ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 соединений в виде аппликаций, индивидуальную гигиену полости рта с применением фторидсодержащих средств гигиены, профессиональ- ную гигиену полости рта, герметизацию фиссур. Цель индивидуаль- ной профилактики – сохранение здоровья индивидуума. Групповые
методы профилактики основных стоматологических заболеваний предназначены для группы лиц, объединенных некоторыми общими факторами риска развития стоматологических заболеваний (возраст, характер питания, уровень фторида в воде, уровень гигиены) и име- ющих возможность получить профилактическую помощь одновре- менно. Для групповых программ используют методы, проведение ко- торых не требует высшего медицинского образования персонала и специального оборудования:
 различные формы санитарного просвещения;
 обучение гигиеническому уходу за полостью рта и его си- стематическое осуществление;
 применение местных фторпрепаратов (полоскания).
Цель групповой профилактики – устранение факторов риска развития заболевания на групповом уровне; повышение устойчивости группы к стоматологическим заболеваниям; создание условий для ве- дения здорового образа жизни в группе. Основой является санитарно- просветительная работа, задачи которой – мотивация населения к вы- полнению предложенных профилактических процедур, а также обу- чение мерам домашней профилактической самопомощи. В групповых программах стоматолог принимает участие как инициатор и консуль- тант для основных исполнителей – среднего медицинского пер- сонала.
Массовая или коммунальная профилактика охватывает всё население в один период времени. Коммунальные методы включают мероприятия по фторированию воды, соли и молока, а также обще- принятые меры по охране здоровья. Профилактическое воздействие в этих случаях происходит независимо от субъекта профилактики – населения. Люди употребляют воду, соль, молоко с добавкой фтори-

22 дов, что обеспечивает профилактическое воздействие независимо от воли и желания населения. Все коммунальные методы предусматри- вают определенные правила к их проведению. Так, они необходимы лишь в местностях, где содержание ионов фтора в питьевой воде не превышает 0,5 мг/л, при этом необходимо изучение стоматологиче- ской заболеваемости населения, подтверждающее необходимость коммунальных методов профилактики. Фториды в питьевую воду до- бавляются в виде различных солей до создания предельной концен- трации ионов F 0,8–1,2 мг/л. Данный метод коммунальной профилак- тики является одним из наиболее эффективных и экономичных.
В зарубежной медицине профилактические мероприятия делят- ся в соответствии с их исполнителем:
 домашняя профилактика или самопомощь (выполняется в домашних условиях);
 профессиональная профилактика (выполняется медицинским персоналом в стоматологических учреждениях);
 коммунальная профилактика (выполняется силами обще- ственности, администрации и немедицинским персоналом по реко- мендации стоматолога).
В зависимости от сроков профилактического воздействия вы- деляется два вида первичной профилактики. Антенатальная профи-
лактика стоматологических заболеваний представляет собой ком- плекс мер, проводимых у беременных женщин с целью предупрежде- ния развития у плода и в дальнейшем у ребенка патологии органов и тканей полости рта. Постнатальная профилактика стоматологиче- ских заболеваний представляет собой комплекс мер, проводимых по- сле рождения ребенка с целью предупреждения развития у него пато- логии органов и тканей полости рта. Легче оздоровить полость рта у детей на самых ранних стадиях развития патологии жевательного ап- парата, чем вести борьбу у взрослых с далеко зашедшими формами болезней органов полости рта, являющихся источником заболевания других физиологических систем человеческого организма.


23
К методам вторичной профилактики стоматологических за- болеваний относятся:
– мотивация пациента к регулярному посещению стоматолога;
– устранение факторов риска стоматологических заболеваний;
– лечение имеющихся стоматологических заболеваний.
Вторичная профилактика направлена на предупреждение обострений и осложнений в течении болезни, перехода заболевания из острой формы в хроническую, стойкой потери трудоспособности.
Одним из наиболее важных методов вторичной профилактики стома- тологических заболеваний является плановая санация полости рта.
Санация полости рта –полное излечение всех заболеваний полости рта, направленное на предотвращение осложнений заболеваний. Са- нированным считается тот пациент, у которого вылечены все пора- женные кариесом зубы, по показаниям проведено удаление зубов, вылечены заболевания тканей пародонта и слизистой оболочки поло- сти рта, начато лечение аномалий положения зубов и деформаций прикуса.
Формы плановой санации полости рта и зубов классифици- руются:
индивидуальная санация полости рта по обращаемости предусматривает излечение всех заболеваний полости рта у лиц, самостоятельно обратившихся в стоматологическое учреждение;
разовая или периодическая санация – полное излечение всех заболеваний полости рта у ограниченных контингентов населе- ния (беременные женщины, лица, поступающие в учебные заведения, и т.д.). Эта форма эффективна и направлена на излечение уже боль- ных зубов;
плановая профилактическая санация – систематическое излечение стоматологических заболеваний у организованных групп населения, находящихся на диспансерном наблюдении (табл. 3).

