ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 661
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
●
коэффициент рентабельности активов. Он позволяет судить об уровне генерирования прибыли активами предприятий с учетом отраслевой специфики их деятельности;
●
коэффициент рентабельности собственного капитала. Он является приоритетным в рассматриваемой системе показателей данной группы, так как позволяет судить о среднеотраслевой норме прибыльности инвестиций;
●
коэффициент рентабельности реализации продукции. Этот показатель дает представление о норме отраслевой прибыли в составе средних цен на продукцию отрасли;
●
коэффициент рентабельности текущих затрат. Использование этого показателя дает представление о потенциальных возможностях формирования диапазона цен на продукцию с позиций сложившегося уровня затрат на ее производство и реализацию.
Учитывая высокую вариабельность значений этих показателей в дина- мике, вызванную нестабильностью экономических условий развития предпри- ятий на современном этапе, эти показатели рассчитываются и изучаются за ряд последних лет.
Уровень отраслевых инвестиционных рисков оценивается на основе следующих показателей:
●
коэффициент вариации среднеотраслевого показателя рентабельности собственного капитала по отдельным годам анализируемого периода. Этот коэффициент является традиционным измерителем уровня финансового
(инвестиционного) риска в динамике;
●
коэффициент вариации показателей рентабельности в разрезе отдель- ных предприятий отрасли. Он характеризует внутриотраслевой диапазон колебаний уровня финансовых (инвестиционных) рисков;
●
уровень конкуренции в отрасли. Количественно этот показатель характеризует число предприятий, функционирующих в данной отрасли
(в сравнении с другими отраслями), а также число предприятий, занимающих монопольное положение на рынке (по критерию удельного веса реализации продукции);
●
уровень инфляционной устойчивости цен на продукцию отрасли. Такую оценку можно получить путем соотнесения показателей динамики уровня цен на продукцию отрасли с динамикой индекса оптовых цен в целом по стране или индекса инфляции;
115
●
уровень социальной напряженности в отрасли. В определенной степени о нем позволяет судить сравнение показателя среднего уровня заработной платы работников отрасли с реальным уровнем прожиточного минимума в стране.
На основе оценки трех перечисленных элементов (синтетических оценочных характеристик) и их ранговой значимости в общей характеристике инвестиционной привлекательности рассчитываются интегральные показатели уровня инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики.
На первом этапе рассчитывается ранговая значимость отраслей по каждому элементу их оценки. В процессе такой оценки все аналитические показатели, используемые для характеристики отдельных элементов инвестиционной привлекательности отраслей, рассматриваются как равно- значные (при необходимости значимость каждого из аналитических показателей может быть дифференцирована на основе экспертной оценки).
Ранговая значимость отрасли по каждому элементу оценки определяется как средняя ранговая ее значимость по всем входящим в данный элемент аналитическим показателям.
На втором этапе расчетов на основе ранговой значимости отрасли по каждому элементу вычисляется интегральный ранговый показатель оценки ее инвестиционной привлекательности.
Учитывая, что отдельные элементы оценки играют разную роль в принятии инвестиционных решений, их значимость дифференцируется экспертным путем. В процессе проводимой автором оценки инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики экспертным путем (на основе опроса инвестиционных менеджеров ряда инвестиционных компаний) установлена следующая значимость отдельных элементов при расчете интегрального рангового показателя:
●
уровень перспективности развития отрасли – 20 %;
●
уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли – 65 %;
●
уровень отраслевых инвестиционных рисков – 15 %.
Естественно, приведенная значимость отдельных элементов оценки в определенной мере носит субъективный характер, так как зависит от состава и квалификации экспертов, периода проведения экспертного опроса и других факторов. В связи с этим при проведении оценки инвестиционной привлека- тельности отраслей экономики в меняющихся экономических условиях приведенная значимость отдельных элементов требует уточнения.
116
Расчет интегрального рангового показателя оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики осуществляется по формуле о
1
РИП
РЭО ЗЭО
n
i
i
i=
=
⋅
∑
, (5.10) где РИП
о
– интегральный ранговый показатель инвестиционной привлека- тельности отрасли экономики;
РЭО
i
– средний ранговый показатель по рассматриваемому элементу оценки отрасли;
ЗЭО
i
– значимость соответствующего элемента в общей оценке отрасли, выраженная десятичной дробью.
