Файл: «Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование»(Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1 Понятие, цели, задачи, принципы организации коммерческой деятельности
1.2. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности
1.3. Направления совершенствования организации коммерческой деятельности
2. Исследование организации коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Massimo Dutti»
2.1. Общая характеристика ООО «Massimo Dutti»
2.2. Оценка системы организации и управления коммерческой деятельностью
Использование всех методов анализа в комплексе, позволит наиболее точно определить финансовое состояние предприятия, оценить перспективы его развития, собрать актуальную и полную информация для принятия управленческих решений [3, с. 95].
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1) Анализа финансовых результатов деятельности организации;
2) Анализа финансового состояния организации;
3) Анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации [6, с. 73].
Сегодня есть несколько основных методик анализа финансового результата, каждая из которых применяется в том или ином предприятии. Так, согласно методике анализа финансовых результатов по Савицкой Г.В. [13, с. 143], анализ проводится по следующему алгоритму:
- оценивается состав и динамика доходности компании. При этом в расчете применяются такие показатели, как доход от продажи товара, маржинальная прибыль, чистый, капитализированный и потребляемый доход, а также общий финансовый результат. В процессе расчета многое зависит от цели проводимого анализа. К примеру, если необходимо вычислить безубыточный объем продаж для компании и определиться с ее «зоной безопасности», то должен использоваться показатель маржинального дохода. В случае, когда производится оценка собственных средств компании, то чистый доход и так далее. Важно, чтобы в процессе анализа учитывались различные составляющие прибыли – ее структура, состав, динамика и так далее [13, с. 145];
- оцениваются финансовые результаты от продажи товара (услуг). Здесь уделяется внимание выполнению плана компании, динамике роста, определяются факторы, влияющие на объем и так далее;
- проводится анализ ценовой политики компании, факторная оценка уровня средней ценовой политики. При этом оценивается, насколько параметр средневзвешенной цены влияет на качество продукции, сроки продаж, конъюнктуру рынка, рынок сбыта, уровень инфляции и так далее;
- анализируются прочие расходы и прибыль. Здесь уделяется внимание выполнению плана, динамике, состав, фактором, влияющим на изменение суммы дохода и так далее;
- проводится оценка рентабельности компании – коэффициента окупаемости, рентабельности совокупного капитала и оборота (продаж). После этого анализируется динамика указанных выше показателей и сравнивается с теми планами своей компании и конкурентов;
- оценивается корректность использования полученных доходов. Здесь производится учет налогов, размера оплаченных дивидендов акционерам, величины капитализированного и потребленного дохода [13, с. 147].
Согласно методике анализа финансовых результатов по Шеремету А.Д. [17, с. 175], анализ проводится по следующему алгоритму:
- формируются основные показатели, которые показывают эффективность работы компании. Особое внимание уделяется таким параметрам, как доход (убыток) от продажи товаров, аналогичные параметры, но с учетом прочих расходов и налогообложения. Далее рассчитывается чистая прибыль за отчетный период и доход от простой деятельности компании [17, с. 177];
- проводится предварительный анализ на основе относительных и абсолютных параметров прибыли;
- делается более глубокий анализ посредством изучения факторов, влияющих на величину дохода компании;
- выполняется полноценный анализ действия инфляции и ее влияния на конечные результаты деятельности компании;
- проводится изучение качества дохода и составляется характеристика факторов, оказывающих воздействие на объем прибыли;
- оценивается рентабельность активов компании;
- проводится подробный маржинальный анализ доходов, полученных за определенный промежуток времени [17, с. 178].
Согласно методике анализа финансовых результатов по Ионовой А.Ф. и Селезневу Н.Н [16, с. 271], анализ проводится по следующему алгоритму
- осуществляется классификация дохода, которая позволяет оценить эффект от работы компании. При этом прибыль делится на ряд основных критериев – по порядку формирования, по видам работы, по источникам, по характеру применения, по срокам получения. Структура прибыли выглядит следующим образом (рис. 2).
- после формирования показателей дохода производится расшифровка взаимосвязей между каждым из них;
- указываются основные факторы, которые влияют на объем дохода компании, проводится анализ дохода до момента оплаты налогов;
- рассчитывается прибыль с учетом инфляционных процессов, которые неизбежно влияют на финансовый результат предприятия;
- анализируется качество дохода. Качество тем выше, чем больше рост производства и меньше расходы по нему. Низкое качество говорит о том, что имеет место рост стоимости товаров без повышения объемов выпуска продукции. Также качество прибыли может оцениваться по следующим критериям – структуре рентабельности, коэффициенту достаточности дохода, уровня рентабельности и так далее;
- производится оценка уровней денежных потоков компании для определения достаточности поступления капитала по конкретному направлению деятельности;
- анализируются результаты по заполненной финансовой отчетности компании [16, с. 273].
Выручка от продажи продукции, работ, услуг
Себестоимость проданной продукции
Чистая нераспределенная прибыль)
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Сальдо прочих доходов и расходов
Налог на прибыль
Сальдо чрезвычайных доходов и расходов
Рисунок 2 - Структура прибыли [16, с. 275]
Все коэффициенты, характеризующие эффективность коммерческой деятельности предприятия, можно разделить на несколько основных групп:
1. Коэффициенты рентабельности. Сделав расчет необходимых коэффициентов, можно определить реальный доход компании на каждую денежную единицу капитала, вычисления прибыли, затрат и текущих активов компании. При этом общая рентабельность состоит из целой группы показателей – рентабельности оборотного и внеоборотного капитала, рентабельность совокупных затрат и расходов по обычным направлениям деятельности, рентабельность кредитных средств, рентабельность производства, рентабельность продаж и так далее.
