ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
121
Идеальное соотношение зубных рядов встречается редко, одна- ко большинство незначительных отклонений от нормы в прикусе не требуют лечения. В подавляющем большинстве случаев аномалии развития прикуса имеют генетическую природу, т.е. передаются по наследству. К сожалению, предупредить развитие врожденных видов зубочелюстных аномалий чрезвычайно сложно. Медико-генетическое консультирование будущих родителей помогает определить только степень генетического риска рождения ребенка с той или иной врож- денной патологией челюстно-лицевой области при ее наличии у близких родственников.
Профилактика зубочелюстных аномалий несет в себе уникаль- ную специфичность, и ее эффективность зависит от четкого пред- ставления о причинах их развития (табл. 34).
Вредные привычки в виде регулярного сосания или прикусыва- ния пальцев, языка, губ, щек, посторонних предметов, пользование соской-пустышкой детьми старше одного года способствуют дефор- мации зубных рядов и развитию аномалий прикуса.
Инфантильный тип глотания. Инфантильный тип глотания характерен для детей грудного возраста. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка при сосании в полости рта младенца создается отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, распола- гаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой.
С появлением первых зубов механизм глотания начинает перестраи- ваться, во время глотания кончик языка встречает опору на резцах.
После прорезывания боковых зубов точкой опоры для языка при глотании становятся верхние зубы и участок твердого нёба. Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, не- смотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не фор- мируется и перехода от инфантильного типа глотания к соматическо- му не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом
122 глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными ряда- ми, что способствует формированию открытого прикуса.
Аномалии развития уздечек губ и языка (места их прикрепле- ния, длины и ширины) способствуют развитию ряда патологических состояний в полости рта: диастемы, локализованного пародонтита, нарушению функции сосания, приема пищи, нарушению дикции, за- держке роста нижней челюсти, изменению положения нижних рез- цов, развитию патологии в тканях пародонта.
Разрушение коронок временных зубов может стать причиной изменения положения соседних зубов и как следствие деформации зубных рядов.
Преждевременное удаление временных зубов. Преждевремен- ным следует считать удаление временного зуба более чем за один год до его физиологической смены. Примерно за год до нормальной сме- ны зачаток постоянного зуба уже выдвигается на уровень, соответ- ствующий трем четвертым длины корней соседних зубов, тем самым исключая возможность развития зубочелюстной аномалии. Послед- ствиями преждевременного удаления временных зубов являются:
смещение соседних зубов;
аномалии прорезывания постоянных зубов;
нарушение функции жевания, глотания и дикции.
Смещение соседних зубов. Отсутствие временных зубов в зуб- ном ряду является причиной смещения соседних зубов в сторону де- фектов, которое приводит к деформации зубных рядов. Аномалии зубных рядов встречаются практически у всех детей с ранней потерей временных зубов и могут быть предупреждены. Ранняя потеря зубов, воспалительно-дистрофические заболевания десен и всего удержива- ющего зуб аппарата, травмы лица и челюстей являются причиной об- разования пустых пространств на челюстях. Отсутствие зубов- антагонистов неизбежно приводит к перемещению имеющихся в по- лости рта зубов, что и обусловливает нарушение прикуса, создает трудности при протезировании. Следовательно, своевременное лече-
123 ние кариозных зубов и раннее протезирование отсутствующих явля- ется предупреждением развития аномалий окклюзии.
Сохраняя здоровье будущей матери или улучшая состояние внешней среды, возможно добиться снижения риска возникновения зубочелюстных аномалий, а устраняя вредные привычки у ребенка, возможно предупредить аномалии или остановить их и добиться пол- ного исчезновения. Профилактика зубочелюстных аномалий должна проводиться с учетом возрастных периодов формирования зубоче- люстной системы.
С целью профилактики развития аномалий зубочелюстной си- стемы во внутриутробном периоде необходимы:
организация рационального режима труда, отдыха, питания беременной;
стоматологическое просвещение о факторах риска развития зубочелюстных аномалий и способах их профилактики;
мотивация к посещению детского стоматолога в течение первого года жизни ребенка (в 6–8 месяцев).