На третьем этапе расчетов на основе рассчитанных интегральных ранговых показателей оценки инвестиционной привлекательности отдельных отраслей проводится соответствующая их группировка. В процессе такой группировки устанавливаются:
●
приоритетные отрасли по уровню инвестиционной привлекательности;
●
отрасли с высоким уровнем инвестиционной привлекательности;
●
отрасли со средним уровнем инвестиционной привлекательности;
●
отрасли с низким уровнем инвестиционной привлекательности.
При использовании результатов оценки уровня инвестиционной привлекательности отраслей экономики в целях отраслевой диверсификации инвестиционного портфеля предприятия необходимо иметь в виду, что ряд показателей оценки имеет высокий уровень динамики. Поэтому с изменением экономических условий деятельности предприятий отдельных отраслей такая оценка должна пересматриваться (периодичность такого пересмотра составляет обычно два года).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте понятие отрасли как вида деятельности. Укажите различия между понятиями «отрасль» и «отраслевой товарный рынок».
2. Охарактеризуйте роль, содержание и направления отраслевого анализа при оценке конкурентной среды предприятия на мезоуровне.
3. Что включает исследование движущих сил и ключевых факторов успеха отрасли?
4. Раскройте роль и содержание отраслевого конкурентного анализа.
117
5. Дайте характеристику методики анализа конкурентной структуры отрасли на основе модели «пяти конкурентных сил» М. Портера.
6. В чем заключается анализ конкурентной структуры отрасли, интенсивности конкуренции и степени монополизации отраслевого рынка?
7. Раскройте содержание аналитических методов оценки конкуренто- способности отрасли.
8. Перечислите внешние и внутренние конкурентные преимущества отрасли.
9. Дайте характеристику угроз появления новых конкурентов и товаров- заменителей с точки зрения их влияния на конкурентную структуру отрасли.
10. Охарактеризуйте существующие методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отрасли.
118
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. Факторы конкурентоспособности предприятия
и принципы ее оценки
В самом широком смысле конкурентоспособность предприятия можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов в течение определенного времени.
Конкурентоспособность предприятия – экономическая категория, отража- ющая его способность выпускать конкурентоспособную продукцию, его конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, поэтому оценка степени конкурентоспособности предприятия предполагает в первую очередь выбор базовых объектов для сравнения.
Сравниваемые предприятия-конкуренты должны обладать соизмеримостью:
1) характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
2) сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
3) фаз жизненного цикла, в котором функционирует предприятие
1
Конкурентоспособность предприятия – способность прибыльно произ- водить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у других рыночных контрагентов в своей рыночной нише. Поэтому конкурентоспособность предприятия складывается из трех основных факторов:
1) ресурсного (физические затраты ресурсов на единицу готовой продукции);
2) ценового (уровень и динамика цен на все используемые ресурсы производства и готовую продукцию);
3) «фактора среды» (экономическая политика государства и степень ее воздействия на рыночного контрагента)
2 1
Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: учебник. М.: Дело, 2001. 448 с.
2
Петров В. Конкурентоспособность. Анализ факторов, показателей и критериев, опреде- ляющих успех субъектов рынка в конкурентной борьбе на различных уровнях экономической деятельности (микро-, мезо-, макро-, глобальном) // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 1999. № 4. С. 4–11.
119
На микроуровне само предприятие способно контролировать прежде всего ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой компании по организации НИОКР, накоплению основного капитала, маркетинга, системы производственной кооперации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров и т. д.
Организация управления, технологический и финансовый потенциал предприятия могут обеспечить рост ресурсной компоненты конкуренто- способности. Труднее контролировать рыночные цены на сырье и полуфаб- рикаты, а также на собственную готовую продукцию, так как уровень цен во многом зависит от состояния мировой и национальной экономики.
В «фактор среды» входят такие составляющие, как надежность банковской системы, уровень инфляции, банковский процент, валютный курс, внешнеторговый тариф и другие, непосредственно влияющие на конкуренто- способность предприятия. Поэтому предприятия, особенно малые и средние, не могут контролировать значительное число внешних факторов конкуренто- способности. В этой связи экономическая политика государства, особенно в условиях глобализации экономики, приобретает все более важное значение.
