ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 659
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А
Сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство
01 Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях
02 Лесное хозяйство и предоста- вление услуг в этой области
В
Рыболовство, рыбоводство 05 Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях
С
Добыча полезных ископаемых
СА
Добыча топливно-энергетичес- ких полезных ископаемых
10 Добыча каменного угля, бу- рого угля и торфа
11 Добыча сырой нефти и при- родного газа, предоставление услуг в этих областях
12 Добыча урановой и ториевой руд
СВ
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
13 Добыча металлических руд
14 Добыча прочих полезных ископаемых
D
Обрабатывающие производ-
ства
DA
Производство пищевых продук- тов, включая напитки и табак
15 Производство пищевых про- дуктов, включая напитки
16 Производство табачных изделий
DB
Текстильное и швейное произ- водство
17 Текстильное производство
18 Производство одежды; выдел- ка и крашение меха
95
Продолжение табл. 5.1 1
2 3
DC
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
19 Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
DD
Обработка древесины и произ- водство изделий из дерева
20 Обработка древесины и произ- водство изделий из дерева и проб- ки
DE
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
21 Производство целлюлозы, дре- весной массы, бумаги, картона и изделий из них
22 Издательская и полиграфичес- кая деятельность, тиражирование записанных носителей информации
DF
Производство кокса, нефтепро- дуктов и ядерных материалов
23 Производство кокса, нефтепро- дуктов и ядерных материалов
DG
Химическое производство
24 Химическое производство
DH
Производство резиновых и пласт- массовых изделий
25 Производство резиновых и пласт- массовых изделий
DI
Производство прочих неметалл- лических минеральных продуктов
26 Производство прочих неметал- лических минеральных продуктов
DJ
Металлургическое производство и производство готовых металлических изде- лий
27 Металлургическое производство
28 Производство готовых метал- лических изделий
DK
Производство машин и обо- рудования
29 Производство машин и обору- дования
DL
Производство электрооборудо- вания, электронного и оптичес- кого оборудования
30 Производство офисного обору- дования и вычислительной техники
31 Производство электрических ма- шин и электрооборудования
32 Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи
33 Производство изделий меди- цинской техники, средств изме- рений, оптических приборов и ап- паратуры, часов
DM
Производство транспортных средств и оборудования
34 Производство мебели и прочей продукции, не включенной в дру- гие группировки
37 Обработка вторичного сырья
96
Продолжение табл. 5.1 1
2 3
Е
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
40 Производство, передача и рас- пределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды
41 Сбор, очистка и распределе- ние воды
F
Строительство
45 Строительство
G
Оптовая и розничная торгов-
ля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, быто-
вых изделий и предметов лич-
ного пользования
50 Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт
51 Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
52 Розничная торговля, кроме тор- говли автотранспортными сред- ствами и мотоциклами; ремонт бы- товых изделий и предметов лич- ного пользования
H
Гостиницы и рестораны
55 Деятельность гостиниц и ресто- ранов
I
Транспорт и связь
60 Деятельность сухопутного тран- спорта
61 Деятельность водного транспорта
62 Деятельность воздушного тран- спорта
63 Вспомогательная и дополни- тельная транспортная деятельность
64 Связь
J
Финансовая деятельность
65 Финансовое посредничество
66 Страхование
67 Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредни- чества и страхования
97
Окончание табл. 5.1 1
2 3
К
Операции с недвижимым иму-
ществом, аренда и предостав-
ление услуг
70 Операции с недвижимостью
71 Аренда машин и оборудова- ния без оператора, прокат бытовых изделий и предметов личного пользования
72 Деятельность, связанная с исполь- зованием вычислительной техники и информационных технологий
73 Научные исследования и раз- работки
74 Предоставление прочих видов услуг
L
Государственное управление
и обеспечение военной безо-
пасности; обязательное соци-
альное обеспечение
75 Государственное управление и обеспечение военной безопас- ности; обязательное социальное обеспечение
М
Образование
80 Образование
N
Здравоохранение и предос-
тавление социальных услуг
85 Здравоохранение и предостав- ление социальных услуг
O
Предоставление прочих ком-
мунальных, социальных и пер-
сональных услуг
90 Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятель- ность
91 Деятельность общественных объединений
92 Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
93 Предоставление персональных услуг
Р
Предоставление услуг по
ведению домашнего хозяй-
ства
95 Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства
Q
Деятельность
экстерриториальных
организаций
99 Деятельность экстерриториальных организаций
В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последо- вательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков, и его структура представлена в следующем виде:
XX – класс;
98
ХХ.Х – подкласс;
ХХ.ХХ – группа;
ХХ.ХХ.Х – подгруппа;
ХХ.ХХ.ХХ – вид.