В период с момента рождения ребенка до прорезывания вре- менных зубов (от 0 до 6 месяцев) необходимо:
раннее выявление врожденных патологий челюстно-лицевой области;
рассечение укороченной уздечки языка;
правильное искусственное вскармливание ребенка (поза, подбор соски, наблюдение за регулярностью глотания) при невоз- можности естественного вскармливания;
рациональное использование соски-пустышки;
подбор правильной высоты подушки и жесткости матраса;
профилактика рахита и острых гнойных заболеваний у ново- рожденного.
Один из основных факторов для нормального формирования зубочелюстной системы младенца – грудное вскармливание. В норме в процессе каждого кормления ребенка создается большая нагрузка на мышцы, в результате активно стимулируются челюсти. При искус-
124 ственном вскармливании стимулирующее действие сосания на разви- тие зубочелюстного аппарата снижается.
Для предупреждения возникновения зубочелюстных аномалий врачами-педиатрами разработаны рекомендации по искусственно-
му вскармливанию.
Кормление следует проводить с помощью соски, соответ- ствующей по форме соску материнской груди, упругой, с маленьким отверстием, которая надевается на бутылочку с широким горлышком; по мере снижения упругости и эластичности соска должна заменяться на новую.
Необходимо обеспечивать условия для активного сосания: захват и удержание соски губами, движения нижней челюсти для вы- давливания молока и его проглатывания.
Положение ребенка на руках должно соответствовать поло- жению при естественном вскармливании.
Во время кормления бутылочка не должна оказывать давле- ние на нижнюю челюсть, поскольку это ведет к ее смещению назад и изменению формы челюсти; бутылочку следует держать строго пер- пендикулярно лицу ребенка; нельзя оставлять бутылочку в руках младенца без присмотра.
Продолжительность кормления в среднем должна составлять
20 минут (в ряде случаев, в соответствии с индивидуальными особен- ностями ребенка, кормление может быть более длительным – до 30 минут).
Рекомендуется полностью отказаться от кормления ребенка из бутылочки после достижения им возраста 1 года; в норме рефлекс со- сания угасает к возрасту 9–10 месяцев, и своевременный переход к кормлению с ложки стимулирует этот процесс.
К методам профилактики в период формирования окклюзии временных зубов (с 6 месяцев до 3 лет) относятся:
наблюдение за прорезыванием временных зубов (сроки, по- следовательность, парность, количество, симметричность, форма, по-
125 ложение, тип смыкания); наблюдение за положением языка при гло- тании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области верхних передних зубов с нёбной стороны);
профилактика кариеса временных зубов;
борьба с вредными привычками (сосание и прикусывание пальцев, губ, щек, языка, посторонних предметов), отказ от соски- пустышки после достижения ребенком возраста 1 года;
нормализация носового дыхания;
выявление привычной неправильной позы, нарушения осан- ки, плоскостопия и направление на консультацию к ортопеду.
В период окклюзии временных зубов (с 3 до 6 лет):
контроль функций зубочелюстной системы (жевания, глота- ния, речи);
профилактика и лечение кариеса, восстановление разрушен- ных коронок временных зубов;
контроль появления трем в передних отделах нижнего и верхнего зубных рядов;
устранение вредных привычек. Под вредными привычками в стоматологии подразумевают сосание и покусывание пальцев, губ, щек, языка, а также инородных предметов. В эту группу факторов развития аномалий входят также неправильно протекающие функ- ции жевания и глотания, привычка давления языком на зубы, ротовое дыхание, неправильная речевая артикуляция и неправильная поза те- ла, нарушение осанки.
В период смены зубов (с 6 до 12 лет):
наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сроки, по- следовательность, парность, количество, симметричность, форма, по- ложение, тип смыкания);
удаление временных зубов, задержавшихся в зубном ряду и затрудняющих прорезывание постоянных зубов;
удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;
126
профилактика и лечение кариеса и его осложнений, восста- новление разрушенных коронок зубов;
борьба с вредными привычками сосания и прикусывания пальцев, губ, щек, посторонних предметов, с привычной неправиль- ной позой.