24
Таблица 3
Методы плановой санации полости рта
Централизован-
ный метод – осмотры и сана- цию полости рта проводят в лечеб- но-профилактиче- ских стоматоло- гических учре- ждениях (район- ная, городская или областная стоматологиче- ская поликлини- ка)
Децентрализо-
ванный метод – осмотры и сана- цию осуществ- ляют в стомато- логических ка- бинетах, кото- рые функциони- руют на пред- приятиях или в школах. Эффек- тивность работы этим методом достаточно вы- сокая
Смешанный
метод – ком- бинация де- централизо- ванного и цен- трализованно- го метода са- нации
Бригадный метод – в школу или на про- мышленное пред- приятие выезжает бригада и осуществ- ляет санацию поло- сти рта за более ко- роткие сроки. Для оказания стоматоло- гической помощи населению сельской местности и прове- дения санации ис- пользуют передвиж- ные кабинеты в спе- циально оборудован- ных автобусах
При плановой санации на пациента заполняется диспансерная карта, в которой кратко отмечается, какое лечение было проведено и когда пациент должен явиться на прием к врачу для следующего осмотра и лечения.
Существует определенная система санации, под которой пони- мается регулярное проведение осмотров и санации полости рта через определенные промежутки времени. Вторичная профилактика счита- ется эффективной, если патологический процесс стабилизировался.


25
Глава 4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Направления и методы практической профилактической рабо- ты формируются в соответствии с накопленными знаниями. Опреде- лено, что стоматологическое здоровье человека формируется под воздействием ряда внешних факторов: экономических условий, соци- ального статуса, экологии места проживания и т.д. Вторая группа факторов риска связана с заболеваниями внутренних органов челове- ка, состоянием здоровья организма. Третья группа – это факторы, действующие непосредственно в полости рта и влияющие на стома- тологическое здоровье: скученность зубов, зубные отложения, неудо- влетворительная гигиена полости рта и т.д. Около пятидесяти про- центов общих и местных факторов, влияющих на стоматологическое здоровье, связано с образом жизни человека, поэтому среди методов профилактической работы важное место занимает разъяснительная, просветительская работа.
Для практической реализации методов, действующих на такой широкий круг разнообразных факторов, необходимо использовать значительные материальные и человеческие ресурсы. Для эффектив- ной профилактической работы нужно решать ряд организационных вопросов: для кого, по каким причинам, для чего, каким образом, кем будет выполняться профилактическая работа. Непосредственную профилактическую работу с населением проводят стоматологи, асси- стенты стоматологов, медицинские сестры, педиатры и медицинские сестры детских поликлиник, воспитатели детских дошкольных учре- ждений.
Наиболее важным звеном в осуществлении мероприятий по первичной профилактике является гигиеническое воспитание населе- ния, обучение правилам гигиены полости рта. Стоматологический статус современного человека характеризует низкая санитарная куль- тура и отсутствие мотивации к профилактике стоматологических за-

26 болеваний и гигиене полости рта. Недостатки в гигиеническом вос- питании населения отрицательно сказываются на эффективности профилактических мероприятий, значительная часть которых может быть выполнена каждым человеком в бытовых условиях и имеет ха- рактер самопомощи.
Внедрение стоматологической профилактики проходит на раз- личных организационных уровнях, в том числе доврачебном, где профилактические мероприятия осуществляются средним медицин- ским персоналом. Доврачебный уровень профилактики включает та- кие методы профилактики стоматологических заболеваний, как:

стоматологическое просвещение населения;

обучение правилам рационального питания;

обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

эндогенное использование препаратов фтора;

применение средств местной профилактики;

