельности
1.2. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности
1.3. Направления совершенствования организации коммерческой деятельности
2. Исследование организации коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Massimo Dutti»
2.1. Общая характеристика ООО «Massimo Dutti»
2.2. Оценка системы организации и управления коммерческой деятельностью
Основными конкурентами ООО «Massimo Dutti» являются на сегодняшний день:
1. федеральные компании («Остин», «Зара»),
2. индивидуальные предприниматели (магазины и торговые центры города),
3. индивидуальные предприниматели (рынки).
Факторы конкурентоспособности ООО «Massimo Dutti»:
- высокий уровень качества продукции;
- современные производственные мощности;
- развитая торговая сеть.
Конкурентные преимущества и недостатки ООО «Massimo Dutti» в сравнении с основными конкурентами представлены в таблице 6.
Таблица 6
Конкурентные преимущества и недостатки
ООО «Massimo Dutti» |
«Остин» |
«Зара» |
Индивидуальные предприниматели |
|
Ассортимент |
Ассортимент широкий, но не сбалансирован по ценовым категориям |
Широкий ассортимент |
Широкий ассортимент |
Ассортимент узкий |
Качество |
Хорошее |
Хорошее |
Хорошее |
Хорошее |
Оформление продукции |
Товарное оформление на среднем уровне |
Продукция оформлена в фирменном стиле |
Товарное оформление на среднем уровне |
Оформление продукции – ниже среднего |
Цена |
Является лидером |
Является лидером по некоторым группам |
Является лидером по некоторым группам |
Цены на уровне рыночных |
Система скидок |
Система скидок |
Система скидок |
Система скидок |
Система скидок отсутствует |
Торговые мощности |
Хорошие. Имеется возможность продавать большие объемы и широкий ассортимент |
Хорошие. Имеется возможность продавать большие объемы и широкий ассортимент |
Ниже ООО «Massimo Dutti» по объемам |
Очень слабые, как в количественном, так и в качественном выражении |
Местоположение |
Удачное местоположение |
выгодное расположение |
Менее выгодное расположение |
Расположены повсеместно |
В качестве потребителей продукции ООО «Massimo Dutti» выступают: физические и юридические лица.
Таблица 7
Анализ оценки конкурентоспособности предприятия оценка по 20-бальной шкале
Факторы конкурентоспособности |
ООО «Massimo Dutti» |
«Остин» |
«Зара» |
Индивидуальные предприниматели |
Товар (качество, ассортимент) |
19 |
20 |
20 |
19 |
Цена (скидки, условия платежа) |
17 |
19 |
17 |
17 |
Методы распространения |
18 |
18 |
17 |
18 |
Методы продвижения (реклама) |
16 |
15 |
15 |
16 |
Сервис |
15 |
17 |
14 |
15 |
Компетентность персонала |
16 |
18 |
16 |
16 |
Местоположение |
18 |
18 |
16 |
18 |
ИТОГО |
119 |
125 |
115 |
119 |
Одним из наиболее удобных и популярных методов проведения анализа конкурентоспособности предприятия по отношению к предприятиям-конкурентам является построение «многоугольника конкурентоспособности», который представлен на рисунке 7. Для его построения представим имеющиеся данные по выбранным параметрам по ООО «Massimo Dutti» и его основным конкурентам.
0
5
10
15
20
Товар
Цена
Методы распространения
Методы продвижения
Федеральные компании
ООО «Остин»
ООО «Зара»
ООО «Massimo Dutti»
предприниматели
Рисунок 7 - Многоугольник конкурентоспособности
Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемый ООО «Massimo Dutti» на сегодняшний день уступает лидирующее положение на рынке федеральным компаниям (ООО «Остин», ООО «Зара»), хотя и имеет неоспоримые преимущества перед такими конкурентами как индивидуальные предприниматели. Стабильный и качественный ассортимент, выделенных торговых представителей от производителя, гибкая система скидок в прайс-листе, акционные и бонусные программы, мерчендайзинг, обеспечение рекламными материалы в местах продаж, консультации квалифицированных специалистов, проведение промоциональных акций для конечного покупателя.
На основании анкетирования потенциальных клиентов ООО «Massimo Dutti» оценим эффективность как рекламной стратегии в целом, так и отдельных рекламных средств. Респондентами данного анкетирования явились клиенты ООО «Massimo Dutti» согласившиеся ответить на предлагаемые им вопросы. В результате подсчета ответов получены следующие данные (таблица 8).