В классификатор введены разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений. Например:
Раздел D. Обрабатывающие производства.
Подраздел DК. Производство машин и оборудования.
29 Производство машин и оборудования.
29.1 Производство механического оборудования.
29.11 Производство двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей.
29.11.1 Производство двигателей, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных.
29.11.2 Производство турбин.
29.11.21 Производство паровых турбин.
29.11.22 Производство гидравлических турбин и водяных колес.
29.11.23 Производство газовых турбин, кроме турбореактивных и тур- биновинтовых.
Различия между ОКОНХ и ОКВЭД содержатся не только в перечне группировок и их содержании, но прежде всего в самом принципе классификации: единицей классификации в ОКОНХ является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, в ОКВЭД – вид экономической деятельности, который характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуска продукции (оказанием услуг). В качестве клас- сификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс
(технологию) производства и т. п. В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак
«используемые сырье и материалы».
В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организа- ционно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.
99
5.2. Методы оценки конкурентоспособности отрасли
Конкурентоспособность отрасли – это способность хозяйствующих субъектов, действующих в ее рамках, участвовать в соревновании с реальными и потенциальными конкурентами за потребителя на отраслевом рыночном сегменте в конкретный период времени благодаря определенному сочетанию свойств производимых товаров, условий воспроизводства основных факторов производства и использованию других управляемых факторов.
Конкурентоспособность отрасли следует определять как относительную характеристику, отражающую основные отличия данной отрасли от других как по степени удовлетворения своими товарами или услугами (определяя их конкурентоспособность) конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
Характеристика конкурентоспособности отрасли включает возможности и динамику приспособления отрасли к изменяющимся условиям конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Это отличие обусловлено временны´м фактором (все экономические процессы ограничены временем). Длительность изучения должна быть не менее срока становления продукции в отрасли, т. е. выпуска на рынок новых товаров. Кроме того, система факторов, влияющих на конкурентоспособность отрасли, может быть проконтролирована со стороны производителя. Речь идет о внутренних и внешних факторах. К первым относят факторы конкурентных преимуществ отрасли, ко вторым, соответственно – внешние параметры социально-экономической среды, вне сферы непосред- ственного влияния отрасли.
Конкурентные преимущества отрасли можно распределить по двум группам:
I группа – конкурентные преимущества, формируемые на уровне пред- приятий отрасли;
II группа – конкурентные преимущества, формируемые на отраслевом уровне экономики: «отраслевые конкурентные преимущества».
Отраслевые конкурентные преимущества – это преимущества, которыми могут воспользоваться все предприятия отрасли, т. е. преимущества, обусловленные спецификой, структурой отрасли, факторными условиями,
100
Рис. 5.1. Модель «пяти сил» конкурентной среды М. Портера
3. Методика структурного анализа позволяет предприятию разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, позволит занять прочную позицию при столкновении с различными конкурентными силами.
Угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов. Ее веро- ятность определяется высотой существующих барьеров и уровнем усилий, необходимых для их преодоления. Наиболее серьезными барьерами для проникновения являются эффект масштаба, величина необходимого для проникновения на рынок капитала, возможность доступа к каналам распростра- нении, эффект роста производительности, диверсификация.
Эффект масштаба. Он достигается тогда, когда общие постоянные производственные затраты распределяются на большее количество продукции.