Факторы, определяющие правильное формирование жеватель- ного аппарата, и в их числе:
адекватный уровень здоровья будущей матери, ведущей здо- ровый образ жизни; естественное вскармливание ребенка грудного возраста;
употребление ребенком достаточно жесткой и витаминизи- рованной пищи (свежие овощи, фрукты, сухари, корка хлеба) после прорезывания временных жевательных зубов;
достаточное количество молочных продуктов;
рациональная гигиена полости рта;
формирование у ребенка высокого уровня здоровья (физ- культура, спорт, общеоздоровительные мероприятия);
первичная стоматологическая профилактика и своевремен- ная санация полости рта;
предупреждение развития вредных привычек (сосание соски, языка, пальцев);
при появлении первых признаков развития зубочелюстных аномалий консультация ортодонта.
Таким образом, первичная профилактика зубочелюстных ано- малий предполагает стоматологическое просвещение родителей, пра- вильно организующих жизнь ребенка и обеспечивающих тем самым нормальное развитие функций челюстно-лицевой области. Медицин- ские работники должны объяснять будущим и молодым родителям, как функции зубочелюстной системы у ребенка протекают в норме и как контролировать их состояние. В случае выявления неправильно протекающих функций родители должны обратиться к специалистам для устранения причин, вызвавших патологию.
127
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Выберите один или несколько правильных ответов
1. СОГЛАСНО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВОЗ, ЗДОРОВЬЕ – ЭТО
1) отсутствие болезней и физических дефектов
2) профилактика заболеваний
3) доступность медицинской помощи
4) высокий уровень информированности и мотивации населе- ния
5) состояние полного физического, духовного и социального благополучия
2. СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДО-
РОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ
1) использование фторидов
2) снижение употребления сахара
3) действия, направленные на улучшение гигиены полости рта
4) отказ от курения
5) все ответы верны
3. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1) приобретение знаний по уходу за полостью рта
2) мотивация пациента к уходу за полостью рта
3) формирование у пациента привычек здорового образа жизни
4) повышение продаж средств гигиены полости рта
5) повышение эффективности стоматологической службы
4. ПРАКТИЧЕСКИМ ЭТАПОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРО-
СВЕЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
1) знание
2) понимание
3) убеждение
4) владение
128 5. ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ УХОДА ЗА ПОЛОСТЬЮ
РТА ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАЩАЕТСЯ НА
1) время, затраченное на обучение
2) выбор метода чистки зубов
3) обеспечение занятий наглядными пособиями
4) приоритетный тип восприятия информации каждым ребенком
6. К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ОТНОСЯТСЯ
1) таблицы
2) лекции
3) кинофильмы
4) слайды
7. К
ПАССИВНЫМ
МЕТОДАМ
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИ-
ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОТНОСЯТСЯ
1) вечера вопросов и ответов
2) лекции с показом слайдов
3) уголки гигиены
4) беседы
8. КАКОЕ ИЗ ДРЕВНИХ СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
ДО СИХ ПОР
1) сода
2) соль
3) щетка
4) мисвак
9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА ВКЛЮЧАЕТ
В СЕБЯ
1) полоскание полости рта фторидсодержащими растворами
2) профессиональное удаление зубных отложений
3) герметизацию фиссур
4) лечение зубов
129 10. АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕ-
НЫ ПОЛОСТИ РТА ВКЛЮЧАЕТ
1) обучение гигиене полости рта и контроль эффективности удаления зубного налета
2) профессиональное удаление зубных отложений
3) полировку поверхностей зубов
4) все ответы верны