Таблица 8
Сводка результатов анкетирования клиентов ООО «Massimo Dutti»
Фактор |
Результат |
|
Кол - во опрошенных |
Удельный вес, % |
|
1. Наличие у клиента информации о ООО «Massimo Dutti» до возникновения потребности, % - информация имелась, |
43 |
71 |
- информация отсутствовала. |
107 |
49 |
2. Источник из которого клиент узнал о ООО «Massimo Dutti», % - реклама, |
18 |
12 |
- свой вариант, |
37 |
25 |
- от друзей, |
58 |
39 |
- слухи. |
37 |
24 |
3. Источники рекламы, в которых клиенты встречались с обращениями ООО «Massimo Dutti», % - в газетах, |
83 |
55 |
- по радио, |
17 |
11 |
- на листовках. |
11 |
7 |
- на щитах, |
16 |
11 |
- директ-мейл |
18 |
12 |
- в интернет. |
5 |
4 |
4. Побуждающее действие, которое оказал на клиентов конкретный вид рекламы, % - газеты |
56 |
64 |
- щиты |
9 |
10 |
- листовки |
6 |
7 |
- интернет |
2 |
2 |
- радио |
7 |
8 |
-директ-мейл |
8 |
9 |
Чаще всего клиенты сталкивались с рекламой ООО «Massimo Dutti» в газетах (55%), наружная реклама (11%). Реже всего клиенты встречали рекламу в Интернет (4%). Побуждающее действие реклама оказала: газеты 64%, наружная реклама 10%, затем ТВ и радио 9 и 8%, листовки 7%. Опрос показал, что реклама в интернет оказала влияние на 2% опрошенных.
В таблице 9 представлены данные расходов на рекламу в период с 2015 по 2017 годы.
Таблица 9
Показатели динамики себестоимости рекламных средств
Виды рекламы |
ед. изм |
2015 г. |
2016г. |
2017г. |
2016 г. в % к 2015 г. |
2017 г. в % к 2016 г. |
Прямая |
тыс. руб. |
200,6 |
400,2 |
900,0 |
161,5 |
21,4 |
Печатная и сувенирная |
тыс. руб. |
600,2 |
1000,3 |
1400,6 |
166,1 |
141,7 |
Аудио и аудио- Визуальная |
тыс. руб. |
700,8 |
800,6 |
1000,8 |
110,2 |
125,5 |
Реклама в прессе |
тыс. руб. |
800,3 |
1100,8 |
1300,9 |
142,1 |
117,8 |
Наружная |
тыс. руб. |
300,4 |
1400,7 |
1900,2 |
432,3 |
130,6 |
Интернет – реклама |
тыс. руб. |
- |
400,44 |
400,5 |
- |
102,2 |
Всего: |
тыс. руб. |
2800,3 |
5400,04 |
6300,9 |
190,9 |
118,2 |
Оценка себестоимости средств рекламы показала, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом хотя и произошло некоторое увеличение в удельном весе аудио- и аудиовизуальной рекламы (на 25,5%), рекламы в прессе (на 17,8%), наружной рекламы (на 30,6%), печатной и сувенирной рекламы (на 41,7%) в структуре себестоимости всех рекламных средств, а темпов прироста всех рекламных затрат - на 18,2%, однако значения показателей 2017 года малы по сравнению с 2016 годом, когда общие затраты на рекламу в ООО «Massimo Dutti» увеличились почти на 91% по сравнению с 2015 г.
На основе этих данных можно сделать вывод, что если в 2015 году основными рекламными средствами в ООО «Massimo Dutti» являлись: реклама в специализированных отраслевых журналах (29,3%), радиореклама (27,6%), печатная и сувенирная реклама (21,9%), то уже в 2017 году четко прослеживается тенденция к уменьшению данных видов рекламы в общем объ1еме применяемых рекламных средств в ООО «Massimo Dutti» Тогда как заметно возросло финансирование таких видов рекламы, как наружная реклама с 12,0% в 2015 году до 30% в 2017 году. В ООО «Massimo Dutti» начали использовать новые виды рекламы: Интернет-рекламы, составляющей в 2017 году уже 7,1% от общего объема рекламных средств; телерекламу, изготовление нового вида печатной рекламы – буклетов.
2.3. Анализ коммерческой деятельности ООО «Massimo Dutti»
Поскольку объектом исследования данной работы выступает ООО «Massimo Dutti» необходимо рассмотреть оценку экономической деятельности ООО «Massimo Dutti». По результатам работы за 2015–2017 гг. предприятие имело следующие значения показателей, таблица 10.