При этом многие расходы на единицу продукции, такие как расходы на содержание складов, служб (бухгалтерии, охраны, экспедиции и пр.), приобретение материалов и погрузочно-разгрузочные работы, по мере увели- чения объемов производства снижаются. Эффект масштаба различен и зависит от отрасли промышленности, в которой работает организация.
Потребности в капитале для проникновения на рынок. Они связаны эф- фектом масштаба и относятся к тем затратам, которые организация должна понести, чтобы внедриться в отрасль и успешно действовать в ней.
102
Доступ к каналам распространения. В данном случае речь идет о возмож- ности доступа к эффективным и выгодным каналам распространения продук- ции или услуг.
Эффект роста производительности. Производительность возрастает по мере того как рабочие, менеджеры и служащие осознают поставленные задания и становятся опытнее. При этом улучшается соотношение «затраты – эффективность».
Диверсификация означает поставку на рынок продукта или услуг, которые в глазах потребителя явно отличаются от конкурирующих. Организации, которые могут провести диверсификацию, имеют возможность возведения непреодолимых барьеров для проникновения новых конкурентов.
В целом эти препятствия для проникновения конкурентов в разных отраслях промышленности различаются. При этом даже в пределах конкретной отрасли одни барьеры более значительны, чем другие. Поэтому вне зависимости от сферы производства разработчик стратегии должен определить, какие препятствия реально существуют и в какой степени они усложняют проникно- вение на рынок при данных конкретных условиях среды.
Власть покупателей и власть поставщиков. Покупатели и поставщики конкурируют в отрасли из-за влияния на величину прибыли. Чем значительней власть первых, тем более вероятно, что прибыль будет меньше. Власть покупателей над поставщиками в отрасли зависит от целого ряда характеристик положения на данном рынке. Власть покупателей, вероятнее всего, будет велика при следующих обстоятельствах:
●
когда покупатели сконцентрированы;
●
есть альтернативные источники снабжения;
●
когда стоимость сырья составляет значительную часть общей стои- мости продукции.
В этом случае покупатели будут более придирчивы к цене и окажут экономическое давление на поставщиков.
Условия, при которых будет велика власть поставщиков, следующие:
●
поставщики сконцентрированы;
●
стоимость замены одного поставщика другим велика;
●
покупатели поставщика не имеют для него большого значения.
Если выполняется одно или более из этих условий, весьма вероятно, что поставщик не будет придавать особого значения стабильным и долгосрочным отношениям со своими покупателями.
Угрозы со стороны заменителей товара или услуги. В общем смысле все предприятия данной отрасли конкурируют с отраслями, производящими товары-
103
Сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство
01 Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях
02 Лесное хозяйство и предоста- вление услуг в этой области
В
Рыболовство, рыбоводство 05 Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях
С
Добыча полезных ископаемых
СА
Добыча топливно-энергетичес- ких полезных ископаемых
10 Добыча каменного угля, бу- рого угля и торфа
11 Добыча сырой нефти и при- родного газа, предоставление услуг в этих областях
12 Добыча урановой и ториевой руд
СВ
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
13 Добыча металлических руд
14 Добыча прочих полезных ископаемых
D
Обрабатывающие производ-
ства
DA
Производство пищевых продук- тов, включая напитки и табак
15 Производство пищевых про- дуктов, включая напитки
16 Производство табачных изделий
DB
Текстильное и швейное произ- водство
17 Текстильное производство
18 Производство одежды; выдел- ка и крашение меха
95
Продолжение табл. 5.1 1
2 3
DC
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
19 Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
DD
Обработка древесины и произ- водство изделий из дерева
20 Обработка древесины и произ- водство изделий из дерева и проб- ки
DE
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
21 Производство целлюлозы, дре- весной массы, бумаги, картона и изделий из них
22 Издательская и полиграфичес- кая деятельность, тиражирование записанных носителей информации
DF
Производство кокса, нефтепро- дуктов и ядерных материалов
23 Производство кокса, нефтепро- дуктов и ядерных материалов
DG
Химическое производство
24 Химическое производство
DH
Производство резиновых и пласт- массовых изделий
25 Производство резиновых и пласт- массовых изделий
DI
Производство прочих неметалл- лических минеральных продуктов
26 Производство прочих неметал- лических минеральных продуктов
