Файл: «Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование»(Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1 Понятие, цели, задачи, принципы организации коммерческой деятельности
1.2. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности
1.3. Направления совершенствования организации коммерческой деятельности
2. Исследование организации коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Massimo Dutti»
2.1. Общая характеристика ООО «Massimo Dutti»
2.2. Оценка системы организации и управления коммерческой деятельностью
2.1. Общая характеристика ООО «Massimo Dutti»
Компания ООО «Massimo Dutti» – это вертикально-интегрированный ритейлер, один из лидеров в сегменте fast fashion в России и Украине.
ООО «Massimo Dutti» специализируется на дизайне, производстве и продаже модной одежды, обуви и аксессуаров, как для взрослых, так и для детей под брендом «Massimo Dutti».
Бренд Massimo Dutti органично сочетает в себе два стилистических направления – незыблемая классика и современный стиль.
Легкие ткани, 100% натуральные волокна и инновационные комбинации материалов создают безукоризненный стиль и обеспечивают максимальный комфорт моделям Massimo Dutti.
Проанализировав организационную структуру ООО «Massimo Dutti», мы пришли к выводу, что для нее характерна линейно-функциональная структура.
Организационная структура ООО «Massimo Dutti» представлена на рис. 4.
Рисунок 4 - Организационная структура предприятия ООО «Massimo Dutti»
Проведем анализ внешней среды, таблица 2.
Анализ данной таблицы 2 позволяет сделать следующие выводы. Увеличение курса иностранных валют положительно скажется на финансово- хозяйственной деятельности предприятия, так как оно является поставщиком продукции во многих регионах.
Таблица 2
Анализ факторов внешней среды ООО «Massimo Dutti»
Факторы внешней среды |
Оценка качества |
Важность |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
1. Покупатели |
||||||||
1.1.Объем спроса по каждому покупателю |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
1.2.Угроза потеря покупателя |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
1.3.Возможность приобретения нового покупателя |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
2. Конкуренты |
||||||||
2.1Преимущество |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
2.2 Слабость |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
3 Поставщики |
||||||||
3.1 Надежность |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
3.2 Необходимость отказа от старого поставщика |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
3.3 Необходимость поиска новых поставщиков |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
3.4 Ценовая политика поставщика |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
4 Законодательство |
||||||||
4.1.Устойчивость законов |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
4.2.Появление новых законов |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
4.3 Льготы |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
4.4.Ограничение |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4.5 Рост тарифов |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
5Технологический фактор |
||||||||
5.1. Возможность применения новых технологий |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
6 Климатический фактор |
||||||||
6.1. Наличие сезонности |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
6.2. Возможность спада объема продаж |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
На деятельность компании ООО «Massimo Dutti» оказывают влияние следущие политические факторы:
- политическая нестабильность в России (влияние которой проявляется в понижении курса национальной валюты, снижении доходов потребителей);
- нестабильные отношений со странами поставщиками одежды, в том числе и в части таможенного регулирования;
- инвестиционная политика государства (выделение средств на проекты, связанные с разработкой новых технологий в области производства одежды).
Экономические факторы, оказывающие влияние на рынок одежды для фирмы:
- снижение денежных доходов населения, что приводит к снижению покупательской способности населения;
- экономический спад страны, который способствует стагнации коммерческой деятельности;
- налоговая политика, которая может повлечь за собой как активизацию, так и стагнацию деловой активности;
- инфляция, которая оказывает влияние на изменение цен на продукцию, рассматриваемой компании.
Выделим следующие социальные факторы:
- повышение уровня благосостояния и социальной защищенности населения;
- стремление покупать качественные товары.
Технологические факторы, оказывающие влияние на деятельность ООО «Massimo Dutti» следующие:
- разработка инновации в области производства одежды для фирмы;
- общее развитие технологий.