2. Коэффициенты ликвидности (их еще называют показателями платежеспособности) способны выполнить две основные функции. Во-первых, они точно отображают финансовую устойчивость компании. Во-вторых, дают необходимую информацию для размышления внешним пользователям аналитических данных [12, с. 137].
К таким показателям финансов можно отнести – коэффициенты общей ликвидности, текущей ликвидности, быстрой ликвидности. Также сюда относится параметр срочной ликвидности, промежуточной ликвидности, критической ликвидности. Нельзя не учесть коэффициенты восстановления платежеспособности, покрытия, маневренности капитала, утраты платежеспособности и так далее [12, с. 138].
3. Коэффициенты оборачиваемости позволяют оценить общую деловую активность предприятия, его перспективы, скорость оборота средств и так далее. Вычисление этого показателя заключается в расчете целой группы коэффициентов оборачиваемости – активов, мобильных и оборотных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитала, общих и товарно-материальных запасов, денежных средств и так далее. Кроме этого, могут оцениваться сроки кредиторской и дебиторской задолженности, доля оборотного капитала в активах и так далее.
4. Коэффициенты рыночной устойчивости характеризуют способность компании к развитию, сохранению равновесия на рынке, а также платежеспособность при любых вариантах развития событий. К таким показателям можно отнести коэффициенты капитализации маневренности, финансирования, привлечения средств, реальной цены имущества, обеспеченности собственным капиталом и так далее [9, с. 159].
1.3. Направления совершенствования организации коммерческой деятельности
Совершенствование коммерческой деятельности торгового предприятия – это поиск путей или разработка комплекса мероприятий, при реализации которых торговое предприятие достигнет повышения эффективности своей деятельности, способности выживания в конкурентной борьбе и будет финансово устойчивым в изменяющейся внешней среде при постоянном удовлетворении запросов покупателя [9, с. 175].
Последовательность разработки комплекса мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности торгового предприятия показана на рис. 3.
Характеристика этапов по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия дана в таблице 1.
Таким образом, такая «экспертиза» коммерческой деятельности торговых предприятий позволит определить круг проблем, стоящих перед ними.
На основе анализа коммерческой деятельности предприятий розничной торговли выявлена специфика подхода к повышению эффективности его деятельности, которая заключается в следующем:
- анализируются виды деятельности, представляющие собой торговые процессы по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли (для промышленных предприятий характерен в целом анализ основной (производственной) деятельности);
- соединение элементов маркетинга и логистики как единого целого для проведения анализа коммерческой деятельности (для промышленных предприятий проводится анализ в первую очередь таких подсистем как производство, финансы);
- торговля работает на покупателя, изучая его запросы; покупатель диктует, что производить и в каком количестве (промышленность в целом работает на выпуск товаров промышленного и индивидуального назначения);
- расширение области анализа ассортимента товаров в коммерческой деятельности (использование элементов категорийного менеджмента в анализе ассортимента продукции) [9, с. 177].
Рисунок 3 - Этапы разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия
Как показывает практика проблем развития торговых предприятий, охватывающих экономические, организационные, социальные, правовые вопросы, много. По - своему составу они сложны и многогранны.
К ним относятся:
- расширение ассортимента для привлечения покупателей;
- изменение структуры ассортимента;
- поддержание стабильного положения на рынке за счет его конкурентоспособности;
- снижения цен на товар;
- разработка и реализация стратегий, например, маркетинговой, товарной, ценовой, диверсификации [9, с. 178].
Таблица 1
Характеристика этапов по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия
Этап 1 |
Этап 2 |
Этап 3 |
1. Исследование рынка 2. Анализ рынка, в том числе: - определение доли рынка анализируемого торгового предприятия; - анализ конкурентов |
1. Анализ ассортимента; жизненного цикла товара; качества и конкурентоспособности товара. 2. Анализ закупочной деятельности. 3. Анализ сбытовой деятельности. 4. Анализ ценовой политики |
Разработка мероприятий, направленных на: - совершенствование товара; расширение ассортимента за счет ввода нового товара; вывод с рынка «старого» товара; -повышение качества и конкурентоспособности; - поддержание оптимального товарного запаса; - выборы каналов распределения; - формирование цены и системы скидок; - разработка маркетинговой стратегии |
«Жизнеспособность» предприятий розничной торговли также зависит не только от решения ряда проблем, но и от степени конкуренции на рынке. Поэтому предприятия торговли, выходя на рынки сбыта, должны иметь информацию как о состоянии рынков товаров и спросе потребителей, так и быть подготовленными к конкурентному соперничеству.
Конкуренция предполагает соревнование предприятий на рынке за предпочтения потребителей в целях получения максимальной прибыли. Она побуждает предприятия настраиваться на удовлетворение рыночного спроса (а через него – и на имеющиеся потребности), снижение издержек производства, максимальное использование достижений научно-технического процесса (НТП).