DJ
Металлургическое производство и производство готовых металлических изде- лий
27 Металлургическое производство
28 Производство готовых метал- лических изделий
DK
Производство машин и обо- рудования
29 Производство машин и обору- дования
DL
Производство электрооборудо- вания, электронного и оптичес- кого оборудования
30 Производство офисного обору- дования и вычислительной техники
31 Производство электрических ма- шин и электрооборудования
32 Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи
33 Производство изделий меди- цинской техники, средств изме- рений, оптических приборов и ап- паратуры, часов
DM
Производство транспортных средств и оборудования
34 Производство мебели и прочей продукции, не включенной в дру- гие группировки
37 Обработка вторичного сырья
96
Продолжение табл. 5.1 1
2 3
Е
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
40 Производство, передача и рас- пределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды
41 Сбор, очистка и распределе- ние воды
F
Строительство
45 Строительство
G
Оптовая и розничная торгов-
ля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, быто-
вых изделий и предметов лич-
ного пользования
50 Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт
51 Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
52 Розничная торговля, кроме тор- говли автотранспортными сред- ствами и мотоциклами; ремонт бы- товых изделий и предметов лич- ного пользования
H
Гостиницы и рестораны
55 Деятельность гостиниц и ресто- ранов
I
Транспорт и связь
60 Деятельность сухопутного тран- спорта
61 Деятельность водного транспорта
62 Деятельность воздушного тран- спорта
63 Вспомогательная и дополни- тельная транспортная деятельность
64 Связь
J
Финансовая деятельность
65 Финансовое посредничество
66 Страхование
67 Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредни- чества и страхования
97
Окончание табл. 5.1 1
2 3
К
Операции с недвижимым иму-
ществом, аренда и предостав-
ление услуг
70 Операции с недвижимостью
71 Аренда машин и оборудова- ния без оператора, прокат бытовых изделий и предметов личного пользования
72 Деятельность, связанная с исполь- зованием вычислительной техники и информационных технологий
73 Научные исследования и раз- работки
74 Предоставление прочих видов услуг
L
Государственное управление
и обеспечение военной безо-
пасности; обязательное соци-
альное обеспечение
75 Государственное управление и обеспечение военной безопас- ности; обязательное социальное обеспечение
М
Образование
80 Образование
N
Здравоохранение и предос-
тавление социальных услуг
85 Здравоохранение и предостав- ление социальных услуг
O
Предоставление прочих ком-
мунальных, социальных и пер-
сональных услуг
90 Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятель- ность
91 Деятельность общественных объединений
92 Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
93 Предоставление персональных услуг
Р
Предоставление услуг по
ведению домашнего хозяй-
ства
95 Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства
Q
Деятельность
экстерриториальных
организаций
99 Деятельность экстерриториальных организаций
В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последо- вательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков, и его структура представлена в следующем виде:
XX – класс;
98
ХХ.Х – подкласс;
ХХ.ХХ – группа;
ХХ.ХХ.Х – подгруппа;
ХХ.ХХ.ХХ – вид.
В классификатор введены разделы и подразделы с сохранением их буквенных обозначений. Например:
Раздел D. Обрабатывающие производства.
Подраздел DК. Производство машин и оборудования.
29 Производство машин и оборудования.
29.1 Производство механического оборудования.
29.11 Производство двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей.
29.11.1 Производство двигателей, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных.
29.11.2 Производство турбин.
29.11.21 Производство паровых турбин.
29.11.22 Производство гидравлических турбин и водяных колес.
29.11.23 Производство газовых турбин, кроме турбореактивных и тур- биновинтовых.
Различия между ОКОНХ и ОКВЭД содержатся не только в перечне группировок и их содержании, но прежде всего в самом принципе классификации: единицей классификации в ОКОНХ является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, в ОКВЭД – вид экономической деятельности, который характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуска продукции (оказанием услуг). В качестве клас- сификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс
(технологию) производства и т. п. В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак
«используемые сырье и материалы».