На деятельность ООО «Massimo Dutti» оказывают влияние пять взаимодействующих конкурентных сил, определяющих долгосрочную привлекательность отрасли:
- существующие конкуренты;
- потенциальные конкуренты;
- рыночная власть поставщиков;
- рыночная власть покупателей;
- угроза со стороны товаров-заменителей.
Дадим оценку конкурентных позиции компании ООО «Massimo Dutti», используя модель «пяти» сил М. Портера (таблица 3).
Таблица 3
Оценка «пяти» сил М. Портера для компании ООО «Massimo Dutti»
Конкурентная сила |
Оценка влияния, % |
Комментарий |
1 Риск появления новых конкурентов |
25 |
Относительно невысокий |
- экономия от масштаба |
Консолидация в отрасли усиливается вследствие этого можно достичь экономии от масштаба деятельности |
|
марки |
Производители-поставщики |
|
- затраты на выход |
Требования к стартовому капиталу |
|
- простота переключения покупателей на нового продавца |
Высокая, так как для покупателя большую роль играет цена, а не известность торговой марки |
|
- простота копирования технологий продаж |
простая |
|
- затраты на основные фонды |
Высокие, так как требуют больших затрат |
|
2. Угроза замены существующих товаров |
10 |
Не существенна |
3. Сила позиции поставщиков |
15 |
Относительно невысокая |
- возможное влияние на поставщиков |
Только при больших заказах |
|
- простата смены поставщиков |
Простая, так как конкуренция между поставщиками существенная |
|
- угроза выхода поставщиков на конечного потребителя |
Невысокая, так как поставщик не в состоянии сам организовать продажи |
|
Сила позиции покупателей |
20 |
Относительно невысокая |
Влияние покупателей на цену товара |
Высокая так как рынок насыщен, а круг продавцов широк |
|
Простота переключения покупателей на нового поставщика |
30 |
Относительно высокая, определяется ценовым фактором |
Заинтересованность покупателей в низкой цене |
Высокая |
|
Неудовлетворенность ассортиментом |
Невысокая, так как ассортимент широк |
|
Уровень компетенции покупателя о продукции |
Высокий |
|
Действующая конкуренция |
Высокая |
|
Величина постоянных издержек |
Высокая, за счет формирования запасов |
|
Вероятность скачков спроса |
Невысокая, за счет эластичности спроса |
|
Простота выхода из бизнеса |
Сложная, так как срочная реализация запасов не возможна без потерь |
|
ИТОГО |
100 |
Результаты проведенного анализа представим на рисунке 5.
Рисунок 5 – Модель «пяти» сил по Портеру для ООО «Massimo Dutti»
По результатам анализа «пяти» сил М. Портера можно сделать выводы:
- сокращается число конкурентов, но повышается уровень консолидации отрасли за счет слияний и поглощений компаний;
- конкуренты становятся более близкими по мощности;
- незначительные затраты покупателей при переходе к другому продавцу.
Проведем анализ внутренней среды в таблице 4.
Таблица 4
Анализ внутренней среды ООО «Massimo Dutti»
Факторы внутренней среды |
Оценка качества |
Важность |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
1.Репутация предприятия |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
2.Доля рынка |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
3. Затраты на реализацию продукции |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
4.Эффективность производства |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
5.Качество реализуемой продукции и услуг |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
6. Стиль руководства |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
7.Квалификация персонала |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
8. Корпоративная культура |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
9.Финансовая стабильность |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
10.Поизводственное оснащение |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
11.Затраты на обслуживание производства |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
12. Технический уровень производства |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
13. Способность удовлетворить покупательский спрос |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
Таким образом, на основе проведенного анализа выявили, что для компании особая важность, влияющая на ее деятельность, заключается в устойчивом законодательстве, в надежных поставщиках одежды, в деятельности конкурентов, в климатических условия. Чтобы эффективно работать на рынке, необходимо учитывать все его особенности и удовлетворять возникший спрос в продукции в полном объеме.