Таблица 10
Основные технико-экономические показатели ООО «Massimo Dutti» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение (+/-) |
Темп роста (%) |
||
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
||||
Выручка от продажи продукции, работ или услуг, тыс. руб. |
243475 |
262359 |
277383 |
18884 |
15024 |
107,76 |
105,73 |
Себестоимость, тыс. руб. |
193870 |
210292 |
223272 |
16422 |
12980 |
108,47 |
106,17 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. |
16487 |
18785 |
19241 |
2298 |
456 |
113,94 |
102,43 |
Прибыль от продаж |
10862 |
8387 |
11088 |
-2475 |
2701 |
77,21 |
132,20 |
Прибыль до налогообложения |
5333 |
3900 |
7266 |
-1433 |
3366 |
73,13 |
186,31 |
Чистая прибыль |
3828 |
2905 |
6203 |
-923 |
3298 |
75,89 |
213,53 |
Рентабельность продаж |
4,46 |
3,20 |
4,00 |
-1,26 |
0,80 |
71,66 |
125,04 |
Дебиторская задолженность, тыс.руб. |
4478 |
4671 |
9312 |
193 |
4641 |
104,31 |
199,36 |
Кредиторская задолженность, тыс.руб. |
11272 |
11081 |
13261 |
-191 |
2180 |
98,31 |
119,67 |
ФОТ |
39685 |
42586 |
43987 |
2901 |
1401 |
107,31 |
103,29 |
Производительность |
1067,87 |
1140,69 |
1200,79 |
72,82 |
60 |
106,82 |
105,27 |
Фондоотдача, руб. |
14,77 |
13,97 |
14,42 |
-0,80 |
0,45 |
94,57 |
103,22 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
31530 |
34870 |
38707 |
3340 |
3837 |
110,59 |
111,00 |
Данные таблицы 10 позволяют сделать вывод о том, что выручка растёт на всём периоде исследования, так к 2016 г она выросла на 18884 тыс. руб., а в 2017 г. на 15024 тыс. руб. Поскольку увеличиваются объёмы деятельности увеличивается себестоимость, в 2016 г. выросла на 16422 тыс. руб. и в 2017 г. на 12980 тыс. руб. Следует отметить, что темп её роста выше темпов роста выручки, что является отрицательным в деятельности организации.
Прибыль от продаж в 2016 г. снизилась на 2475 тыс. руб., прибыль до налогообложения и чистая прибыль так же снизились на 1433 тыс. руб. и на 923 тыс. руб. соответственно. Прибыль от продаж в 2017 г. увеличилась на 2701 тыс. руб. Положительный финансовый результат по прочим видам деятельности стал причиной того, что прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в 2017 г. на 3366 тыс. руб. и на 3298 тыс. руб. соответственно.
В 2016 г. рентабельность продаж снижается на 1,26 п.п., однако в 2017 г. она увеличилась на 0,80 п.п. и составила 4 %. Дебиторская задолженность увеличилась на всём периоде исследования. В 2016 г. на 193 тыс. руб. и в 2017 г. на 4641 тыс. руб. что ведёт к прямому отвлечению средств из оборота. Кредиторская задолженность в 2016 г. снизилась на 191 тыс. руб. Рост дебиторской задолженности в 2017 г. привёл к росту взаимных неплатежей, в связи с чем, кредиторская задолженность в 2017 г. увеличилась на 2180 тыс. руб. Фонд оплаты труда увеличивается на всём периоде исследования. Так же следует отметить увеличение средней заработной платы, в 2016 г. она увеличилась на 0,92 тыс. руб. и в 2017 г. на 0,44 тыс. руб. Положительным моментом в 2016-2017 гг. является то, что темпы роста средней заработной платы меньше темпов роста выручки, т. е. увеличение заработной было целесообразным, своевременным и выполняла стимулирующую функцию.
Производительность увеличилась в 2016 г. на 72,82 тыс. руб. и в 2017 г. на 60 тыс. руб. Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась в 2016 г. на 10,59. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивей его финансовое состояние. Проведем анализ показателей рентабельности предприятия.
Таблица 11
Показатели прибыли и рентабельности ООО «Massimo Dutti» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 г. |
2016г. |
2017 г. |
Отклонение, (+/-) |
Темп роста, (%) |
||
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
||||
Прибыль, тыс.руб. |
|||||||
- валовая; |
49605 |
52067 |
54111 |
2462 |
2044 |
104,96 |
103,93 |
- от продаж; |
10862 |
8387 |
11088 |
-2475 |
2701 |
77,21 |
132,20 |
- до налогообложения; |
5333 |
3900 |
7266 |
-1433 |
3366 |
73,13 |
186,31 |
- чистая; |
3828 |
2905 |
6203 |
-923 |
3298 |
75,89 |
213,53 |
Рентабельность, в % к: |
243475 |
262359 |
277383 |
18884 |
15024 |
107,76 |
105,73 |
рассчитанная по валовой прибыли |
20,37 |
19,85 |
19,51 |
-0,53 |
-0,34 |
97,41 |
98,30 |
Рентабельность продаж |
4,46 |
3,20 |
4,00 |
-1,26 |
0,80 |
71,66 |
125,04 |
общая (прибыли до налогообложения); |
2,19 |
1,49 |
2,62 |
-0,70 |
1,13 |
67,87 |
176,22 |
рассчитанная по чистой прибыли; |
1,57 |
1,11 |
2,24 |
-0,46 |
1,13 |
70,43 |
201,96 |
б) оборотным активам |
16,91 |
11,18 |
18,77 |
-5,73 |
7,59 |
66,11 |
167,89 |
в) основным средствам |
32,35 |
20,76 |
37,76 |
-11,59 |
17 |
64,17 |
181,89 |
г) собственному капиталу |
13,77 |
9,35 |
17,41 |
-4,42 |
8,06 |
67,90 |
186,20 |
д) рентабельность активов |
11,05 |
7,24 |
12,42 |
-3,81 |
5,18 |
65,52 |
171,55 |