В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организа- ционно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.
99
5.2. Методы оценки конкурентоспособности отрасли
Конкурентоспособность отрасли – это способность хозяйствующих субъектов, действующих в ее рамках, участвовать в соревновании с реальными и потенциальными конкурентами за потребителя на отраслевом рыночном сегменте в конкретный период времени благодаря определенному сочетанию свойств производимых товаров, условий воспроизводства основных факторов производства и использованию других управляемых факторов.
Конкурентоспособность отрасли следует определять как относительную характеристику, отражающую основные отличия данной отрасли от других как по степени удовлетворения своими товарами или услугами (определяя их конкурентоспособность) конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
Характеристика конкурентоспособности отрасли включает возможности и динамику приспособления отрасли к изменяющимся условиям конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Это отличие обусловлено временны´м фактором (все экономические процессы ограничены временем). Длительность изучения должна быть не менее срока становления продукции в отрасли, т. е. выпуска на рынок новых товаров. Кроме того, система факторов, влияющих на конкурентоспособность отрасли, может быть проконтролирована со стороны производителя. Речь идет о внутренних и внешних факторах. К первым относят факторы конкурентных преимуществ отрасли, ко вторым, соответственно – внешние параметры социально-экономической среды, вне сферы непосред- ственного влияния отрасли.
Конкурентные преимущества отрасли можно распределить по двум группам:
I группа – конкурентные преимущества, формируемые на уровне пред- приятий отрасли;
II группа – конкурентные преимущества, формируемые на отраслевом уровне экономики: «отраслевые конкурентные преимущества».
Отраслевые конкурентные преимущества – это преимущества, которыми могут воспользоваться все предприятия отрасли, т. е. преимущества, обусловленные спецификой, структурой отрасли, факторными условиями,
100
параметрами спроса на отраслевой продукт, развитостью специализированной инфраструктуры и т. п.
1
Особенностью отраслевых преимуществ является то, что они, как правило, не могут быть созданы на уровне отдельных предприятий, но могут использоваться всеми предприятиями для укрепления своего конкурентного положения и повышения потенциала прибыльности.
Отраслевые конкурентные преимущества открывают перед предприя- тиями определенные возможности, но не все предприятия могут с одинаковым успехом использовать их в силу особенностей внутренней среды.
В формировании отраслевых конкурентных преимуществ заинтересованы все предприятия отрасли, поскольку данные преимущества способствуют повышению прибыльности, а благодаря прибыльности повышается конку- рентоспособность отрасли. Укрепление основных конкурентных преимуществ не снижает конкуренцию на отраслевом рынке, а переводит ее на более высокий качественный уровень, способствует освоению более совершенных источников конкурентных преимуществ.
На сегодняшний день существуют различные подходы к оценке конкурентоспособности отрасли. Рассмотрим некоторые из них.
Модель анализа «пяти сил» конкурентной среды М. Портера
2
Модель М. Портера основывается на следующих положениях структурного анализа конкурентной среды отрасли:
1. Конкуренция выходит за пределы конкурирующих предприятий.
2. При проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и в этой связи исследовать потенциальные уровни воздействия на предприятие следующих ключевых сил (см. рис. 5.1):
●
угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов;
●
власть покупателей;
●
власть поставщиков;
●
угрозы со стороны заменителей товара или услуги;
●
уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.
1
Савельева Н. А. Роль конкурентных преимуществ в формировании конкуренто- способности отрасли // Экономика и производство. 2004. № 4.
2
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.:
Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
101
1
Особенностью отраслевых преимуществ является то, что они, как правило, не могут быть созданы на уровне отдельных предприятий, но могут использоваться всеми предприятиями для укрепления своего конкурентного положения и повышения потенциала прибыльности.
Отраслевые конкурентные преимущества открывают перед предприя- тиями определенные возможности, но не все предприятия могут с одинаковым успехом использовать их в силу особенностей внутренней среды.