11. ВЫСОКИМ АБРАЗИВНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ОБЛАДАЮТ ПАСТЫ
1) гигиенические
2) противокариозные
3) отбеливающие
4) для чувствительных зубов
12. ЗУБНЫЕ ПАСТЫ ДЛЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ЗУБОВ ИМЕЮТ
ПОКАЗАТЕЛЬ АБРАЗИВНОСТИ
1) низкий
2) средний
3) высокий
4) промежуточный
5) не содержат абразива
13. ПАЦИЕНТАМ С ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ ЗУБОВ РЕ-
КОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗУБНУЮ ЩЕТКУ
1) мягкую
2) средней жесткости
3) жесткую
4) не имеет значения
14. ЩЕТОЧНОЕ ПОЛЕ С НАКЛОННОЙ ЩЕТИНОЙ ОБЕСПЕЧИ-
ВАЕТ
1) вспенивание зубной пасты
2) очищение ретромолярного пространства
3) повышение очищающей способности
4) снижение чувствительности зубов
130 15. RDA – ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ
1) жесткости зубной щетки
2) абразивности зубной пасты
3) содержания фторида в зубной пасте
4) пенообразующей способности зубной пасты
16. ПРИ ГИПЕРЕСТЕЗИИ ЗУБОВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЗУБНЫЕ
ПАСТЫ С ИНДЕКСОМ RDA
1) 40 2) 100 3) 150 4) 200 17. ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА В СОСТАВ ЗУБНЫХ ПАСТ
ВКЛЮЧАЮТСЯ
1) фториды и соединения кальция
2) нитрат калия
3) лаурилсульфат натрия
4) хлоргексидин
18. ПОЛИРУЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ВЫШЕ У ЗУБНЫХ ПАСТ
1) с низкой абразивностью
2) с гидроксиапатитом
3) гигиенических
4) с высокой абразивностью
19. ПРЕДМЕТ ОРАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
КОНСТРУКЦИЙ НА ИМПЛАНТАХ
1) жевательные резинки
2) зубочистки
3) ополаскиватели
4) зубные ершики
131 20. МЕТОДЫ ФТОРИРОВАНИЯ КВАЛИФИЦИРУЮТСЯ КАК
1) гигиенические и профилактические
2) местные и системные
3) системные и индивидуальные
21. ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА ЗУБА – ЭТО
1) комплекс лечебно-профилактических мероприятий
2) санация полости рта
3) лечение кариеса
4) лечение осложнений кариеса
22. ТРЕТИЧНАЯ
ПРОФИЛАКТИКА
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ РЕШАЕТ ЗАДАЧИ
1) устранения инфекции и реабилитации жевательной функции
2) санации полости рта
3) диспансерного учета лиц со стоматологической патологией
4) предупреждения стоматологического заболевания
23. К ЭНДОГЕННЫМ МЕТОДАМ ФТОРПРОФИЛАКТИКИ ОТНО-
СИТСЯ
1) чистка зубов фторидсодержащими пастами
2) аппликации фторидсодержащим гелем
3) фторирование питьевой воды
4) полоскание полости рта фторидсодержащими растворами
5) покрытие зубов фторлаком
24. ПАЦИЕНТАМ С ВОСПАЛИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ПАРОДОНТА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗУБНУЮ
ПАСТУ, СОДЕРЖАЩУЮ
1) фторидсодержащие соединения
2) экстракты лекарственных растений
3) соли калия
4) абразивные частицы
132 25. ОСНОВНОЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА
1) индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта
2) уменьшение потребления углеводов
3) регулярное применение фторсодержащих паст
4) герметизация фиссур
5) санация полости рта
26. ПРОФИЛАКТИКА ЭРОЗИИ ЭМАЛИ ЗУБА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
1) ограничение в пищевом рационе плодов цитрусовых
2) применение мягкой зубной щетки
3) применение фторсодержащих зубных паст
4) применение фторсодержащих таблеток
5) ограничение в пищевом рационе продуктов, богатых углево- дами
27. ПРОФИЛАКТИКА КЛИНОВИДНОГО ДЕФЕКТА ВКЛЮЧАЕТ
В СЕБЯ
1) ограничение в пищевом рационе плодов цитрусовых
2) полоскание полости рта щелочными растворами
3) применение мягкой зубной щетки
4) применение фторсодержащих зубных паст
5) применение фторсодержащих таблеток
28. ПАЦИЕНТАМ
С ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ ЗУБОВ
РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗУБНУЮ ЩЕТКУ
1) очень мягкую или мягкую
2) средней жесткости
3) жесткую
4) не имеет значения
5) с натуральной щетиной