Существуют два источника конкурентоспособности предприятия: операционная эффективность и стратегическое позиционирование
1
Операционная эффективность вбирает в себя комплексную оценку выполнения предприятием тех или иных видов деятельности, позволяющих более рационально использовать имеющиеся у него факторы производства.
Уровень операционной эффективности предприятия в значительной степени зависит от факторов его базирования.
Отражая гибкость технологической оснащенности предприятия, способность производить широкий диапазон товаров, в том числе и тех, которые обладают новизной, операционная эффективность, с одной стороны, создает условия для повышения рыночной адаптивности хозяйствующего субъекта, с другой – характеризует рентабельность производственной деятель- ности предприятия.
Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, предопределенной сочетанием видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов. Стратегическое позициони- рование состоит из двух составляющих. Первая – это способность приспосаб-
1
Криворотов В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий / ГОУ ВПО «Урал. гос. техн. ун-т – УПИ». Екатеринбург, 2006. 201 с.
120
ливаться к внешней среде, она отражает результативность процесса обновления предприятия. Эта составляющая характеризует гибкость и адаптивность хозяйствующего субъекта к условиям внешней среды.
Второй составляющей стратегического позиционирования является инновационность, постоянно протекающие инновационные процессы, направ- ленное воздействие которых обеспечивает внедрение новшеств во все сферы деятельности предприятия. Инновационность, таким образом, будучи залогом успешности предприятия в конкурентной борьбе, служит источником адаптивности.
Вышеуказанные составляющие формируют необходимые и достаточные условия рыночного стратегического позиционирования хозяйствующего субъекта.
Более предпочтительно выглядят те предприятия, которые, с одной стороны, способны в кратчайшие сроки осваивать производство разнообразных товаров того же класса, что и у соперников-конкурентов, с другой – предлагать своим покупателям новые товары и услуги, учитывая меняющиеся требования рынка либо инициируя формирование потребностей более высокого уровня.
Инновационные процессы, непрерывно и ритмично протекающие на предприятии и охватывающие все стороны его деятельности, востребованы влиянием факторов конкурентной среды. Активная инновационность хозяйствующего субъекта повышает степень его соответствия требованиям рынка, т. е. поднимает уровень его адаптивности. Адаптивность, по сути дела, выступает как форма выражения отношений предприятий с внешней средой, характеризуя результативность процессов обновления. Инновационность и адаптивность предприятия определяют эффективность его стратегического позиционирования – одного из двух источников конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Основными группами факторов, влияющих на уровень конкурентоспо- собности предприятия, являются следующие:
●
технико-технологическая группа; включает факторы, характеризующие производственное оборудование, предметы труда, состав и технологию выполняемых работ. Эта группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, совершенство применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия;
121
Второй составляющей стратегического позиционирования является инновационность, постоянно протекающие инновационные процессы, направ- ленное воздействие которых обеспечивает внедрение новшеств во все сферы деятельности предприятия. Инновационность, таким образом, будучи залогом успешности предприятия в конкурентной борьбе, служит источником адаптивности.
Вышеуказанные составляющие формируют необходимые и достаточные условия рыночного стратегического позиционирования хозяйствующего субъекта.
Более предпочтительно выглядят те предприятия, которые, с одной стороны, способны в кратчайшие сроки осваивать производство разнообразных товаров того же класса, что и у соперников-конкурентов, с другой – предлагать своим покупателям новые товары и услуги, учитывая меняющиеся требования рынка либо инициируя формирование потребностей более высокого уровня.
Инновационные процессы, непрерывно и ритмично протекающие на предприятии и охватывающие все стороны его деятельности, востребованы влиянием факторов конкурентной среды. Активная инновационность хозяйствующего субъекта повышает степень его соответствия требованиям рынка, т. е. поднимает уровень его адаптивности. Адаптивность, по сути дела, выступает как форма выражения отношений предприятий с внешней средой, характеризуя результативность процессов обновления. Инновационность и адаптивность предприятия определяют эффективность его стратегического позиционирования – одного из двух источников конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Основными группами факторов, влияющих на уровень конкурентоспо- собности предприятия, являются следующие:
●
технико-технологическая группа; включает факторы, характеризующие производственное оборудование, предметы труда, состав и технологию выполняемых работ. Эта группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, совершенство применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия;
121