В формировании отраслевых конкурентных преимуществ заинтересованы все предприятия отрасли, поскольку данные преимущества способствуют повышению прибыльности, а благодаря прибыльности повышается конку- рентоспособность отрасли. Укрепление основных конкурентных преимуществ не снижает конкуренцию на отраслевом рынке, а переводит ее на более высокий качественный уровень, способствует освоению более совершенных источников конкурентных преимуществ.
На сегодняшний день существуют различные подходы к оценке конкурентоспособности отрасли. Рассмотрим некоторые из них.
Модель анализа «пяти сил» конкурентной среды М. Портера
2
Модель М. Портера основывается на следующих положениях структурного анализа конкурентной среды отрасли:
1. Конкуренция выходит за пределы конкурирующих предприятий.
2. При проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и в этой связи исследовать потенциальные уровни воздействия на предприятие следующих ключевых сил (см. рис. 5.1):
●
угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов;
●
власть покупателей;
●
власть поставщиков;
●
угрозы со стороны заменителей товара или услуги;
●
уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.
1
Савельева Н. А. Роль конкурентных преимуществ в формировании конкуренто- способности отрасли // Экономика и производство. 2004. № 4.
2
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.:
Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
101
Рис. 5.1. Модель «пяти сил» конкурентной среды М. Портера
3. Методика структурного анализа позволяет предприятию разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, позволит занять прочную позицию при столкновении с различными конкурентными силами.
Угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов. Ее веро- ятность определяется высотой существующих барьеров и уровнем усилий, необходимых для их преодоления. Наиболее серьезными барьерами для проникновения являются эффект масштаба, величина необходимого для проникновения на рынок капитала, возможность доступа к каналам распростра- нении, эффект роста производительности, диверсификация.
Эффект масштаба. Он достигается тогда, когда общие постоянные производственные затраты распределяются на большее количество продукции.
При этом многие расходы на единицу продукции, такие как расходы на содержание складов, служб (бухгалтерии, охраны, экспедиции и пр.), приобретение материалов и погрузочно-разгрузочные работы, по мере увели- чения объемов производства снижаются. Эффект масштаба различен и зависит от отрасли промышленности, в которой работает организация.
Потребности в капитале для проникновения на рынок. Они связаны эф- фектом масштаба и относятся к тем затратам, которые организация должна понести, чтобы внедриться в отрасль и успешно действовать в ней.
102
Доступ к каналам распространения. В данном случае речь идет о возмож- ности доступа к эффективным и выгодным каналам распространения продук- ции или услуг.
Эффект роста производительности. Производительность возрастает по мере того как рабочие, менеджеры и служащие осознают поставленные задания и становятся опытнее. При этом улучшается соотношение «затраты – эффективность».
Диверсификация означает поставку на рынок продукта или услуг, которые в глазах потребителя явно отличаются от конкурирующих. Организации, которые могут провести диверсификацию, имеют возможность возведения непреодолимых барьеров для проникновения новых конкурентов.
В целом эти препятствия для проникновения конкурентов в разных отраслях промышленности различаются. При этом даже в пределах конкретной отрасли одни барьеры более значительны, чем другие. Поэтому вне зависимости от сферы производства разработчик стратегии должен определить, какие препятствия реально существуют и в какой степени они усложняют проникно- вение на рынок при данных конкретных условиях среды.
Власть покупателей и власть поставщиков. Покупатели и поставщики конкурируют в отрасли из-за влияния на величину прибыли. Чем значительней власть первых, тем более вероятно, что прибыль будет меньше. Власть покупателей над поставщиками в отрасли зависит от целого ряда характеристик положения на данном рынке. Власть покупателей, вероятнее всего, будет велика при следующих обстоятельствах:
●
когда покупатели сконцентрированы;
●
есть альтернативные источники снабжения;
●
когда стоимость сырья составляет значительную часть общей стои- мости продукции.
В этом случае покупатели будут более придирчивы к цене и окажут экономическое давление на поставщиков.