Далее проведем SWOT-анализ.
Метод SWOT-анализа позволил получить представление о потенциале ООО «Massimo Dutti» с учетом своих сильных сторон и возможностей в сопоставлении с угрозами и слабыми сторонами компании. Кроме этого, анализ позволил определить программу и последовательность действий для реализации этого потенциала.
Для определения значимости возможных действий была проведена взвешенная оценка показателей. Оценка производилась по десятибалльной шкале.
Таблица 5
Итоговая таблица SWOT-анализа ООО «Massimo Dutti»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
балл |
ВОЗМОЖНОСТИ |
балл |
Отлаженная логистика (материально-техническое обеспечение) |
9 |
освоение новых рынков, завоевание новых территорий |
8 |
Административный и финансовый ресурсы, широкие возможности по привлечению дополнительного финансирования |
10 |
Развитие розничной сети |
8 |
Узнаваемый бренд |
9 |
Проведение качественной кампании для привлечения новых групп потребителей и дальнейшего развития бренда |
7 |
Надежные связи с контрагентами, имидж и репутация |
8 |
||
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
балл |
УГРОЗЫ |
балл |
Неэффективная структура компании |
7 |
Появление в результате слияния новых конкурентов, резкий рост старых конкурентов за счет поглощений |
9 |
Недостаточная реклама, недостаточная поддержка развития бренда |
6 |
Снижение спроса на предлагаемую продукцию на уже освоенных рынках компании, снижение доходности |
7 |
Низкие темпы территориальной экспансии |
6 |
Захват доли рынка иностранными компаниями |
3 |
Для составления плана действий и расстановки приоритетов исполнения, получившиеся данные были проанализированы с учетом следующих факторов: значимость инициативы для общего плана реализации стратегии компании, оценка необходимых ресурсов компании.
2.2. Оценка системы организации и управления коммерческой деятельностью
В компании ООО «Massimo Dutti» основными вопросами маркетинга заведует «Отдел маркетинга и рекламы», которые в составе имеют 5-х сотрудников: начальник отдела маркетинга и рекламы, маркетолог-аналитик, менеджер по рекламе и связям с общественностью, менеджер по развитию рынков сбыта, менеджер планирования маркетинга.
Начальник отдела маркетинга и рекламы – наиболее квалифицированный специалист, который знает маркетинг, плановую работу, разбирается в технологических вопросах работы предприятия. Несет ответственность за выходящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед руководством предприятия.
Начальник отдела маркетинга и рекламы
Маркетолог-аналитик
Менеджер по рекламе и связям с общественностью
Менеджер по развитию рынков сбыта
Менеджер планирования маркетинга
Рисунок 6 - Состав службы маркетинга предприятия
В обязанности маркетолога-аналитика входят полевые исследования фокус-группы, мониторинг рынка конкурентов, исследование потребительских предпочтений, участие в формировании ассортиментной политики, формирование отчетности.
Менеджер по рекламе и связям с общественностью осуществляет руководство одним из направлений деятельности организации в области связей с общественностью, разрабатывает перспективные и текущие программы и планы, отдельные мероприятия или их комплекс в рамках данного направления, их информационное сопровождение, схему финансового и организационного обеспечения, осуществляет выбор форм и методов взаимодействия с общественностью, организациями, средствами массовой информации.
Менеджер по развитию рынков сбыта организует сбыт продукции предприятия, ее поставку потребителям, принимает участие в подготовке прогнозов, проектов перспективных и текущих планов производства, на основе планов производства продукции разрабатывает планы (перспективные и текущие) сбыта продукции.
Менеджер планирования маркетинга осуществляет руководство работой по экономическому и маркетинговому планированию на предприятии, направленной на организацию хозяйственной деятельности, выявления и использования резервов производства с целью достижения наибольшей экономической и маркетинговой эффективности, анализ и прогноз развития рынка каждого вида продукции.