вторичная профилактика (санация полости рта).
Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание
в первичной стоматологической профилактике
Санитарное просвещение и обеспечение здоровья – две части единого профилактического комплекса мероприятий. Предупредить заболевание можно лишь в том случае, если изменить отношение населения к проблеме заболевания полости рта и его гигиенические привычки.
Санитарное просвещение –это система государственных, ме- дицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обуче- нию населения знаниям и навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний, методам пропаганды, агитации и обучения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Стоматологическое просвещение –это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключаю-

27 щих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья.Основная цель
это пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, о пу- тях и методах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний.
Конечная цель стоматологического просвещения – не знания, а убеж- дения и поступки слушателя в результате приобретенных им знаний.
Стоматологическое просвещение опирается на три основных направ- ления: пропаганда знаний о здоровом образе жизни, агитация населе- ния за соблюдение правил и методов здорового образа жизни, гигие- ническое воспитание и обучение.
Обучение правилам здорового поведения является необходи- мым элементом стоматологического просвещения. Однако одной ин- формации недостаточно для того, чтобы поведение человека измени- лось. Образ жизни – это продукт сложных психологических процес- сов, коррекция которого требует от медицинского персонала специ- альных знаний по формированию поведения человека.
Механизмы формирования поведения человека. Поведение человека имеет две основные составляющие: побудительную и регу- ляционную (табл. 4). Побудительная функция обеспечивает начало действия и его направление, тогда как регуляционная функция опре- деляет развитие поведения в конкретной ситуации. Задачи и пробле- мы санитарного воспитания связаны с исправлением побудительной стороны поведения человека, с его мотивацией, под которой понима- ют совокупность психологических факторов, определяющих поведе- ние человека. Мотивация – это ответы на вопросы, почему, зачем, ра- ди чего человек действует так или иначе; например, никогда не чи- стит зубы или, наоборот, уделяет гигиене повышенное внимание, по- стоянно грызет леденцы или избегает сладкого. Следует помнить о том, что каждый взрослый человек имеет уже сформированную мо- тивацию, достаточно устойчивую к внешним воздействиям, в том числе к санитарному просвещению.
Внутренняя мотивация составляет основу для принятия ре- шений и выполнения действий: взрослый человек «сам знает, как


28 ему жить», имеет готовые объяснения и оправдания любого своего поступка. Внутренняя мотивация основывается на потребностях че- ловека.
Таблица 4
Мотивация
Потребность – это ощущаемый человеком дефицит матери- альных или духовных ценностей, т.е. того, во что верит человек, ради чего готов тратить энергию и время. Потребность активизирует орга- низм, направляет деятельность человека на поиск, действия и под- держивает состояние возбуждения до тех пор, пока нужда не будет полностью удовлетворена. Материальные (органические) ценности и потребности соответствуют основным инстинктам живых организмов и являются физиологическими. Духовные ценности и потребности формируются в процессе воспитания на базе основных инстинктов.
Около 60–80 % потребностей существуют на уровне подсозна- ния и не осмысливаются человеком. Среди всех потребностей в каж- дый момент времени определяется одна (или несколько), которая приобретает значение цели. Важно то, что человек не ощущает более высоких потребностей до тех пор, пока не будут удовлетворены по-
Поведение
Побудительное
Регуляционное
Внутренние мотивы: потребности цели хотение желание капризы чувства привычки влечения
Свойства личности: ощущения восприятие память воображение внимание мышление способности темперамент характер эмоции
Внешние мотивы: приказ влияние оценка знание

29 требности предыдущих уровней: в то время, когда у человека болит зуб, ему не интересны секреты голливудской улыбки.
Чтобы санитарное просвещение было эффективным, необхо- димо ориентироваться на пирамиду потребностей, предложенную американским психофизиологом А. Маслоу (рис. 1). В 1943 году
А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, опре- деляющих поведение человека. По его теории одни потребности бо- лее существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе – от физиологических потребностей до по- требностей в самовыражении.
Две нижние ступени пирамиды А. Маслоу являются физиоло- гическими: человек постоянно нуждается в достаточном количестве кислорода, тепла, пищи, воды, сна (первая ступень), а также в бе- зопасных условиях, стремлении к материальной стабильности, здоро- вью, обеспечению старости и др. (вторая ступень).
Рис. 1. Пирамида потребностей по А. Маслоу
К биологическим относятся потребности в продолжении рода и выращивании здорового потомства, чем обусловлена высокая эффек- тивность санитарного просвещения женщин, ожидающих и/или ро- дивших первого ребенка. Рациональное и адекватное питание обес-