Условия, при которых будет велика власть поставщиков, следующие:
●
поставщики сконцентрированы;
●
стоимость замены одного поставщика другим велика;
●
покупатели поставщика не имеют для него большого значения.
Если выполняется одно или более из этих условий, весьма вероятно, что поставщик не будет придавать особого значения стабильным и долгосрочным отношениям со своими покупателями.
Угрозы со стороны заменителей товара или услуги. В общем смысле все предприятия данной отрасли конкурируют с отраслями, производящими товары-
103
заменители. Товары-заменители ограничивают потенциальную прибыльность отрасли производства, определяя потолок на те цены, которые предприятия отрасли могли бы выгодно для себя установить. Анализ товаров-заменителей включает выявление продукции, которая выполняет те же функции, что и продукция, выпускаемая данной отраслью. Замена, таким образом, может происходить по целому ряду различных направлений:
●
прямая замена, т. е. когда один товар прямо заменяет другой;
●
косвенная замена – один товар опосредованно заменяется другим, способным выполнять сходные функции (так, например, искусственные ткани заменяют натуральные).
Сам факт возможности замены порождает важнейшие с точки зрения стратегического планирования вопросы:
●
какова степень угрозы, что заменители (прямые или косвенные) повлияют на деятельность предприятия?
●
что должно делать предприятие, чтобы избежать угрозы появления подобных заменителей?
Ответы на эти вопросы всегда носят конкретный, ситуационный характер и могут быть получены в результате специально спланированных и проведен- ных исследований.
Уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.
Степень напряженности борьбы между существующими конкурентами также важна и заслуживает рассмотрения в структурном анализе. В конце концов, интенсивность борьбы является важнейшей структурной особенностью, определяющей природу конкуренции в данной отрасли. Борьба обычно возникает в связи с тем, что конкуренты ощущают давление или же видят возможность улучшения своего положения в отрасли. М. Портер выделяет следующие взаимодействующие структурные факторы, которые ведут к росту интенсивности конкуренции
1
:
1. Сосуществование сбалансированных конкурентов. Такая ситуация складывается, когда конкуренты имеют сходные характеристики. В этом случае можно прогнозировать опасность жесткой конкуренции.
2. Сосуществование конкурентов на рынке медленного роста. На медлен- но растущих рынках конкуренты стремятся утвердиться в качестве лидеров.
3. Высокие постоянные затраты. Как указывает М. Портер, высокие постоянные затраты оказывают сильное давление на все предприятия при
1
Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов.
М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
104
●
прямая замена, т. е. когда один товар прямо заменяет другой;
●
косвенная замена – один товар опосредованно заменяется другим, способным выполнять сходные функции (так, например, искусственные ткани заменяют натуральные).
Сам факт возможности замены порождает важнейшие с точки зрения стратегического планирования вопросы:
●
какова степень угрозы, что заменители (прямые или косвенные) повлияют на деятельность предприятия?
●
что должно делать предприятие, чтобы избежать угрозы появления подобных заменителей?
Ответы на эти вопросы всегда носят конкретный, ситуационный характер и могут быть получены в результате специально спланированных и проведен- ных исследований.
Уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами.
Степень напряженности борьбы между существующими конкурентами также важна и заслуживает рассмотрения в структурном анализе. В конце концов, интенсивность борьбы является важнейшей структурной особенностью, определяющей природу конкуренции в данной отрасли. Борьба обычно возникает в связи с тем, что конкуренты ощущают давление или же видят возможность улучшения своего положения в отрасли. М. Портер выделяет следующие взаимодействующие структурные факторы, которые ведут к росту интенсивности конкуренции
1
:
1. Сосуществование сбалансированных конкурентов. Такая ситуация складывается, когда конкуренты имеют сходные характеристики. В этом случае можно прогнозировать опасность жесткой конкуренции.
2. Сосуществование конкурентов на рынке медленного роста. На медлен- но растущих рынках конкуренты стремятся утвердиться в качестве лидеров.
3. Высокие постоянные затраты. Как указывает М. Портер, высокие постоянные затраты оказывают сильное давление на все предприятия при
1
Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов.
М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
104